Двенадцать лет назад многие были уверены, что история Джона Рэмбо завершится на четвертом фильме – а потому даже критики оказались к нему благосклонны. Как мы теперь знаем, Сильвестр Сталлоне в итоге всех обманул – но вспомнить, как теперь выясняется, не последнюю, а всего лишь предыдущую серию от этого не менее приятно.
Трилогия «Рэмбо» относится к типичным боевикам 1980-1990 годов, в которых сюжет отодвигается на второй план, уступая первенство абсурду, не всегда уместному черному юмору и безумству главных героев. Но нельзя отрицать главного – эти самые главные герои тех самых боевиков стали примером подражания всех мальчишек того времени. Так и Джон Рэмбо стал символом мужества и силы. Поэтому вышедший на экраны в 2007 году фильм «Рэмбо IV» оказался настоящим подарком для детей девяностых, которым иногда хочется вернуться в детство.
Сюжет разворачивается спустя двадцать лет после событий третьей части. После войны в Афганистане Джон Рэмбо ведет тихую и размеренную жизнь в Бангкоке. Однако в один день его спокойствие потревожила группа христианских миссионеров. Наслышанные о бесстрашии и храбрости бойца, они обращаются к нему с просьбой переправить их через реку в Бирму, где происходят военные действия и где они хотят помочь племени карен. Сначала Джон отвечает на эти уговоры категоричным отказом, но после сдается и соглашается. А уж когда во время опасной экспедиции группа таинственным образом исчезает, Рэмбо принимает единственно верное решение – самому принять участие в спасательной операции и снова взяться за оружие…
Продолжения легендарных фильмов зачастую отличаются низкими оценками на кинопорталах и негативными отзывами кинокритиков. Но «Рэмбо IV» можно смело назвать удачным продолжением трилогии 80-х: финал (как тогда предполагали) истории о Джоне Рэмбо заслуженно получил более высокие оценки, чем немного абсурдные и нелогичные вторая и третья части. Сильвестру Сталлоне удалось, казалось бы, невозможное – успешно возродить франшизу. Конечно, картина не лишена изъянов, но все равно остается качественным боевиком, продолжающим историю полюбившегося зрителям героя.
К слову, изначально Сталлоне не хотел садиться в режиссерское кресло, так как не был уверен, что справится со съемками фильмами - чего нельзя сказать о вышедшем годом ранее «Рокки Бальбоа» - вот там сомнений почему-то не было.
Первоначально задумывалось, что действие фильма будет происходить в Мексике, но Сильвестр Сталлоне все переиграл – и съемки происходили в Таиланде, на границе с Мьянмой (эту страну до сих пор зачастую по старинке называют Бирмой). При этом съемочная команда столкнулась с проблемой ввоза в государство огромного количества оружия и амуниции (не поэтому ли свое легендарное мачете Сталлоне сделал собственными руками?).
Как результат: в Мьянме просмотр фильма считается тяжким преступлением и карается десятью годами тюремного заключения! А за распространение DVD-дисков с этой лентой и вовсе грозит пожизненное заключение или даже смертная казнь. Но все равно прозвучавшая в картине фраза «Жить ради ничего или умереть ради чего-то» («Live for nothing or die for something») стала лозунгом среди местных повстанцев.
В фильме стало больше жестокости, насилия и крови. Количество убитых на протяжении всего хронометража составило 236 человек (по некоторым оценкам даже 238). В среднем за две минуты погибают пятеро. Стоит отметить, что это число с каждой частью увеличивалось чуть ли не в геометрической прогрессии – 1, 69, 132 и 238.
При этом происходящее на экране максимально приближено к реальности (за исключением эпичной сцены с пулеметом – кто смотрел, тот поймет). «Рэмбо IV» без прикрас показывает, что происходит на войне на самом деле: основной упор сделан на то, как люди «идут по головам» на пути к своей цели. Экшен-сцены поражают зрителя своей масштабностью и реалистичностью: уничтожение деревни и массовые убийства местных жителей мьянманскими солдатами, жестокие «полевые игры», грандиозный последний бой, показывающий крутость ветерана войны… Кстати, многие кинокритики называют финальную сцену битвы одной из лучших в жанре за последние годы.
И что важно: благодаря такому подходу Джон Рэмбо перестает быть в глазах зрителя просто хладнокровной и непоколебимой машиной для убийств. В первую очередь главный герой предстает перед нами мудрым и терпеливым человеком, прошедшим через многое.
Бюджет фильма составляет 55 млн долларов – за эти деньги работа получилась достойная. Хорошие спецэффекты, правдоподобные взрывы, хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Не всем может прийтись по вкусу работа оператора, так как камера постоянно дрожит и скачет из стороны в сторону. Но в этом есть своя логика, ведь война – это постоянный хаос, и этим приемом оператор старался передать царящую на поле военных действий атмосферу.
Если тут нужен какой-либо вердикт, то он таков: четвертую серию франшизы мы рекомендуем к просмотру, даже если вы остались разочарованны второй и третьей частями (или же вовсе не смотрели трилогию). У молодого поколения этот брутальный и адреналиновый боевик в духе 90-х (но с более правдоподобной картинкой) не вызовет раздражения, так как снят он достаточно качественно.
Читайте также:
Рэмбо жил, Рэмбо жив, Рэмбо будет жить: от «Первой крови» до «Последней» (фильм 1-й) Джон Рэмбо возвращается – в этом сентябре мир увидит пятую серию о злоключениях легендарного героя. Готовясь к этому событию, мы решили пересмотреть всю франшизу, чтобы взглянуть на неё новыми глазами – и сегодня публикуем эссе, посвящённое «Первой крови», вышедшей в необыкновенно далёком 1982-м году…