Кстати, нашёл я эту книгу до того, как вышли «Звёздные войны». Как раз через две недели после того, как я её дочитал, мы, студенты, пошли смотреть новый фильм на студию «ХХ век Фокс» - и я смотрел «Звёздные войны» и видел: вот шаг первый, вот шаг второй, шаг третий, четвёртый… Всё то, что было описано в книге! И я подумал: «Наверное, Лукас тоже прочитал Кэмпбелла», - и много лет спустя я узнал, что да, так оно и было, он много потом говорил о том, что без этой «карты» не смог бы сделать своего фильма.
Я не знаю, хорошо ли это – иметь карту, или плохо. Многие сейчас говорят, что им надоел этот якобы единственный путь рассказывания историй: надоело, что все истории одинаково разворачиваются, имеют одинаковые поворотные пункты, одинаково подходят к финалу. Но мне кажется, что это очень узкий взгляд на мир. Потому что я рассказываю вам не просто о карте, для меня это возможность передать вам свой жизненный опыт! Я об этом говорю уже десять тысяч раз, но всякий раз, когда я говорю об этом, по моему телу пробегают мурашки – и это потрясающее ощущение.
После университета я пошёл работать на студию и занимался тем, что читал все сценарии и писал к ним свои комментарии. Я был из числа тех людей, что на первом этапе говорят, хороша эта история или нет, дают авторам какие-то рекомендации, как сделать эту историю лучше. Я делал это для студии десять тысяч раз: десять тысяч историй, десять тысяч ответов – звучит как ложь, но это правда. А если вы что-то делаете десять тысяч раз, вы становитесь в этом деле мастером. Что-то щёлкает у вас в голове – и вы не просто находите карту, но уже сами её составляете. И когда я осознал это, то понял, что пора писать книжку.
Сперва я написал об этом очень коротко, получилось всего семь страниц, которые я распространил по студии. И эти семь страниц вдруг стали очень важным документом: их стали копировать, передавать по факсу коллегам!.. Это было похоже на компьютерный вирус в мозге Голливуда: все стали говорить на этом языке, это стало частью рассказывания голливудских историй. Тогда я понял, что надо взять этот маленький текст – и развить его в большую книгу. Что в итоге и стало моим «ковром-самолётом», при помощи которого я смог путешествовать по всему миру – и благодаря которому я оказался сейчас здесь. Удивительно, какую силу может иметь книга!
Я работал в анимационном департаменте «Диснея», искал новые истории, проводил разные исследования, но более всего моё влияние проявилось в любимом многими фильме «Король Лев». Мне тогда открыли дверь и сказали: «Вот это хороший проект для твоих идей, заходи!» И потом, когда я смотрел фильм со своею женой, я всё время ей шептал: «О, смотри, вот это моё, это я придумал, вот этот кусочек!» Например, самое начало с обезьяной, поднимающей львёнка и показывающей его всем, - и луч света тут падает с неба, и музыка достигает своей кульминации!.. Это моё, это я придумал.
Если бы я получал монетку за каждую такую идею, я был бы очень богат. Кроме того я работал ещё на «Фоксе» - например, над «Бойцовским клубом», над «Тонкой красной линией»; это тоже был великолепный опыт.
// <a href="http://www.filmz.ru/"> Настоящее кино</a> </blockquote>
В Москву со своим семинаром прилетел сценарный гуру Кристофер Воглер, автор книги «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино», которая по праву входит в список самых важных книг по сценарному мастерству. Мы побывали на полуторачасовом мастер-классе Воглера – и предлагаем вам практически полную его стенограмму. И сразу спойлер: в своём выступлении лектор вспоминал не только про «Короля Льва» и «Звёздные войны», но упомянул и увиденные им российские фильмы – «Юморист» и «Заповедник»!
Я с детства мечтал попасть в Россию, даже немножко изучал русский язык в школе. Не верил, что это получится, но вот я в Москве уже во второй раз (но это уже совершенно другая Москва). Мне нравятся новые места – и мне очень хочется делиться с людьми тем, что я сам изучал очень долгое время, передавать им всю эту информацию. Поэтому я расскажу вам о том, как работаю, как думаю, о том, что на меня повлияло.
Я сам вовсе не «голливудский парень», я вырос на ферме в Миссури, посередине Соединённых Штатов. Но кино и телесериалы всегда были частью моей жизни: мне хотелось быть там. Мне хотелось открыть этот экран и проникнуть внутрь него, оказаться в этом классном мире историй. Тогда я толком не понимал, кто производит все эти фильмы - кто такие режиссёр, монтажёр, сценарист; я хотел быть актёром. И я стал изучать их секреты, шаг за шагом узнавать, как это всё работает.
Мой путь привёл меня сначала в журналистику. Как журналист я попал в Военно-воздушные силы, где во время Холодной войны снимал документальные фильмы – про спутники, про ракеты, про всю военную технику, что использовалась в США. И лишь потом я поступил в Университет Южной Калифорнии, известный, например, сейчас тем, что там учился Джордж Лукас – за десять лет до меня. И там я продолжил изучать устои этого мира: какие правила тут работают, где карта, чтобы добраться туда, куда я хочу?..
И там было два класса, которые открыли мне глаза. Первый был посвящён анализу истории для кино и телевидения. А второй – жанру нуар. И вот там я узнал о Джозефе Кэмпбелле, который оказал огромное влияние на многих людей, в том числе и на Лукаса. Я нашёл его книгу «Тысячеликий герой» - и понял, что вот она, эта карта, которую я искал, здесь есть все ответы.
Кристофер Воглер на мастер-классе в Москве
Кстати, нашёл я эту книгу до того, как вышли «Звёздные войны». Как раз через две недели после того, как я её дочитал, мы, студенты, пошли смотреть новый фильм на студию «ХХ век Фокс» - и я смотрел «Звёздные войны» и видел: вот шаг первый, вот шаг второй, шаг третий, четвёртый… Всё то, что было описано в книге! И я подумал: «Наверное, Лукас тоже прочитал Кэмпбелла», - и много лет спустя я узнал, что да, так оно и было, он много потом говорил о том, что без этой «карты» не смог бы сделать своего фильма.
Я не знаю, хорошо ли это – иметь карту, или плохо. Многие сейчас говорят, что им надоел этот якобы единственный путь рассказывания историй: надоело, что все истории одинаково разворачиваются, имеют одинаковые поворотные пункты, одинаково подходят к финалу. Но мне кажется, что это очень узкий взгляд на мир. Потому что я рассказываю вам не просто о карте, для меня это возможность передать вам свой жизненный опыт! Я об этом говорю уже десять тысяч раз, но всякий раз, когда я говорю об этом, по моему телу пробегают мурашки – и это потрясающее ощущение.
После университета я пошёл работать на студию и занимался тем, что читал все сценарии и писал к ним свои комментарии. Я был из числа тех людей, что на первом этапе говорят, хороша эта история или нет, дают авторам какие-то рекомендации, как сделать эту историю лучше. Я делал это для студии десять тысяч раз: десять тысяч историй, десять тысяч ответов – звучит как ложь, но это правда. А если вы что-то делаете десять тысяч раз, вы становитесь в этом деле мастером. Что-то щёлкает у вас в голове – и вы не просто находите карту, но уже сами её составляете. И когда я осознал это, то понял, что пора писать книжку.
Сперва я написал об этом очень коротко, получилось всего семь страниц, которые я распространил по студии. И эти семь страниц вдруг стали очень важным документом: их стали копировать, передавать по факсу коллегам!.. Это было похоже на компьютерный вирус в мозге Голливуда: все стали говорить на этом языке, это стало частью рассказывания голливудских историй. Тогда я понял, что надо взять этот маленький текст – и развить его в большую книгу. Что в итоге и стало моим «ковром-самолётом», при помощи которого я смог путешествовать по всему миру – и благодаря которому я оказался сейчас здесь. Удивительно, какую силу может иметь книга!
Я работал в анимационном департаменте «Диснея», искал новые истории, проводил разные исследования, но более всего моё влияние проявилось в любимом многими фильме «Король Лев». Мне тогда открыли дверь и сказали: «Вот это хороший проект для твоих идей, заходи!» И потом, когда я смотрел фильм со своею женой, я всё время ей шептал: «О, смотри, вот это моё, это я придумал, вот этот кусочек!» Например, самое начало с обезьяной, поднимающей львёнка и показывающей его всем, - и луч света тут падает с неба, и музыка достигает своей кульминации!.. Это моё, это я придумал.
Если бы я получал монетку за каждую такую идею, я был бы очень богат. Кроме того я работал ещё на «Фоксе» - например, над «Бойцовским клубом», над «Тонкой красной линией»; это тоже был великолепный опыт.