Полная цитата для сайтов и блогов:
Надо любить свой характер (надо полагать, в значении «character» = «персонаж» – ММ), любить человека, о котором делаешь фильм; вернее, пытаться его любить – и потом передать эту любовь зрителю. Причём мы же любим без причины, мы же не любим, потому что он хороший; мы очень часто любим людей, которые делают ужасные вещи, - и объяснить не можем даже, почему. Поэтому вот эту любовь к своим характерам сложно передать.
И второе – это суть. Каждый ищет свою суть в жизни или в произведении, если он старается что-то создать в своей голове или на экране. И вот эту суть можно назвать правдой, но тут такая вещь: а что такое правда?.. Можно сделать фильм очень современным, про современную жизнь, вот про вас про всех, про любого из вас – и будет всё плохо. А можно создать так, что будет правда – вот она либо чувствуется, либо нет, понимаете?.. Вот так же сложно сделать картину по сути – как о сегодняшнем человеке, так и о человеке шестнадцатого века, или третьего века, или второго века до новой эры. Она как бы просвечивает, эта суть, или не просвечивает. Это, наверное, главное, к чему стремится каждый из художников. И счастлив, когда хоть что-то по сути уцепил, хоть что-то! А когда уж всё – никогда не получится.
Вот когда стал намечаться, вырисовываться смысл фильма… Он же не вырисовывается в сценарии; из хорошего сценария можно сделать очень посредственную картину, а из слабого сценария можно сделать выдающийся фильм, это зависит от того, что привносится на экран. Сценарий – это как ненаписанная партитура, понимаете?.. Нельзя сымпровизировать симфонию Бетховена, тем более сыграть её на современных пишущих машинках или на унитазе – так исполнять её не позволено; хотя сейчас это часто происходит с классическими пьесами на современной сцене…
…И вот стало вырисовываться, что в фильме есть три героя.
Когда я стал искать артистов – вернее, не артистов, а действующих исполнителей, - мы поехали в Каррару. Потому что Карарра – место уникальное. Во-первых, оно освящено: три тысячи лет там добывался мрамор. Три тысячи лет, понимаете!.. Там мрамор добывали ещё для великих античных статуй! Каррарский мрамор – это миф! И вот там в этих деревнях, которым по три тысячи лет, живут люди – и из поколения в поколение добывают мрамор. Они туда подымаются каждое утро и там проводят жизнь.
Туда никого не пустят добывать мрамор, туда не может приехать человек с улицы! Это очень плотный такой класс людей, и только если кто-то женится или выходит замуж, то там появляется новый человек, который тоже должен заниматься тем же самым – добывать мрамор! Они ходят по этим отвесным скалам так, как будто там можно жить, они висят над пропастями!.. Мне было страшно каждое утро ехать туда: слева – пропасть, справа – стена!..
Я когда стал на этих людей смотреть, то думаю: ну какая массовка там? Ну нет такой массовки! Нельзя туда никого привезти, как предлагал кастинг-директор, просто потому, что они там не смогут по этим горам ходить… Естественно, эти люди – уникальные. И поскольку у меня большой опыт и увлечение работать с неактёрами, то я там всех и нашёл – из девятисот мы выбрали пятьдесят уникальных людей. Они уникальны не потому, что они хорошие артисты, они все обычные. Но появилась палитра из этих лиц, которые не могут лгать, я бы так сказал. Вот эти лица – они дают ощущение правды. Хотя мы думаем, что артист даёт ощущение правды, да нет – лицо!
И вот можно сказать, что каррарцы – это один из героев, все вместе. Второй герой – это мрамор. Кусок мрамора. И есть герой, которого мы называем главным, - это Микеланджело. Вот эти три героя определили в результате то, из чего стал получаться фильм. Я бы не мог это сделать в сценарии, но когда я их увидел – это стало невозможно оторвать: их нужно было снимать, импровизировать вместе с ними тексты, которые не были написаны. Да и написать их нельзя, нельзя придумать: жизнь богаче любого воображения.
Это традиция, которую так великолепно нащупал великий итальянский кинематограф, неореализм, снимая людей с улицы. Ощущение вот этой простоты: «Рим – открытый город», «Похитители велосипедов»!.. Я пытался повторить это уже в «Асе Клячиной»… В кинематографе это великая возможность: снимать людей за то, что их лица источают правду.
Когда сценарий писался, он назывался «Сны мрамора». Потому что Микеланджело в своём четверостишье написал, что хотел бы спать, лучше быть камнем, просто камнем… Потом возникло название «Грех». Потом, когда возник этот камень огромный и когда Микеланджело сказал, что это монстр, возникло название «Монстр». Но Эльда Ферри – замечательный продюсер, которой я очень благодарен за то, что она совместно с российским кинематографом взялась за создание этого фильма, – тут говорит: «Андрей, несколько лет назад я уже сняла фильм, который назывался «Монстр». Не стоит и этот фильм так называть, потому что все будут думать, что это какой-то хоррор». Я подумал: действительно. Поэтому вернулся обратно к названию «Грех».
В чём грех героя?
Что бы вы ни подумали, я вам скажу: «Вы правы». Я не могу по-другому отвечать, потому что вот вы как зритель посмотрели картину, вышли и озадачились: «А в чём же грех?» – вот уже и хорошо. Потому что если надо отвечать на этот вопрос, это значит, я должен выступать перед каждым сеансом или после, чтоб рассказывать, что я имел в виду. Поэтому что бы зритель ни подумал, мы уже обречены говорить: «Вы правы»… Я сам думаю иногда: «А в чём же там грех?» – и по-разному иногда сам себе отвечаю.
Почему понятие греха всегда актуально?
Я не отвечаю на этот вопрос, мне трудно ответить. Вы знаете, мало что изменилось, на мой взгляд, и вряд ли должно измениться. Человеческим поведением движет страх – смерти, страх голода, страх холода и страх унижения. Мы испытываем этот страх ежедневно по разным поводам. Страшно, что у нас что-то отнимут, или страшно, что нам чего-то не дадут, чего мы ждём. Это нормально, это естественно, потому что этот страх и гарантирует выживание человека или даже любого существа органического, которое движется.
Этот страх жив ещё и потому, что существует в мире алчность. И эта алчность – она пока непобедима, и в любом обществе она существует.
Какие источники использовались в работе?
Ну, книжек много по Микеланджело. Вы знаете, чем больше книжек, тем сложнее писать сценарий. Потому что все факты жизни Микеланджело очень хорошо известны, задокументированы: его письма домой, его переписка с сильными мира сего, с банкирами, с семьёй… Когда мы писали сценарий о Рублёве, там было проще, потому что фактов о Рублёве очень мало, там можно было фантазировать. Здесь фантазировать было гораздо сложнее, потому что всё известно. Поэтому было сложнее отливать, конкретизировать период, в котором можно было бы выразить проблемы, драматургию движения его характера.
Книг много замечательных, очень интересных. Вам советую почитать две книги, три. Одна называется «Потолок Микеланджело» – это о Сикстинской капелле. Вторая книга замечательная – о Микеланджело в Карраре, где он провёл шесть лет, а потом строил дорогу и разрабатывал нетронутые карьеры над Пьетрасантой. Его заставили делать это там, хотя он привык работать в Карраре, а ему сказали: работай там, потому что там нам дешевле. Собственно, Медичи его заставили туда переехать.
И третья книга тоже очень хорошая (то есть много книг замечательных, ещё Вазари о Микеланджело писал) – книга английского учёного, которая называется «Богатство Микеланджело»: там написано, как он зарабатывал и на что тратил. Подробно представлены все счета, тогда уже вся бухгалтерия была налажена очень хорошо: дебет, кредит, где в какой банк отправил деньги… Вот эти три книги определили во многом вот такую материальную творческую биографию.
Но важно, в общем-то, другое. Я обнаружил, уже практически кончив сценарий, что Микеланджело вообще никогда не делает скульптур: не стучит резцом, не бьёт по камню – так, что из-под его резца выходит нечто гениальное. Я сначала думал: «Как же так получается?..» – а потом понял: то же самое было в «Рублёве», он ни разу не пишет ничего у нас. Просто потому, что когда показывают изображения художника, который пишет картины в мучениях, или делает скульптуры в мучениях, или пишет музыку в мучениях, – это такое упрощение процесса, при котором зрителю как бы рассказывается заранее, что это – гениально. Вот Чайковский пишет музыку – и заранее ясно, что это гениально, потому что зачем иначе писать музыку, если она бездарна?..
Поэтому, наверное, дело не в этом. Дело в том, что всё, что вокруг, важнее показать для того, чтобы у зрителя были впечатления, что породило его творчество. Вот что породило творчество Микеланджело? Эпоха, естественно, ну а как же. Люди, которых он встречал. То, что он видел вокруг себя, когда писал, что «вокруг позор и унижения». Вот это и было самое интересное, наверное. Это и было то, что питало его, когда он делал своё искусство.
Можно делать в таком же духе и про любого художника, вообще про любого человека – что формирует его точку зрения? То, что вокруг него те люди, которых он видит.
Будет ли продолжение?
Это вообще приятный вопрос – в том смысле, что очень сложно сделать фильм или поставить спектакль, чтобы зритель хотел, чтобы было продолжение. Очень часто смотришь на какое-нибудь произведение и думаешь: «Ну, понятно всё, пора уже пиво пить». И вот эта нетерпеливость – конец ясен – губительна для произведения искусства. Поэтому я очень стараюсь сделать так, чтобы зрителю хотелось, чтобы было продолжение, – а уже всё кончилось. Это такой процесс отбора, в любом произведении искусства – отбор, отбор, отбор! Чтобы хотелось, чтоб продолжалось. Но я не думаю, что продолжение будет, – и поэтому смотрите второй раз.
Я так думаю: зачем этот фильм вообще?.. Вы знаете, сейчас такое время, что у многих молодых людей слово «Моцарт» ассоциируется с шоколадными конфетами венскими. А если Микеланджело – значит, одеколон «Давид»… И мне просто хотелось бы, чтобы люди полюбили этого человека, каким я себе его представлял, даже не зная его скульптур (хотя большинство из нас как-то их всё же представляет). «О, я знаю этого человека, я его люблю, я похож на него – или он похож на меня». А потом, может, зритель придёт в музей – и скажет: «О, «Давид»! Кто это сделал? А, Микеланджело, как же, классный мужик!..» Вот эта цель – цель сделать его близким человеком, несмотря на… Вернее, благодаря – благодаря его слабостям, а не «несмотря».
Читайте также:
Мастер-класс Кристофера Воглера: «Что происходит с героем – происходит и с вами»
«Мы берём только ту работу, от которой сами прёмся»: мастер-класс Меркуловой и Чупова
Надав Лапид, автор «Синонимов»: «В определённом смысле это фильм о супергерое»
Мастер-класс Тома Бальме: документальное кино и его секреты
Мастер-класс Нанни Моретти: часть 1
Режиссерская версия: Роман Балаян (часть 1)
Режиссерская версия: Александр Митта (часть первая)
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 16: Чеховское ружьё
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 17: Почему «Нива»?
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 18: Дежурная часть
Ссылка с анонсом для блога:
Ссылка для форума:
Постоянная ссылка:
|
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |