Никита Михалков о семге, ММКФ и больших деньгах
автор Журнал "Итоги" | 20.06.2002
"Главная проблема, которая стояла три года назад, - отсутствие качественного кино. Сегодня она решена. А когда есть кино, нехватка денег переживается легче. Если кому-то не достанется семги на фуршете, можно будет закусить чем-то другим", - считает президент ММКФ Никита Михалков
Двадцать первого июня начнется XXIV Московский международный кинофестиваль. Кто из звезд прибудет на форум, организаторы все еще держат в секрете, вернее, опасаются давать обещания, зная ветреность и капризность кинокумиров. Но приятные новости для наших любителей кино уже есть: в конкурсе фестиваля участвуют целых три российских картины: "Чеховские мотивы" Киры Муратовой, "Кукушка" Александра Рогожкина и дебют клипмейкера Романа Прыгунова "Одиночество крови". О том, что представляет собой сегодня ММКФ, его проблемах и значении в культурной жизни страны рассказывает президент фестиваля Никита Михалков.
- Никита Сергеевич, что значит для вас ММКФ?
- Тридцать лет назад Московский кинофестиваль был для меня фиестой. Праздником. Это было кино, общение и никогда - работа. А сегодня это тяжелый труд. Я бы хотел, чтобы он не был виден гостям и участникам фестиваля. Высочайший класс, когда все получается как бы само собой. И привезли, и отвезли, и обласкали, и накормили, и классная проекция, и перевод. Трудно, но к этому надо стремиться.
- Волнуетесь, как воспримут фестиваль гости, кинокритика?
- На сегодняшний день мы немного успокоились. Суетливое желание всем понравиться, щеки надувать, что является частью нашего национального бытия, к счастью, проходит. С течением времени стало понятно, что главное для фестиваля - уровень и качество кино. А не уровень меню на фуршетах. Еще всех обычно волнует, будет или не будет премьер правительства на открытии, будет или не будет президент? Когда уровень фестиваля и отношение к нему определяются присутствием должностных лиц первого эшелона, а не кинематографа, из этого делаются выводы такие: пришел премьер - к Михалкову хорошее отношение, не пришел - плохое. Я очень хочу, чтобы был премьер, но если его не будет - ну не будет. Значит, он занят. Ширак не ездит на Каннский фестиваль, и я думаю, что Буш не приезжает на Нью-Йоркский.
- Почему в прошлом году в конкурсе не участвовало ни одной российской картины?
- Это было абсолютно справедливо, хоть и обидно. Но мы избежали кокетливого заполнения ниши любой ценой. Сегодня в конкурсе три русских фильма. И для меня как председателя правления Союза кинематографистов и президента фестиваля это самое главное: мы не шифруем пустоту, а пытаемся двигаться вперед в довольно сложных условиях.
- Какие проблемы стоят перед фестивалем?
- Проблемы безопасности в связи со всем, происходящим вокруг. Приезд звезд. И дело не в том, что вот, мол, гад, не приехал, а обещал! А в том, что с их приездом всегда связано много нервотрепки: охрана, номера в гостинице, протокол, программа пребывания. Есть еще проблема субсидий. Инфляция съела почти 350 тысяч долларов.
- "Съеденные" 350 тысяч как-нибудь скажутся на уровне звезд, которые должны приехать?
- ММКФ ни одной копейки не платит тем, кто приезжает на фестиваль. Я знаю, что эта добрая традиция существует на многих фестивалях. Но мы денег не платим и платить не будем. Мы не будем платить деньги за посещение нашей страны. Это принципиально важный вопрос. Я убежден, что приехать по приглашению на ММКФ - очень почетная и приятная миссия.
- А на программе фестиваля похудевший бюджет скажется?
- Какие-то потери, конечно, будут, но, я надеюсь, не очень заметные. Самая главная проблема, которая остро стояла три года назад, - отсутствие качественного кино. Сегодня она решена. А когда есть кино, когда есть о чем говорить, нехватка денег переживается легче. Если будут гнутые ложки на фуршете или кому-то не достанется семги, можно будет закусить чем-то другим.
- То есть программа фестиваля будет безупречна?
- Ну знаете, совершенству нет предела. Мне приходилось видеть конкурсные картины на многих фестивалях, где я был членом жюри и даже председателем, как на Сан-Себастьянском и Берлинском, и должен сказать, что уровень кино, которое приходилось смотреть, был такой, что мама дорогая! Но это как раз и есть тонкость политики тех, кто занимается программами: соединение несоединимого. Создание системы, при которой какая-то картина на фоне других выглядит лучше. Можно опускаться и делать ужасающие программы, а можно, наоборот, поднимать уровень программ. Сегодня уровень программ нашего фестиваля принципиально выше уровня, который был три года назад.
- Несмотря на это, зрители вряд ли будут ломиться на фестивальные просмотры...
- Огромное количество информации, которое сегодня люди черпают по телевидению и в Интернете, в определенном смысле вымывает интерес к кинематографу. Но все равно будут люди, для которых кино не может быть заменено ничем. И когда приходишь в кинотеатр "Пушкинский" в двенадцать ночи и видишь практически полный зал - это удивляет и одновременно очень радует. Сейчас интерес растет, потому что растет прокат. Растет производство отечественных фильмов. Это дает мне надежду, хотя, может быть, мы и не доберемся до прежнего ажиотажа. Да и вокруг Каннского фестиваля ажиотаж уже не тот.
- Почему в рамках фестиваля состоится вручение призов премии "Золотой орел", ведь это совершенно разные мероприятия? Или своя рука владыка?
- Представление премии "Золотой орел" на фестивале состоится в первый и последний раз. Дальше они никогда не будут пересекаться. Вручение "Орла" будут проводить каждую последнюю пятницу сентября на съемочной площадке "Мосфильма", потому что это профессиональная премия. Это открывает абсолютно новые возможности для телевизионной трансляции, что для нас важно. Понимаете, в чем проблема: когда московская или питерская тусовка, эта песочница, устраивает такие мероприятия, они, как правило, заканчиваются междусобойчиком, то есть звучат шутки, которые понятны только тем, кто сидит в зале. О тех людях, которые смотрят на телеэкран, абсолютно не думают. Мы хотим это совершенно исключить. Все должно быть зрелищно, быстро и, самое главное, напрямую связано с кинематографом. Я думаю, за счет этого мы поднимем и вообще интерес к кино. Может быть, в будущем году церемонию "Золотого орла", равно как и ММКФ, мы проведем в Петербурге, в связи с 300-летием города, но все равно на "Ленфильме". А во время XXIV ММКФ мы вручим несколько "Орлов" за вклад в мировое кино, потому что нам важно обозначить приоритеты академии, ее вкусовые камертоны. По тому, кто их получит, люди смогут понять философию этой премии.
- Открытие ММКФ опять пройдет в "Пушкинском"?
- Еще в прошлом году было принято решение президента о подготовке документов по строительству Фестивального дворца. И место было определено в Парке имени Горького. Но сейчас выяснилось, что на это место претендует театр "Метро". Ничего против них не имею, пусть будут они. Но рано или поздно фестивалю нужно иметь свое гнездо.
- Так что, решение президента уже отменено?
- Никто его не отменял. Мы не потеряли еще надежду. Жаль только, что год пропал зря. Итальянцами придуман гениальный проект. Представьте себе здание: это вокзал, потому что первый фильм в мире - о приезде поезда. Все лифты поднимаются, как вагоны, по диагонали. Маленькие залы для студенческого кино на 30-50 мест сделаны в виде вагонов. В недостроенном шестиграннике в Парке Горького должны расположиться шесть кинотеатров и шесть станций тех городов, которые известны по кино. Венеция, Рим... И внутри этого кинематографического анклава все связано с железнодорожной тематикой. Даже билеты отрывают контролеры, одетые в форму кондукторов.
- Если все так здорово, боритесь.
- Опыт жизни, и особенно последних лет, научил меня, что молчание и сосредоточение работают, может быть, лучше, чем истерические вопли. Это что - мне лично нужно? У меня есть своя самодостаточная жизнь. Не хотите пока понять, что дворец необходим, не надо. Все равно рано или поздно вы к этому придете, и пусть другое имя будет стоять во главе проекта. Мне это все равно.
- Вы самодостаточный человек, известный режиссер, а тратите столько сил на судебные процессы, выяснение отношений...
- Если кому-то нравится делать из меня монстра, которого боятся, - ради бога. Но они поступают, как дети. Я ведь ничего не хочу для себя. Очень важно, насколько до конца ты можешь идти, абсолютно точно зная, что стоит за твоими желаниями. Когда за ними стоит меркантильный интерес, все равно рано или поздно ты споткнешься. Рано или поздно тебе скажут: "Знаешь что, друг дорогой..." - и вот так похлопают по щеке. До тех пор, пока этого у меня нет, я могу в любую дверь идти и на любую амбразуру ложиться.
Нина Нечаева (журнал "Итоги")
теги:
ИНТЕРВЬЮ
в блог |
подписаться на rss 
читать также: все новости о фильме
|