В эти непростые времена, когда съёмки останавливаются, кинотеатры закрываются, а всем вокруг предписано по доброй воле самоизолироваться, есть лишь один шанс не впасть в уныние: продолжать работу, и в том числе – работу над собой. И если вы имеете отношение к кино (или вас влечёт к нему неумолимо), то книги издательства «Альпина нон-фикшн» помогут прокачать вам свои навыки и на несколько пунктов повысить профессиональный рейтинг.
Может показаться, что заинтересуют эти новинки лишь постоянно пишущих сценаристов. И актёров, которым предстоит произносить вслух написанные теми реплики. Ну и режиссёров, которым воплощать эти сценарии на экране. И продюсеров. Однако на самом деле круг читателей должен быть куда шире, ведь если вы истинный киноман – вам наверняка интересно не только то, как фильм выглядит в готовом виде, но и как это всё работает изнутри. И вот эти книги вам в этом помогут.
Обложка книги Александра Талала «Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка»
Александр Талал
«Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка»
Уже только к предисловию автор ставит два взаимоисключающих эпиграфа – безмерно растиражированные слова Жан-Люка Годара: «Фотография – это правда. А кино – это правда 24 кадра в секунду», – и противоположное мнение Брайана Де Пальмы: «Камера постоянно лжёт – лжёт 24 раза в секунду». На подобных контрастах выстроена и вся книга, отталкивающаяся от убеждения, что только индустрия, научившаяся делать (а главное – уважать) качественное зрительское кино («добротные, популярные боевики со Шварценеггером и комедии с Сетом Рогеном»), может регулярно одарять мир и шедеврами авторского кинематографа, умудряющимися в то же время становиться кассовыми хитами.
Представьте себе снятый в российских реалиях фильм на тему «Как человек с ограниченными возможностями справляется со своим положением в обществе?». Что представляется? Суровый, страшный дом инвалидов или умалишённых с облупленными стенами и грязными туалетами, где персонал, состоящий исключительно из садистов, обворовывает пациентов и жестоко издевается над ними, – а заканчивается всё ещё хуже. Вот что мы называем искусством.
В Голливуде тоже сняли фильм на эту тему. Он называется «Форрест Гамп». Все еще считаете, что предпочтительна «правда жизни»? Вся ли это правда? Способна ли эта «правда» сделать зрителя лучше?
Александр Талал, сценарист «Дневного дозора» и «Чёрной молнии», вспоминает, как однажды некий режиссёр, получив сценарий с референсом «Индиана Джонс», сказал ему: «Вообще я “Индиану” не помню, давно смотрел и не очень люблю». «Так, может, пора начать разбираться?» – звучит в ответ риторический и беспримерно правильный вопрос, близкий, конечно же, каждому настоящему киноману.
И потому в заявленном «Разборе полётов» у него друг за другом следуют «Гражданин Кейн» и «Интерстеллар», «Криминальное чтиво» и «Фотоувеличение», «Москва слезам не верит» и «Индиана Джонс и последний крестовый поход», «Измены» и «Мир Дикого Запада» (сами эти сочетания вряд ли случайны – тем и поразительны). А если посмотреть на список упомянутых в книге фильмов, то, помимо только что перечисленных, чаще всего встречаются всё тот же «Форрест Гамп», а кроме того «Армагеддон», «День сурка», «Красота по-американски» и «Земляничная поляна» (присутствует, кстати, и «Левиафан»); из сериалов же в лидерах, что не удивительно, «Во все тяжкие» и «Клан Сопрано».
Обложка книги Татьяны Салахиевой-Талал «Психология в кино: Создание героев и историй»
Татьяна Салахиева-Талал
«Психология в кино: Создание героев и историй»
Курс «Психология для сценаристов» был несколько лет назад подготовлен автором этой книги для студентов Московской школы кино и занимал целый семестр, включая 52 академических часа лекционных и практических занятий. Разумеется, однажды он должен был превратиться в нечто если не большее, то общедоступное – пусть даже под одной обложкой и невозможно уместить всю его программу («Однако я постаралась включить сюда целостную теорию, напрямую затрагивающую психологические основы, на базе которых создаются глубокие характеры героев и психологически достоверные линии развития сюжета»).
Автор сразу предупреждает о том, что здесь будет множество спойлеров (ну а как же иначе) и предостерегает, что «не стоит использовать изложенные в книге теории как кальку для написания сценариев», потому что «очень хочется смотреть фильмы про живых людей, а не про ходячие диагнозы». «Человека невозможно полностью уместить в искусственные рамки диагнозов», и поэтому данная работа – не столько прямое руководство к действию, сколько дополнительное подспорье, позволяющее «увидеть неочевидные взаимосвязи, скрытые стороны человеческой личности, универсальные механизмы психических процессов».
Книга содержит много примеров использования психологических концепций в разных фильмах. Это ни в коем случае не значит, что при их создании авторы опирались на определённые теории из области психологии. Это значит, что есть некоторые универсальные законы, по которым функционирует наша психика. И эти законы, смыслы и образы будут встречаться в любом произведении искусства вне зависимости от того, вкладывал ли их автор туда умышленно. Понимание и осознанное использование этих инструментов позволяет повысить уровень мастерства.
Добавим к этому, что эпиграфом к первой главе тут служат слова одного сценарного гуру – Роберта Макки: «Зритель ходит в кино, чтобы реализовать свою потребность в глубоких эмоциональных переживаниях», а на четвёртой стороне обложки приведена оценка другого – Александра Молчанова: «Эта книга – настоящее сокровище!»
Обложка книги Лайоша Эгри «Искусство Драматургии. Творческая интерпретация человеческих мотивов»
Лайош Эгри
«Искусство драматургии. Творческая интерпретация человеческих мотивов»
Классический труд, максимально ёмко о котором высказался великий Вуди Аллен: «Я до сих пор думаю, что «Искусство драматургии» – самая вдохновляющая и лучшая из книг на эту тему, а они у меня есть все». Сам же Лайош Эгри (1888 – 1967) уже в первых строках своего вступления говорит ровно о том же, о чём и мы сказали чуть выше:
Эта книга предназначена не только для писателей и драматургов, но и для широкой аудитории. Если читатель поймёт, в чём заключается суть писательского труда, если он постигнет, какие муки и колоссальные усилия стоят за созданием всех без исключения литературных произведений, ему будет легче оценить их по достоинству.
Подход автора книги к писательскому труду основан, по его словам, «на природном законе диалектики». Не секрет ведь, что «и из-под пера гениев иногда выходили очень плохие пьесы», а всё почему? «Потому что они писали их, полагаясь на интуицию», тогда как «чутьё может помочь создать шедевр один раз или даже несколько, но, если ориентироваться в работе только на него, это закончится провалом». Знание определённых основ – то, что может помочь в работе не только новичку, но и любому профессионалу. А потому «Искусство драматургии» объяснит своему читателю и «Как герои строят собственный сюжет», и «Почему некоторые плохие пьесы имеют успех», укажет на различия между скачкообразным и нарастающим конфликтом, намекнёт, где взять идеи и как потом продать свою пьесу.
Предметно-именной указатель позволяет мигом определить основные ориентиры: здесь много ссылок на Аристотеля, Ибсена, Мольера и Шекспира, а из пьес с безусловным отрывом лидирует «Гамлет».
Обложка сборника «Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева»
Андрей Звягинцев, Олег Негин, Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий
«Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева»
Сборники сценариев – штука не новая, но неизменно любопытная: представить себя на месте создателя фильма, которому только предстоит перенести бумажный текст на плёнку, интересно, наверное, каждому. Тем более когда речь идёт не о проходных картинах, а о произведениях с мировой репутацией: «Возвращение», напомним, получило в Венеции сразу двух «Золотых львов» (за лучший дебют и за лучший фильм вообще), тогда как каждая последующая картина Андрея Звягинцева становилась лауреатом уже Каннского кинофестиваля (и «Левиафан» был отмечен призом именно за лучший сценарий).
Да, «киносценарий – не самостоятельное литературное произведение», – признаёт в своём предисловии сам каннский лауреат, сценарист Олег Негин, однако «муки творчества при работе над созданием текста абсолютно такие же, как и при написании, скажем, какого-нибудь толстого романа». И пусть изначально эти киносценарии, конечно же, «не предназначены для чтения публикой, в их публикации, несомненно, есть толк»; разумеется, есть.
Но уникальности данному изданию придаёт ещё и тот факт, что перед нами – не голый текст с выборочными, допустим, кадрами из фильма (как это чаще всего в такого рода случаях бывает), а смелая попытка «зафиксировать момент рождения произведения из вихря идей и образов». Специально для этой книги было отсканировано 750 страниц текстов из личного архива режиссёра – «заметки на салфетках, записки, скетчи, снимки, обрывки бумаги, метки на полях сценариев», все рукописные свидетельства «именно того времени, когда фильма ещё не существовало». И волшебным образом они были превращены не просто в сопутствующий иллюстративный материал, а в самостоятельную, как бы параллельно существующую (и, пожалуй, как раз самую интересную!) книгу, позволяющую, по словам издателя, «заглянуть через плечо автора». И это – по-настоящему впечатляет.
Теперь у нас с вами появляется редкая возможность стать наблюдателями творческого процесса и одновременно увидеть результат – фильм и то, что происходило за секунду до.
Обложка книги Шэрон Биали «Кинопробы. Руководство для актёров от голливудского кастинг-директора»
Шэрон Биали
«Кинопробы. Руководство для актёров от голливудского кастинг-директора»
Последняя из книг нашего сегодняшнего обзора заметно отличается от прочих – хотя бы тем, что в первую очередь предназначена, как это явствует из подзаголовка, для киноартистов, начинающих и уже состоявшихся. Это тренинг для жаждущих получить роль – и составлен он профессионалом с почти тридцатилетним стажем. Одним из тех, кому помогла в своё время Шэрон Биали, был Брайан «Во все тяжкие» Крэнстон, и в предисловии к её книге он написал следующие строки:
Об актёрском мастерстве можно сказать так много, что не хватит и нескольких книг. Но, если вам нужны практические советы, как пройти прослушивания, – а кто от них откажется? – вам достаточно одной книги, именно этой. В актёрской профессии я давно, с 1979 года. И первое, что пришло мне в голову, когда я закончил читать книгу Шэрон: «Как бы мне всё это пригодилось, когда я только начинал!»
Лучше всего о содержании «Кинопроб» скажут названия глав: «Нужно ли знать роль наизусть? Можно ли заглядывать в текст?», «Нужно ли быть в образе, когда заходишь в комнату для прослушиваний?», «Что лучше – стоять или сидеть?», «Правда ли, что лучше немного переиграть, чем недоиграть?», «Какие ошибки чаще всего делают опытные актёры?», а также «Контрольные вопросы перед прослушиванием».
Конечно, может возникнуть вопрос, насколько все эти правила применимы к российскому кинопроизводству, работают ли они у нас (особенно на фоне разгорающегося скандала вокруг нечистоплотности агентов, работающих с нашими звёздами). И конечно, то и дело мелькающие тут термины явно не из нашей жизни («потиражные вознаграждения»!!!) и глава «Если у меня акцент, нужно ли скрывать его и притворяться американцем?» вроде бы намекают на то, что всё-таки не совсем. Однако, во-первых, любое знание лишним уж точно никогда не бывает – и грех от дельных подсказок отмахиваться; а во-вторых, никто ведь не мешает нашим артистам думать и о покорении собственно Голливуда – и кто знает, может, именно эта книга станет для кого-то первой ступенькой!
В любом случае, как пишет автор, теперь под рукой есть «руководство к действию, которое поможет вам прийти к успеху».
Читайте также:
Рецензия на книгу Гэвина Эдвардса «Мир по Тому Хэнксу»
Рецензия на книгу Тома Хэнкса «Уникальный экземпляр. Истории о том о сём»
«Мир по Тому Хэнксу» Гэвина Эдвардса: избранные цитаты
Ещё одна книга про «Твин Пикс»: плохая, но не без своих жемчужин
Бумажные комиксы. «Супербоги» Гранта Моррисона (часть II: кино)
Бумажные комиксы. «Супербоги» Гранта Моррисона (только цитаты)
Киноповесть «Один день на войне» поступила в продажу
«Один день на войне»: фильм, который никогда не решатся поставить. Фрагмент 1
Бумажные комиксы. Февральский анонс
Встреча с Робертом Макки: «Я стремлюсь учить людей тому, что действительно вечно»
Мастер-класс Кристофера Воглера: «Что происходит с героем – происходит и с вами»
«Харэ себя стесняться»: мастер-класс сценариста Николая Куликова
Разбор фильма «Silver Linings Playbook»: мастер-класс Пола Брауна
«Левиафан». Разбор по косточкам. Бонусы: I
«Левиафан». Разбор по косточкам. Бонусы: II
«Левиафан». Разбор по косточкам. Бонусы: III
«Левиафан». Разбор по косточкам. Бонусы: IV
«Левиафан». Разбор по косточкам. Бонусы: V
// Настоящее кино