Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

Век геноцида: Холокост

16 мая — Международный день мирного сосуществования (International Day of Living Together in Peace). Этот день был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН для постоянной мобилизации усилий международного сообщества на поощрение мира, терпимости, единения, взаимопонимания и солидарности людей Земли.
XX век известен страшными трагедиями массового насилия и убийств различных групп по национальному или этническому признаку. Этим материалом мы начинаем цикл статей, в которых вспомним фильмы, повествующие о самых ужасающих примерах геноцида.

Пронзительный фильм Стивена Спилберга рассказывает реальную историю Оскара Шиндлера (Лиам Нисон), преуспевающего фабриканта, члена нацистской партии, который, рискуя своей жизнью, во время Второй мировой войны спас от гибели более 1200 евреев.

Черно-белая картина погружает в мир лютой жестокости и бесчеловечности нацистской машины смерти. Один офицер СС Амон Гёт в исполнении непревзойденного Райфа Файнса вызывает столько отвращения и ненависти, что редкий зритель не прослезится при просмотре фильма. Стальной взгляд, адское пламя, безупречная выправка и дьявольская полуулыбка получились у актера настолько натурально, что кажется – он вовсе не актер, а самый настоящий эсэсовец.

Горький фильм о трагедии, которой еще не видел мир, трагедии невероятных масштабов. Кругом смерть и ад, тяжелая атмосфера, стократ сгущаемая невероятной музыкой Джона Уильямса. И только Оскар Шиндлер изо всех сил пытается вырвать из лап смерти небольшую – на фоне многомиллионных жертв – горстку людей.

В списке ста лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусств лента заняла 8-е место. Фильм получил множество номинаций и наград, среди которых «Оскар» и BAFTA.

Драма итальянского режиссера и актера Роберто Бениньи, начинающаяся как солнечная романтическая комедия. Деревенский жизнерадостный парень Гуидо (Роберто Бениньи) приезжает в город Ареццо и влюбляется в школьную учительницу Дору (Николетта Браски). Он добивается ее расположения своим искрометным чувством юмора, упорством и искренностью. Они женятся, у них рождается сын. Жизнь была беззаботна и прекрасна, пока Гуидо вместе с маленьким сыном и другими евреями не отправляют в концлагерь.

Здесь комедийная тональность ленты заканчивается. Начинается страх за героев. Дора — итальянка, ей нет необходимости ехать в концлагерь, но она добровольно следует за супругом и сыном. Неунывающий Гуидо все происходящее в лагере выставляет перед мальчиком забавной игрой за приз в виде настоящего танка. И эта награда достанется тому, кто не попадется на глаза нацистским надзирателям.

В каждом эпизоде второй части ленты — жуткие подробности жизни Гуидо и других узников в концлагере, но каждый раз Гуидо удается сбежать от смерти. Яркая, трогательная и трагичная картинка о непобедимой любви и воли к жизни, даже в условиях лагерей смерти.

Картина получила премии «Оскар», BAFTA, «Сезар» и др.

Мрачная лента Романа Полански, основанная на реальных событиях и рассказывающая подлинную историю Владислава Шпильмана (Эдриан Броди), одного из лучших пианистов Польши 30-х годов XX века.

1939 год, Польша. Пианиста Владислава Шпильмана и его семью вместе с другими евреями отправляют в Варшавское гетто. Здесь герой пытается работать и выживать, несмотря на всеобщий голод и смерти. От посадки на поезд, следующий в концлагерь, Шпильмана в последний момент спасает его знакомый, остальных членов семьи увозят. Какое-то время пианист работает на стройке, затем ему помогают сбежать, и он прячется то в квартире у знакомых, то в опустевшем здании, где его находит немецкий офицер (Томас Кречманн).

Роману Полански удалось в подробностях показать весь не умещающийся в голове ужас Холокоста. Валяющиеся на улице и никому не нужные трупы, доведенное до отчаяния страхом и голодом население, никогда не державшее в руках оружие, убийство ребенка, ворующего еду, расстрел работников стройки — все это с жутким налетом обыденности, будничности и смехом нацистских солдат. Мытарства героя кажутся кошмарным сном. И еще страшнее от мысли, что этот «сон» был жизнью и смертью миллионов невинных людей.

И немецкий офицер на фоне разрухи и ирреалистичности бытия вдруг оказывается ценителем музыки и не только сохраняет Шпильману жизнь, послушав его игру на пианино, но и поддерживает эту жизнь, тайком от сослуживцев подкармливая пианиста.

Картина о жизни и смерти получила три «Оскара», премии BAFTA, «Сезар» и др.

Германо-белорусский фильм Джеффа Кэнью о массовых расстрелах в Бабьем Яру 29 и 30 сентября 1941 года. На окраине Киева более двадцати лет жили две семьи — Лернер и Онуфриенко. Слух о зверствах нацистов и убийствах евреев распространяется, но семья Лернер не верит в это, считая немцев гуманным народом.

Некоторые местные жители пытаются помочь своим еврейским соседям и друзьям спрятаться от нацистов. Немцы издают приказ — прибыть всем евреям на угол Мельниковой и Доктеривской улиц возле кладбищ. Всех подчинившихся будут свозить в урочище Бабий Яр.

Черно-белый фильм о расстреле десятков тысяч мирных жителей — стариков, женщин и детей. Один из самых страшных кадров — обнаженная груда множества молодых мёртвых тел, усеявшая овраг. И звуки пулемётных выстрелов, ставших музыкой фильма. Режиссер без цензуры запечатлел ужасы одного из самых страшных эпизодов Великой Отечественной войны. И марш смерти между рядами оголтелых немецких овчарок, и унижение будущих жертв через избиение и раздевание, и оглушительное осознание главной героиней скорого конца, и гибель целых семей в одно мгновение.

Фильм Марка Хермана, снятый по одноименному роману Джона Бойна. Холокост глазами невинного и ничего не подозревающего о страшных событиях Бруно (Эйс Баттерфилд), восьмилетнего немецкого мальчика, сына коменданта концлагеря (Дэвид Тьюлис). Он знакомится и начинает дружить с еврейским ровесником Шмуэлем (Джек Скэнлон), живущим по ту сторону лагерной ограды. И эта дружба приводит к невероятным последствиям.

Безжалостное кино о бесчеловечной войне сквозь призму неведения и непонимания ребенка. «Почему они ходят в полосатых пижамах?» — удивляется Бруно, увидев хромающего мужчину в полосатой лагерной форме.

Беззаботность и лиричность начала фильма сменяется нарастающей напряженностью. Осознанием матери Бруно (Вера Фармига) того, что на самом деле творится в концентрационном лагере, ее шоком, смущением и непониманием самого Бруно. Напряжение нарастает и выливается в катастрофу. И самое проникновенное — детские наивные глаза главного героя, смотрящие с недоумением, интересом, надеждой и все с той же невинностью, из которой соткан этот восьмилетний ребенок, не видящий и не понимающий различий между немцами и евреями.

Драма Джона Кент Харрисона о реальной женщине (Анна Пакуин), сотруднице варшавского Управления здравоохранения, входившей в состав польского подполья во время Второй мировой войны и арестованной нацистами за спасение 2500 еврейских детей, тайно вывезенных с ее помощью из Варшавского гетто.

Каждый день наблюдая за ужесточением условий проживания евреев, за их усиливающимся голодом, Ирена Сендлер осознает, что больше не может просто смотреть и ждать. В картине — лишь небольшой период ее деятельности и арест. Режиссер делает упор на человеческих взаимоотношениях, важности командной работы и разнообразных способах спасения детей. Они получали новые имена и паспорта, их учили польскому языку и христианским молитвам.

Режиссёр не мучает зрителя сценами массовых расстрелов, обилием крови или разных способов унижения. В картине – решительный настрой храброй Ирены, настойчивость, самоотверженность и бесконечная жажда помогать ближнему.

О подвиге этой женщины мир узнал только в 1999 году.

Немецкая драма Уве Болла. Начало фильма документальное — режиссер интервьюирует школьников, задавая им вопросы о Второй мировой войне и Холокосте. Немецкие мальчики и девочки никогда не интересовались этими вопросами. Концлагерь, СС, геноцид евреев, Гитлер — это малознакомые, далекие для них слова.

Художественная часть начинается с вагона поезда, везущего людей в концлагерь. В фильме нет сюжета. Это набор страшных сцен, иллюстрирующих разные способы убийства узников лагерей смерти. Повествование сухое, монотонное и леденящее душу от жестокости: расстрел узников, в том числе, и маленьких детей, сжигание их в печи, выдирание зубов у погибших в газовой камере, сортировка множества драгоценностей, снятых с жертв перед их убийством. Для нацистов это — обыденность. Под аккомпанемент криков ужаса задыхающихся немцы спокойно обсуждают рабочие моменты — поломку печи.

Примечательно, что в Германии фильм посчитали слишком жестоким и натуралистичным — и никогда не показывали по телевидению.

Венгерская драма Ласло Немеша. Саул Аусландер (Геза Рёриг) — еврейский пленный и член зондеркоманды в Освенциме. Он сопровождает прибывающих узников, затем устраняет следы их существования, убирая трупы, собирая ценности и ожидая новую поставку пленных. Саул становится свидетелем того, как нацистский врач убивает выжившего в газовой камере мальчика; как ему кажется, он признает в нем своего сына — которого решает похоронить по всем правилам. Теперь его единственная цель — сохранить тело от печи и найти раввина.

Фильм мрачный, без надежды на положительный исход, на спасение главных героев и лучшую жизнь. Действие быстрое, иногда вспышками эмоций разрываются ситуации, подвергающие жизнь главного героя опасности. Здесь нет подробных сцен убийств, голые трупы попадают в кадр мимолетно и будто ненароком. Страдания и смерть присутствуют, но расфокусировано.

Еще один тревожный фильм о кромешном аде Освенцима и эффектом полного погружения зрителя в происходящий кошмар. Кинокритики заговорили о том, что режиссер смог показать «искусство Освенцима» — но ни в Освенциме, ни в концлагерях нет никакого искусства, только смерть тысяч и миллионов, чьи тела стали пеплом в печах Холокоста. Вот что показал Ласло Немеш.

Фильм получил «Оскар», BAFTA и многие другие кинопремии.

Драма Константина Фама, состоящая из трех киноновелл — «Туфельки», «Брут» и «Скрипка» — с общей концепцией: память жертв Холокоста. История тех страшных дней рассказана невольными немыми свидетелями: через историю женской обуви — из витрины магазина до витрины мемориального комплекса Освенцима, через историю щенка немецкой овчарки, ставшего убийцей в концлагере, через историю скрипки, прошедшей через расстрел своего владельца, скрипача из концлагерного оркестра.

Герои этих новелл негласно передают друг другу эстафету, и через этот длинный путь раскрывается необъятная по трагичности реальность и катастрофа Холокоста. Режиссер уходит от привычного повествования, сюжет кроется в безмолвных деталях — будь это валяющаяся в дорожной пыли сломанная менора или стоптанная красная туфелька.

Впервые международная съемочная группа получила разрешение снимать у Стены Плача в Иерусалиме и на территории музейного комплекса Освенцим. Работа над фильмом заняла пять лет и шла в России, Белоруссии, Чехии, Польше, Франции, США, Израиле, Румынии, Украине.

Все три новеллы фильма попадали в лонг-лист претендентов на премию «Оскар» в категории «Лучший игровой короткометражный фильм», а также становились победителями множества российских и международных фестивалей.

Российская военная драма, режиссерский дебют Константина Хабенского. История сопротивления человеческого духа машине массового уничтожения. В октябре 1943 года заключенные лагеря Собибор во главе с лейтенантом Красной армии Александром Печерским (Константин Хабенский) поднимают восстание, которое стало единственным успешным бунтом за всю историю нацистских лагерей.

Фильм отдает дань скромному и мужественному человеку, сделавшему восстание в концлагере реальным и успешным. В Собиборе за полтора года было уничтожено 250 тысяч человек. Александр Печерский опытен, он бился под Вязьмой, был в плену, пытался бежать и попал в новый лагерь. Его давит вина за смерть тех, кто пошел за ним при попытке сбежать из ада. Но он готов снова рискнуть — лишь бы не оставаться в этой преисподней. Одна лишь сцена попойки обезумевших эсэсовцев, которая заканчивается бойней, потрясает. А подобных сцен в картине много.

Основная задача фильма — показать не только подготовку восстания и его успешное исполнение, но раскрыть запредельно страшную «жизнь» Собибора. У зрителя нет ни минуты передышки — одно убийство идет за другим, в разных его формах и способах. Это эмоционально тяжелая лента без малейшего просвета на надежду и светлое будущее. Вместо триумфа на экране страшные титры: из 550 заключенных 130 отказались бежать — и были истреблены нацистами на следующий день. 80 человек погибло при побеге, остальные бежали. Следующие две недели за беглецами велась остервенелая охота. До Победы дожили только 53 участника восстания.

Фильм выдвигался от России на соискание премии «Оскар», получил премии Министерства обороны РФ в области культуры и искусства и «ТЭФИ – Летопись Победы».

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.