Геноцид армян был организован и осуществлен на территориях Османской империи, где армяне, не являясь мусульманами, совершенно официально относились к людям второго сорта. Наиболее часто звучат данные о том, что в период с 1915 по 1918 годы там были уничтожены от 1 до 1,5 миллиона армян…
Продолжая цикл, посвящённый самым страшным страницам ХХ века, сегодня мы вспоминаем фильмы о «Скрытом Холокосте».Геноцид армян был организован и осуществлен в 1915 году на территориях Османской империи, где армяне, не являясь мусульманами, совершенно официально относились к людям второго сорта. Им запрещалось носить оружие, они облагались более высокими налогами и были лишены права свидетельствовать в суде.
От общего числа армян отделяли взрослых мужчин в разных населенных пунктах, вывозили их из города и уничтожали. Молодых армянских девушек передавали в качестве наложниц туркам или просто подвергали массовому сексуальному насилию. Стариков, женщин и детей гнали колоннами под конвоем жандармов. Колонны армян, зачастую лишённые еды и питья, гнались в пустынные районы страны. Тех, кто падал без сил, убивали на месте.
В одном только городе Хынысе, большинство населения которого составляли армяне, в мае 1915 года были убиты около 19 000 человек. Жертвами расправы в городе Битлисе в июле 1915 года стали 15 000 армян. Методы расправ практиковались самые жестокие — людей резали на части, приколачивали к крестам, сгоняли на баржи и топили, сжигали живьём. Тех же, кто достиг живым лагерей вокруг пустыни Дер Зор, расправа настигла там. В течение нескольких месяцев 1915 года там были уничтожены около 150 000 армян.
Хотя пик геноцида пришёлся на 1915 год, фактически расправы над армянским населением Османской империи продолжались вплоть до окончания Первой мировой войны. Наиболее часто звучат данные о том, что в период с 1915 по 1918 годы в Османской империи были уничтожены от 1 до 1,5 миллиона армян. Те, кто смог уцелеть в бойне, в массовом порядке покидали родные земли...
Кинематограф эту трагедию освещает не столь широко, как тему Холокоста, но несколько достойных картин у нас всё-таки есть.
Немой американский художественный фильм Оскара Алфеля, созданный по мотивам одноименной книги Аршалуйс Мартикян. В съемках первой ленты о тех страшных событиях задействовали более 10 000 армянских жителей Южной Калифорнии, переживших депортацию.
14-летняя Аршалуйс (Аврора) в 1915 году своими глазами видела убийство родителей, сестер и братьев. Во время геноцида она подвергалась насилию и избиениям в гаремах курдских племён и турецких чиновников. Но сбежала из гарема, а через два года добралась до русских войск. Затем попала к американским миссионерам, выехала в Россию, оттуда в Нью-Йорк. В 1918 году написала книгу «Растерзанная Армения», затем снялась в фильме, созданном по ее же книге.
Лента монотонно повествует о трагичных событиях 1915 года. Сначала беспорядки, затем убийства мужчин, депортация женщин и детей, их смерти в пути от голода, жажды, изнеможения, пыток, пуль. Издевательства над молодыми девушками, сожжение церквей с армянскими жителями в городах, рынок рабов, на которых продавали юных армянок, гибель детей на руках матерей.
Восприятие фильма утяжеляется трагичной пронзительной музыкой, которая без остановки сопровождает повествование. Кульминация повествования — распятые на крестах обнаженные армянские девушки.
На премьере, состоявшейся 16 февраля 1919 года в Нью-Йорке, присутствовали около семи тысяч влиятельных лиц города. Картина помогла собрать 30 миллионов долларов для 60 000 детей-сирот.
Советский фильм Генриха Маляна, снятый по одноименной повести Рачий Кочар.
Наапет (Сос Саркисян) во время геноцида потерял все: семью, дом, близких и даже самого себя. Он одинок, сосредоточен, мрачен и безжизненен. Такой же его новый дом у подножия Арагаца: полуразрушенные постройки, запуганные подавленные люди, каким-то чудом убереженные от смерти и оставшиеся существовать на истерзанной земле. Его мысли и сны полны воспоминаний о черных днях турецкой жестокости. Он не живет, а существует. «Мир для него — мрачная могила. Разве виноват человек, если его молнией обожгло?..»
Постепенно Наапет учится жить со своим горем, сердце утихает, он строит новый дом, заводит новую семью и пытается возродить свою жизнь.
Все завораживает в этом фильме — и пустынное каменистое поселение, и неподъемный по своей мрачности главный герой, тихо переживающий свои нечеловеческие страдания, и падение множества спелых яблок в реку как символ уничтожаемого народа, и цветущие деревья в конце картины, и музыка, и такая чистая надежда на свет.
Американская драма Сарки Мурадяна, снятая по одноименному роману Франца Верфеля о героической обороне армян Алеппского вилаята во время геноцида 1915 года.
Габриэл Багратян (Кабир Беди), армянин по происхождению, сын богатых родителей, получивший блестящее гуманитарное образование в Европе, офицер турецкой армии, вместе с француженкой-женой и сыном возвращается из Парижа в Турцию, к подножию горы Муса, в страну своего детства, в имение своего умершего брата. Он богат и знатен. Но когда на его народ обрушивается ненависть турков, Габриэл без колебаний берет в руки оружие и становится предводителем армянских «мятежников», которые отказались добровольно подставлять врагу свои головы...
В этом фильме, в одном из немногих о геноциде армян, показана не отчаянная покорность врагам, а ожесточенное сопротивление и месть за гибель семей. Прототипом героя стал лидер сопротивления армян турецким войскам Мовсес Тер-Галустян.
Чудесный лиричный фильм Анри Вернёя, французского режиссера армянского происхождения.
В 1921 году армянская семья Закарян, сбежав от геноцида, высаживается в порту Марселя: маленький Азат с отцом Агопом (Омар Шариф), матерью Аракси (Клаудия Кардинале) и двумя тетушками – Гаяне (Натали Руссел) и Анной (Изабель Садоян). Дружная семья приспосабливается к новой жизни и работе, проживая каждый день с улыбками на лицах и даря свою нежность родным. Взрослые многого лишают себя ради того, чтобы Азат получил хорошее образование.
В этом светлом фильме нет ничего лишнего. Есть горе, есть тихая радость, сплоченность и бесконечное счастье, любовь. Лента не углубляется в события геноцида, но через тяжесть пережитых ужасов герои показывают, что настоящая ценность в жизни — это родные. Фильм об одной удивительной семье, которая, несмотря на бедность и ужас пережитых унижений, на всю оставшуюся жизнь сохраняет тепло и любовь друг к другу и черпает из этой любви свои силы.
Это одна из редких картин, которая учит любить глубоко и по-настоящему своих родных, не сдаваться, уважать себя и остальных, а также помнить историю своего народа.
Драма Атома Эгояна, канадского режиссера армянского происхождения, рассказывает об усилиях армянского режиссера Эдварда Сарояна снять голливудскую ленту о геноциде армян через взгляд очевидца событий, художника А. Горки, семья которого погибла от рук турецких солдат.
В образах своих героев Эгоян выражает влияние тех событий на современных потомков униженных и истерзанных людей. Сароян, сыгранный Шарлем Азнавуром, вкладывает в свое творение всю боль и горечь за свой народ.
Через весь фильм прослеживается поиск истины, а также горячая любовь режиссера к Армении: заботливо показаны руины памятников архитектуры, величественный Арарат. Сцены насилия здесь осторожно обходят стороной. Но тяжесть в другом — в боли одного народа, передавшейся потомкам.
Фильм Паоло и Витторио Тавиани, снятый по книге итальянского прозаика Антонии Арслан с испанской актрисой Пас Вега в главной роли.
1915 год. Армянские братья Арам и Асатур не виделись двадцать лет и мечтают о встрече. Один — успешный доктор, эмигрировавший в Венецию и женившийся на итальянской графине, второй — почитаемый землевладелец в городе Анатолии, он уважаем и любим и армянским сообществом, и местными турецкими властями. «Гнездо жаворонка» — старая вилла, где братья родились и выросли, тщательна реставрируемая к приезду Асатура, Но им не суждено встретиться: начинается депортация армянского народа.
Прекрасная и сильная Нуник (Пас Вега), младшая сестра героев, мечтающая выйти замуж за возлюбленного, турецкого офицера, оказывается втянута в страшный марш смерти с другими армянскими женщинами своего города и негласно становится их духовным лидером.
Жестокая и опустошающая картина с атмосферой отчаяния и безысходности, с печальной музыкой и армянскими народными напевами. Пылкая и яркая экранизация с нарочито кровавыми сценами (которых избегали многие другие режиссеры фильмов о геноциде армян). Шокирующая сцена первого кровопролития: турецкие солдаты врываются в «Гнездо жаворонка» и без разбора режут, рубят и расстреливают мужчин всех возрастов — от мальчиков до стариков...
Игра актеров кажется вычурной и порой слишком театральной, но, как признался один из них на фестивале в Берлине, свою главную задачу картина выполнила: говорить, говорить и говорить – и ни в коем случае не замалчивать трагедию 1915 года.
Фильм Фатиха Акина, немецкого режиссера турецкого происхождения, о Назарете Манукяне (Тахир Рахим), который спасся во время геноцида, а спустя годы узнал, что его дочки-близнецы, возможно, тоже вырвались из этого ада. Назарет начинает поиски. Он отправляется в долгое и тяжелое путешествие: в пустыню Месопотамии, оттуда — в Новый Свет: Гавану и Северную Дакоту.
Назарет — один из тех, кто не позволяет порочному кругу насилия продолжить свое существование. Когда турки уходят из рухнувшей империи, а армяне, преисполненные ненависти, швыряют в них камнями, Назарет тоже наклоняется за камнем, берет его и хочет кинуть, но останавливается. Он видит турецкого мальчика, по лбу которого змеится струйка крови. Он не позволяет себе бросить камень в безоружного врага.
Но тема геноцида здесь не главная. Неистовый поиск украденной жизни в образе дочерей — вот ради чего герой терпит всяческие лишения. На протяжении многолетних поисков ему помогают и турки, и арабы, и курды. Это жизнеутверждающий фильм-путешествие об изгнании, о поиске, страданиях и обретении того, что так долго ищет Назарет: родной крови и частицы себя. «Не теряйте надежды».
Американская драма Терри Джорджа.
1914 год. Микаэль Богосян (Оскар Айзек) приезжает в Константинополь, чтобы учиться медицине. Он мечтает развивать медицину в своей родной деревне на юге Турции, где турки и армяне веками живут бок о бок дружно и мирно. В Константинополе Микаэль знакомится с красавицей-армянкой, художницей Аной (Шарлотта Ле Бон), и влюбленным в нее американским фотокорреспондентом Крисом Майерсом (Кристиан Бэйл). Между мужчинами разгорается соперничество, которое тут же стихает, когда Империя начинает жестокие и кровавые преследования армянского народа.
Красивый и зрелищный фильм (и самый высокобюджетный из здесь представленных) о геноциде, любви, разрушенных судьбах и надеждах. Однако критики обвиняют картину в излишней «черно-белости» и стереотипности: все армянские герои изображены в светлых тонах, а турецкие солдаты — сплошь убийцы. Исключение — турецкий друг героев по имени Эмре (Марван Кензари), который всегда пытается помочь своим друзьям, но за каждую попытку его отец придумывает для сына жесткое наказание. В конце концов, отец отправляет Эмре на фронт, а после молодого человека и вовсе ставят к стенке за помощь Кристиану.
В ленте есть и аресты, и расстрелы, и трудовой лагерь в пустыне, и убийства мирных жителей, но подробности здесь не смакуют. Показана героическая оборона взбунтовавших армян в горах. Но не отпускает ощущение, что геноцид в «Обещании» скорее фон для изображения любовной истории…
Читайте также:
Век геноцида: Холокост
16 мая — Международный день мирного сосуществования (International Day of Living Together in Peace). Этот день был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН для постоянной мобилизации усилий международного сообщества на поощрение мира, терпимости, единения, взаимопонимания и солидарности людей Земли.
XX век известен страшными трагедиями массового насилия и убийств различных групп по национальному или этническому признаку. Этим материалом мы начинаем цикл статей, в которых вспомним фильмы, повествующие о самых ужасающих примерах геноцида...
// Настоящее кино