На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Эффект бабочки. Временные парадоксы в кино Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи

Эффект бабочки. Временные парадоксы в кино

автор Денис Данилов | 11.02.2004

«Даже самый незначительный взмах крыльями бабочкой на одном континенте может стать причиной торнадо на другом»
Теория хаоса

«Никогда не шути с пространственно-временным континуумом, Марти!»
Док Эммет Браун

«Флуксуатор флуксуирует…»
Марти МакФлай

Временные парадоксы в кино

Странно, но столь, казалось бы, благодатная тема, как путешествие в прошлое с целью изменить настоящее, появляется в кино крайне редко. За последние двадцать лет можно вспомнить от силы десяток картин, посвящённых временным парадоксам.

Сама идея пришла в голову Рэю Брэдбери, отцу современной фантастической прозы, на много лет вперёд установившему высочайшую планку повествования. В его рассказе «Эффект бабочки» развивалась интересная революционная мысль, согласно которой любое малозначительное событие настоящего может коренным образом изменить будущее. Математики, работавшие над так называемой теорией хаоса, быстро подхватили термин, сделав его буквально своей визитной карточкой.

Давайте же оглянёмся назад, и вспомним самые яркие картины, в которых имеют место временные парадоксы.

Будущее непреложно

Первое несмелое обращение к теме произошло в 1980 году, когда на экраны США вышла картина «Обратный отсчёт»», рассказывавшая о знаменитом Филадельфийском эксперименте. Суть его сводилась к тому, что в разгар гонки вооружений, американские учёные тщетно пытались найти способ сделать свои самолёты и суда невидимыми для локаторов. Сконструировав некий прибор и проведя ряд тестов в лаборатории, было решено поставить эксперимент над действующим эсминцем «Нимиц», с командой на борту. Каково же было изумление наблюдателей, когда на несколько десятков секунд эсминец действительно стал невидим глазу! Но, материализовавшись вновь, боевой корабль уже не подавал признаков жизни. К ужасу поднявшихся на борт учёных мужей и генералов, их глазам открылась картина, достойная Дантевского «Ада»: повсюду лежали обезображенные трупы матросов. Несколько человек оказались в буквальном смысле впаянным в сталь корабля – одна их половина находилась над палубой, а другая терялась где-то в переборках корпуса. Несколько подававших признаки жизни матросов беспомощно озирались вокруг и бубнили что-то невнятное, а разум их напоминал отныне разум годовалого ребёнка.

Что произошло за время почти минутного отсутствия эсминца, до сих пор остаётся загадкой. Но это в жизни, а в кино нам предложили историю, согласно которой «Нимиц» переместился во времени и попал во Вторую Мировую Войну, в день, предшествовавший налёту японцев на Перл Харбор. Перед капитаном стояла очень непростая дилемма: допустить гибель тысяч ничего не подозревающих солдат или нанести упреждающий удар по вражеской армаде.

Спустя четыре года мы увидели ещё один «Филадельфийский эксперимент»», с набиравшим популярность Майклом Паре. Хит чёрного отечественного видеорынка рассказывал ту же самую историю, с той лишь разницей, что внимание акцентировалось на двух матросах и женщине, вызвавшейся помочь служивым вернуться домой. Сравнительный успех картины позволил выпустить продолжение, в котором незаконный эксперимент над пилотами стеллса забросил их в прошлое, и чуть было не изменил будущее – технология стеллс попала в руки нацистов и едва не способствовала их победе в войне.

Но эти фильмы лишь входили в пограничные зоны с временными парадоксами, предпочитая останавливаться на путешествиях во времени и не лезть в дебри вопроса. Первая картина, в которой действительно имел место временной парадокс, вышла в 1984 году, на долгие семь лет ставшая эталоном научной фантастики. …И восстали машины из пепла ядерного огня… - кто не помнит этих слов, произнесённых с характерной интонацией Леонида Володарского? Да, конечно же, ниже речь пойдёт о первом «Терминаторе».

Картина, сделавшая живым классиком Джеймса Кэмерона, возведшая на кинематографический Олимп Арнольда Шварценеггера, и доказавшая, что и женщины могут быть героями боевиков, рассказывала о беспощадном киборге из будущего, посланном разумными механизмами в наше время, что бы убить Сару – мать ещё не родившегося лидера сопротивления Джона Коннора.

Парадокс заключался в том, что отцом ребёнка стал прибывший из будущего для защиты Сары, молодой солдат (Майкл Бин), отправленный самим Джоном. Картина высказывала мысль, что будущее непреложно, и что бы мы не пытались изменить в прошлом, грядущее оставалось неизменным. Доказательством тому служили и два последовавших сиквела ленты, показывавших тщетные попытки противоборствующих сторон изменить предначертанное.

Кузнец своего счастья

1985 год принёс куда более оптимистический взгляд на вопрос. Приключения чудаковатого доктора Брауна и его юного друга Марти в знаменитой картине Роберта Земекиса «Назад в будущее» не видел только слепой. Спасаясь от колумбийских террористов на свежесконструированной машине времени, Марти попадает в 1955 год – в период молодости собственных родителей. Случайным образом вмешавшись в цепочку событий, он нарушает естественный ход вещей, и вот уже будущая мать Марти влюбляется в собственного сына, что естественно ставит под сомнение его появление на свет.

В ходе умопомрачительных приключений, Марти предстоит проявить чудеса изобретательности, чтобы свести своих родителей вместе и заставить их полюбить друг друга. Парадокс картины заключался в ситуации на школьном балу, где Марти лихо отплясывал с гитарой, играя классический рок-н-ролл Чака Бэрри ‘Johnny Be Good’. Ведь судя по фильму, король рок-н-ролла впервые услышал эту композицию по телефону во время выступления главного героя…

Сама же лента принесла нам новый вариант развития сюжета, согласно которому, немного подправив прошлое, можно сильно улучшить настоящее.

Идея не могла не найти отклика в сердцах зрителей, и спустя четыре года все вновь сопереживали любимым героям в снятых один за одним фильмах «Назад в будущее II и III». И если вторая серия ещё как-то развивала находки первой – главный негодяй картины, Биф, угнал в 2024 году машину времени, и передал самому себе, образца 1954, года результаты всех спортивных событий за пятьдесят лет, - то третья часть была лишь удачной спекуляцией на популярной франшизе.

Куй железо, пока горячо! – гласит пословица, и, тогда ещё популярный, комик Джеймс Белуши, только-только выстреливший суперхитом «К-9» и чуть менее удачным «Как разобраться с делами», снимается в картине с говорящим названием «Мистер Судьба».

В ней рассказывается история обычного клерка, вся жизнь которого пошла наперекосяк из-за неудачно отбитого мяча на бейсбольном матче двадцатилетней давности. Тогда родная команда проиграла из-за роковой ошибки героя, и до сих пор он терзает себя мыслями: «А что было бы, если бы я отбил тот злополучный мяч?». В канун своего сорокалетия, ему предоставляется возможность узнать, как сложилась бы его судьба.

Повстречав таинственного незнакомца, представившегося мистером Дестени (Судьбой), Ларри Бёрроуз желает, чтобы прошлое изменилось и неожиданно обнаруживает себя в новом мире: здесь он – преуспевающий бизнесмен, на роскошной вилле его ждёт красавица-жена, а в гараже томится в нетерпении новенький Ferrari. Да вот только тоска по прежней жизни всё сильнее овладевает нашим героем и в итоге он возвращается к привычному укладу, выводя формулу нового видения временных парадоксов – каждый сам кузнец своего счастья.

страницы 1 2
теги: про Кино

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.