Стало известно, что руководство HBO Max приняло решение временно убрать из своей коллекции «Унесенных ветром». Создателей фильма обвинили в «романтизации рабства» и указали на несоответствие сегодняшним оценкам истории гражданской войны и рабства. «Настоящее кино» вспоминает прочие классические фильмы, которых сегодняшняя культурная ревизия может счесть неприемлемыми.
Мальчик Джонни со своей мамой приезжает к бабушке на каникулы — на плантацию, где он находит новых друзей. Одним из них будет дядюшка Ремус, который любит рассказывать поучительные истории про животных. Благодаря дядюшкиным рассказам Джонни, обучившись технике реверсивной психологии, сможет хитростью справиться с соседями-задирами, которые не хотят оставлять его в покое. Техническая реализация «Песни Юга» весьма примечательна: в фильме есть как отдельно натурные съемки и мультипликация, так и комбинированные сцены (сделанные задолго до «Кто подставил кролика Роджера»). Американская киноакадемия наградила фильм за лучшую песню, а исполнителя роли дядюшки Ремуса Джеймса Бескетта — за выдающиеся заслуги в кинематографе. Действие фильма происходит после событий гражданской войны в США, и рабочие – вольные люди (дядюшка Ремус имеет право покинуть плантацию). Однако, как и в оскандалившихся «Унесенных ветром», в картине определенно прослеживается романтизация рабства и патерналистских отношений хозяев-рабочих плантации.
Было бы удивительно, если бы подобный список обошелся без работы Ларса фон Триера, отлученного в свое время от Каннского кинофестиваля за неуместную шутку про нацистов. Его драма «Идиоты» повествует о сообществе единомышленников, которые имеют весьма странное увлечение: они прикидываются слабоумными на публике. В эту компанию вскоре попадает женщина, незадолго до этого пережившая большую трагедию, и находит в них новую семью и утешение. В этом провокационном фильме Триер рассуждает о сломе культурных рамок, о реакции общества на подобное поведение, о способе найти себя и раскрепоститься. Как и полагается искусству, кино вызывает дискомфорт и смешанные впечатления у зрителя. Показывать, в общем-то, нормальных людей, которые изображают душевнобольных просто потому, что им хочется – это довольно спорный с этической точки зрения прием. Датскому провокатору, впрочем, прощалось и не такое. Спустя десятилетие экуменическое жюри Каннского кинофестиваля вручит «Антихристу» специальную «антинаграду», заявив, что «это самый женоненавистнический фильм режиссёра. Еще через какое-то время певица Бьорк расскажет о харассменте, пережитом ею на съемках «Танцующей в темноте».
Джон Хьюз, к которому у поколения Z тоже сложилось масса неудобных вопросов, едва бы обошелся без громких скандалов в 2020 году. В комедии «Ох уж эта наука», например, два неуверенных в себе школьника создают цифровую версию девушки с внешностью плэйбоевской модели и мозгом Альберта Эйнштейна. В результате проведенного героями эксперимента цифровая модель превращается в аналоговую Лизу – этакого Джинна-Франкенштейна, охотно готового выполнять желания парней и решать их проблемы с помощью магии и обаяния. Поведение Лизы (сногсшибательная тут Келли ЛеБрок) по меркам сегодняшнего дня можно назвать крайне провокационным. Взрослая актриса в картине неоднократно намекает на секс, алкоголь, агрессию, оргии, в какой-то момент даже приглашает подростков принять с ней вместе душ. Это по-своему талантливая комедия пользовалась огромной популярностью в 80-х. Сегодня, однако, такой фильм, вне всяких сомнений, восприняли бы в штыки — не только за счет агрессивной сексуальной объективации ЛеБрок, но и из-за сформировавшейся в 21 веке «культуры согласия», в которой домогательства до несовершеннолетних попахивают как минимум уголовщиной.
«Свой в доску» — еще один типичный голливудский представитель комедий 80-х. Главный герой поступает по сюжету в Гарвард для обучения на адвоката. И чтобы получить полную компенсацию обучения от мемориального фонда поддержки афроамериканцев, он решает притвориться темнокожим (с помощью инновационных таблеток для загара). Большинство шуток в фильме строится на теме расизма, авторы пытаются рассказать о трудностях жизни афроамериканцев, показать «пассивный» расизм в обществе и донести до зрителя актуальную мораль. За время своей трансформации герой испытает избыточную подозрительность со стороны полиции, услышит немало шуток за своей спиной, будет избит из-за цвета кожи. Несмотря на очевидное осуждение расизма авторами, трудно представить, чтобы подобное кино сняли бы сегодня. Сюжетный ход с изменением цвета кожи, вероятно, был бы воспринят как «блэкфейс», который нынче расценивается совершенно недопустимым.
Грандиозный хит видеопроката, культовая подростковая комедия «Порки», повествует о группе одноклассников, которые все свое время посвящают попыткам потерять девственность. В процессе своих похождений они конфликтуют с обманувшим их владельцем стриптиз-клуба и его братом – полицейским. Фильм обладает ребяческой атмосферой, он полон вечеринок, выпивки и пошлого юмора. Помимо стандартных для жанра подростковой комедии гэгов в фильме есть и несколько сцен откровенного сексуального харассмента: герои подглядывают за одноклассницами в женской душевой и просовывают через отверстия в стене части тела. Сегодня подобное можно закономерно расценить как воспевание неприемлемой «культуры изнасилования», которая, хочется надеяться, все-таки осталась в 80-х.
История Брайана, обычного человека, проходящего жизненный путь, в котором череда случайностей приведет к созданию религии с большим количеством последователей и распятию его на кресте. Это вторая полнометражная картина классиков комедии абсурда, коллектива Монти Пайтон. В фильме остроумно пародируются многие известные исторические сюжеты, высмеиваются феминистские, националистские движения, терроризм и, конечно же, религия. В процессе создания фильма компания EMI Films отказалась от финансирования в связи со спорностью тематики, и в итоге съемки спонсировались вновь созданной компанией Джорджа Харрисона HandMade Films. Удивительно, что подобный фильм позволили выпустить на большие экраны в 1979г. Было бы не менее удивительно, если бы подобное сделали сегодня.
В «Манхэттене» Вуди Аллен, как водится, играет практически сам себя. Он тут ведет интеллектуальные разговоры с друзьями, пишет книгу, посещает музеи, ходит по луне Сатурна дождливым вечером в Нью-Йорке, ссорится с бывшей женой и ее новой возлюбленной. В своих культурно-романтических похождениях главный герой стремится быть крутым и возвышенным, как город, которому он полжизни посвящает свои фильмы. Девушке, с которой Аллен встречается в «Манхэттене», всего семнадцать лет. Ему при этом сорок два, и он старше ее отца. В фильме нет никакого осуждения таких отношений или поучительной морали. Более того, у зрителя может возникнуть ощущение, что чувства героя к подростку не до конца искренние. Учитывая скандалы, связанные с попавшим в опалу режиссером (его браком с приемной дочерью и ни на секунду неумолкаемой Миэй Фэрроу, без устали делящейся подробностями о том, как ее бывший муж занимался растлением малолетних), выход подобного фильма в прокат сегодня кажется крайне маловероятным.
«Белые цыпочки» — бади-муви и одновременно шпионский боевик про двух неудачливых сотрудников ФБР, которым поручено сопровождать дочерей одного миллионера. В попытке предотвратить преступление, спецагенты принимают решение переодеваться и играть роль этих девушек. Им предстоит заниматься шопингом, ходить на вечеринки и свидания, выступать на шоу моды и, конечно, сражаться с бандитами. Братья Шон и Марлон Уэйансы большую часть фильма играют в гриме и макияже. Выглядит это зрелище чрезвычайно ненатурально и отталкивающе. Кроме того, картина демонстрирует всевозможные гендерные стереотипы относительно «недалеких блондинок», их интересов, кругозора и времяпрепровождения. Феминистские движения однозначно расценили бы картину неприемлемой, если бы она вышла сегодня. Братьям Уэйансам наверняка досталось бы и от ЛГБТ-активистов (фильмы с переодеваниями, которые сегодня легко заклеймить как «трансфобные», уже практически не снимают).
В очередной серии «бондианы» неизвестный летающий объект захватывает космические аппараты США и СССР, страны винят друг друга, мир на пороге Третьей мировой войны. Британская разведка тем временем подозревает, что за захваты ответственна третья сторона. Агенту 007 придется сымитировать собственную смерть, затем отправиться в Японию и найти виновников преступлений. Не секрет, что ранним фильмам про Джеймса Бонда традиционно свойственны неполиткорректность и сексизм. В «Живешь только дважды» Бонд успевает сравнить китайских девушек с уткой по-пекински, а русских – с черной икрой. А в его ответственную миссию входит прикинуться японцем, для чего требуется пройти через простую процедуру: побрить грудь, наложить накладные веки и парик. И все, Шон Коннери неотличим от простого японского рыбака среднего возраста.
Этот классический немой фильм рассказывает о событиях в США в период гражданской войны через истории двух семей – Стоунменов и Кэмеронов (соответственно, сторонников Севера и Юга). Масштаб показанных событий может претендовать по размаху на своеобразную «Войну и мир», настолько схожа структура сюжета. Картина иллюстрирует довоенную идиллию, которая рушится призывом мужчин на фронт, затем убийством президента Линкольна, а потом пришедшими к власти вчерашними рабами. «Рождение нации», определенно, наиболее неприемлема в нынешнее время из всего списка. Предисловие в начале фильма, где авторы претендуют на свободу от цензуры и на право показывать историю под другим углом, звучит как оправдание расовой нетерпимости. Ку-клукс-клан здесь представляется освободителем Юга от «черной заразы», а основная тема – «черный расизм». Попытка оценить негативные последствия отмены рабства могла бы быть похвальной, но картине определенно недостает глубины анализа причин описанных событий, а также никаким образом не объясняется необходимость проведенных реформ. Кроме того, в современном западном мире существует нулевая толерантность к представителям Ку-клукс-клана, которые в финале ленты предстают рыцарями-освободителями на белых конях.
Читайте также:
Окончательный монтаж
На днях руководство HBO заявило, что они собираются выпустить доработанную Заком Снайдером 4-х часовую версию «Лиги справедливости» с дорисованными спецэффектами. Предлагаем до официального релиза ознакомиться с прочими режиссерскими и расширенными версиями фильмов, которые, вне всяких сомнений, порадуют любого киномана.
// Настоящее кино