Сериал о самом знаменитом маньяке за всю историю СССР попал на благодатную почву. Видеосервисы и телеканалы успели возбудить интерес к теме, выпустив «Хорошего человека» и второй сезон «Метода», а «кровавая барыня» Ксения Собчак выдала интервью со скопинским маньяком. Лучше времени для выхода «Чикатило» было сложно придумать. Результат не заставил себя ждать – за первые три недели первую серию на YouTube посмотрело более трех миллионов человек, и сколько из них подписались на Okko для продолжения просмотра, можно только представить. Ведь «Чикатило» оказался из той серии проектов, которые сначала отрицаешь, потом возмущаешься, пытаешься найти повод не смотреть, но в итоге ждет неизбежная фаза принятия.Если оставить за скобками возмущение общественности по поводу фигур режиссера и исполнителя главной роли, пожалуй, главной претензией к первым сериям проекта можно назвать излишнюю любовь к деталям. Кажется, что режиссер просто «гонит строку», наполняет кадр ненужными нюансами. Вот перед нами показанное во всех подробностях истерзанное тело мальчика, а вслед за этой сценой психолог Витвицкий в исполнении Дмитрия Власкина терзает ножом несчастную рыбу на тарелке. И вроде на лицо понятная аналогия, но она кажется избыточной. Или долгие диалоги персонажей, которым, кажется, совсем нечего делать в кадре, потому что сцены длинные, а играть в них нечего. Сознание человека, живущего в стремительном XXI веке, требует мчащегося на всех парах сюжета, развития, действия, но «Чикатило» не торопится, он, подобно рыбаку, сначала кидает подкормку, потом насаживает на крючок наживку, ждет поклевки, подсекает, выдергивает из воды и бросает задыхаться от бессилия. Способность манипулировать чувствами зрителя в комедии, в драме оказалась для режиссера востребованной.
Кажется, что история злодеяний Чикатило слишком продолжительна, чтобы на протяжении двух серий нам рассказывали о паре не самых ярких эпизодов, смещая акценты с преступника на преступное бездействие властей и имитацию работы по поимке маньяка, в которой главной целью оказывается поскорее заработать звездочку на погонах, а не избавить область от зверя. Но, разве не этим приемом нас цеплял «Чернобыль» от HBO? К середине сезона маховик истории раскручивается, динамика нарастает, история уходит корнями в прошлое и, кажется, уже скоро дойдет до военных лет, когда Чикатило получил травму, которая превратила его в то чудовище, о котором мы знаем – на это непрозрачно намекают начальные титры.
Герои Власкина и Нагиева – следователь Витвицкий и маньяк Чикатило, как и положено в истории противостояния героя и злодея, являются отражением друг друга, даром что оба носят очки и оба выглядят весьма неуверенными персонажами. На Витвицкого и Чикатило оказывают давление в их отношениях с противоположным полом, Витвицкого склоняют к принятию алкоголя, а для Чикатило алкоголь становится приманкой для очередной его жертвы. Та же растерзанная на тарелке рыба оказывается оправданным монтажным решением. Слабость для одного оказывается силой для другого. И это, пожалуй, ключевое отличие «Чикатило» от недавнего «Хорошего человека», где противостояние следователя и убийцы были построены по принципу хоррора с неизбежной победой final girl над своим истязателем. «Чикатило», с поправкой на реалии позднесоветского быта, это супергеройское кино о двух равновеликих героях, каждый из которых мог бы в схожих обстоятельствах оказаться на противоположной стороне силы.
Для режиссера кино работа в формате многосерийного фильма - задача не из легких, и выстроить интригу в рамках серии и всего сериала, удается не всегда – вспомним хотя бы «Родину» Павла Лунгина. Но режиссеру Андреасяну, и сценаристам Гравицкому и Волкову, может быть не с первых двух серий, по которым скучают монтажные ножницы, все-таки удается поймать нерв времени и рассказать внятную историю, грамотно разбросав по сюжету лакомые кусочки приманки. До «Охотника за разумом» этому проекту нужно еще дорасти – минута экранного времени способна вместить в себя куда больше информации, чем с нами делятся создатели проекта, но все приходит с опытом. Однако к четвертой серии наступает принятие того, что «Чикатило» - это самый страшный отечественный сериал, и оторваться от него уже становится невозможным.
Читайте также:
Сценарист «Чикатило» Алексей Гравицкий: «Маньяки появляются с завидным постоянством»
На стриминговом сервисе Okko состоялась премьера нового оригинального мини-сериала Сарика Андреасяна «Чикатило», посвященного советскому душегубу, не нуждающемуся в представлении. Мы взяли интервью у сценариста проекта Алексея Гравицкого, который в деталях рассказал нам о новых тенденциях в современном отечественном сериалостроении, а также своей работе над самой мрачной теленовинкой этой недели...
Новые сериалы: «Топи»
Рассказываем про флагманский сериал производства «КиноПоиск HD», снятый по сценарию Дмитрия Глуховского. Мистический фолк-хоррор «Топи» о российской глухомани и тонкостях принятия смерти...
Новые сериалы: «Перевал Дятлова»
Повествуя о таинственной гибели туристов, сериал неожиданно выстраивает со зрителем важный диалог о памяти и прошлом...
Новые сериалы: «Кларисса»
Делимся впечатлениями о стартовавшем намедни продолжении «Молчания ягнят», в котором авторы, увлекшись тщательной стилизацией, совсем забыли, что после премьеры оригинала прошло тридцать лет...
Новые сериалы: «Третий день»
Британский фолк-хоррор с Джудом Лоу и Наоми Харрис от создателей «Утопии». Премьера на «Амедиатеке» 15 сентября...
// Настоящее кино