На Apple TV+ вышел «Берег москитов», амбициозный сериал про гениального изобретателя, который разочаровался в капитализме и рванул в Мексику строить свою Америку с инновационными холодильниками и социализмомЭлли Фокс – инженер от бога. И канализационные трубы почистит, и следящие устройства полицейских взломать способен, и радиовышки перенастроит как пожелает. А еще он изобрел холодильник, работающий на пищевых отходах. Кому это нужно – непонятно, да и патентное ведомство США не очень-то жалует гения инженерной мысли. Но твердая убежденность в том, что лед – это квинтэссенция любой цивилизации, а еще засевшие глубоко в голове Фокса мечты о коммунизме заставляют его враждебно относиться к собственному государству. Кроме того, в прошлом он чем-то насолил властям и спецслужбы точат на героя зуб, поэтому вскоре приходится взять семью и эмигрировать в Мексику, подальше от кровавого режима.
Примечательно, что выходящий на стриминг-сервисе от Apple сериал – уже вторая экранизация успешной повести Пола Теру, дяди неподражаемого исполнителя главной роли Джастина Теру. Впервые историю почти дословно переносил на экран режиссер «Шоу Трумана» Питер Уир, а главные роли исполняли Хелен Миррен с Харрисоном Фордом. Назвать картину 1986 года выдающейся довольно сложно, хотя в нее и были заложены многочисленные любопытные отсылки к библейским сюжетам. Похожа она была больше на кинопритчу о Вавилонской башне, очень предсказуемую и делающую акцент на с каждым актом все более одержимом главном герое.
Создатели сериала выбрали иную тактику: протагонист ни разу не пытается прикидываться славным парнем. С самого начала он предстает угнетающим всех окружающих монстром. Но с каждой следующей сценой раскрывается как сильный лидер с хорошо подвешенным языком, способный вести за собой людей. На смену метафорической притче пришло Евангелие; мифу о Вавилонской башне – жизнеописание своеобразного Моисея; приключенческой драме – остросюжетный и атмосферный роуд-муви с играми разума. Признаться, наблюдать за тем, как одержимый безумец ведет за собой людей и старается добраться до цели, обводя преследователей вокруг пальца, весьма увлекательно. Герой ощущается глубоким и неординарным, да и его отношениям с окружающими уделено немало внимания. Кадр пестрит видами невероятной красоты и сопровождается атмосферным брыньканьем гитары.
К сожалению, в погоне за красотой картинки и атмосферностью создатели пожертвовали темпом и плотностью действия. Проблема вовсе не в том, что Элли Фокс не способен вызвать сопереживание как какой-нибудь Уолтер Уайт из легендарного «Во все тяжкие». Не может быть никаких сомнений, что герои смогут добраться до пресловутого Берега Москитов, а мифической утопии в финале не избежать краха. Весь саспенс заключается лишь в том, как они выкручиваются из изредка возникающих конфликтных ситуаций; вся интрига – в темном прошлом главного героя (придуманного специально для сериала и отсутствующего в первоисточнике). Но стоит заметить, что «Берег москитов» вышел в то самое время, когда в западном мире все чаще преобладают социалистические идеи, а молодежь публикует многочисленные видео в социальных сетях про то, как она ненавидит капитализм. И довольно приятно осознавать, что «Берег москитов» не ограничивается воспроизведением ветхозаветных сюжетов, но и всерьез рассуждает о проблеме маргинализации левых взглядов.
// Настоящее кино