На Амедиатеке вышла очередная экранизация повести Стивена Кинга (уже третья в этом году), и, пожалуй, пока самая удачная. Поражаемся, что лавкрафтовского в ней куда больше, чем кинговского.На первый взгляд, идея перевести в формат мини-сериала 40-страничную повесть Стивена Кинга (которая сама по себе была оммажем к лавкрафтовским «Крысам в стенах») кажется совершенно притянутой за уши. Масла в огонь подливают имена авторов сценария, братьев Филарди, которые окромя смешных названий в фильмографиях (чего стоят одни «Отмороженные» и «Коматозники») ранее ничем особо не отличались. И вот они взялись за создание неторопливого 10-часового сериала, где придумывать пришлось гораздо больше, чем старичок Кинг в далеком 1978 году вложил в свое произведение. Получилось как минимум атмосферно и почти без фальши.
Главный герой – Чарльз Бун (Эдриан Броди), недавно овдовевший капитан корабля и крепкий хозяйственник. До него доходит новость о смерти родственников, оставивших ему в наследство роскошное поместье «Чепелуэйт». Решив круто изменить свою жизнь, он отправляется в американскую глубинку к дому, где когда-то провел детство. В этом городке количество чертовщины на квадратный метр превышает все вообразимые пределы: люди болеют неизвестной заразой, по ночам на улицах орудуют таинственные убийцы, окрестности оприходованы какой-то могущественной сектой, поклоняющейся местному Ктулху. Сам Чарльз тоже не так уж и прост. В детстве обезумевший отец повредил сыну голову, и теперь тому всюду видятся черви и слышатся крысы. Да и в целом, ясностью ума его семейство никогда не отличалось: говорят, что у них некая наследственная форма психического заболевания, сопровождающегося галлюцинациями и регулярными психозами. А поместье лишь мистическим образом провоцирует развитие напасти.
Братья Питер и Джейсон Филарди добавили к крошечному сюжету первоисточника всего по чуть-чуть: критику расизма и половой дискриминации на манер «Страны Лавкрафта», тонкости отношения с социумом и всеобщего помешательства как во «Мгле», элементы фолк-хоррора, отсылающие к «Третьему дню». Упаковано перечисленное в форму блистательно сконструированного слоу-бернера с мастерски накручиваемым саспенсом. Жаль лишь, что все напряжение рушится вдребезги, как только сюжет доходит до кульминационных сцен и джампскейров. В этот момент может возникнуть ощущение, что смотришь не ужастик, а, в лучшем случае, «Реальных упырей», или, в худшем, порно-фантазию на тему «Призрака дома на холме».
Несмотря на это, «Чепелуэйт» получился, в хорошем смысле, по-театральному разыгранным триллером, где наследие Кинга едва ощущается (не в пример почти дословно воспроизведенной «Историм Лизи»). Радует это, прежде всего, отсутствием разделения всего происходящего на категории «добра» и «зла»: уж очень безумны главные герои, уж слишком невежественны и жестоки местные жители. Фанатам «короля ужасов» это может показаться непростительным, зато всем небезразличным к творчеству Говарда Лавкрафта новый сериал должен прийтись по душе.
// Настоящее кино