Сегодня в Сочи стартовал 32-й российский кинофестиваль «Кинотавр», на котором покажут двадцать пять отечественных фильмов и сериалов. В этом году в основную программу вошли самые громкие новинки. Подробно изучаем, что нам подготовил черноморский киносмотр.
Новая работа Натальи Кудряшовой («Пионеры-герои») настолько впечатлила французского провокатора Гаспара Ноэ, что он написал об этом постановщице в личном письме. На этом признание зарубежных коллег в адрес «Герды» не закончилось: исполнительница главной роли Анастасия Красовская получила приз за «Лучшую женскую роль» на кинофестивале в Локарно. В центре сюжета фильма — молодая девушка Лера, которая днем изучает человечество и его потребности с помощью соцопросов, являющихся учебной практикой в институте, а ночью танцует в клубе под псевдонимом Герда, чтобы прокормить себя и маму. Люди, которых она встречает, так же несчастны, как и ее семья. Ее отец недавно ушел к другой женщине, но постоянно приходит обратно, не в силах осознать собственный выбор и делая невыносимой жизнь близких людей. Мать болезненно переживает разрыв и постоянно спит, игнорируя реальность. Лера не знает, как жить дальше, куда и зачем идти, а главное, как сделать жизнь лучше. Взрослый неизменный несчастный мир, который Лера наблюдает день и ночь, кажется безнадежным.
На «Кинотавре» не обойдется и без нового фильма от успешного российского тандема Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. Премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале, где, как сообщалось, проект очаровал не только отечественных критиков, но и зарубежную прессу, назвавшую ленту самым большим сюрпризом и одним из сильнейших впечатлений смотра. Главную роль в экзистенциальной драме про палача, как её характеризуют авторы, исполнил популярный в последнее время Юра Борисов, который в этом году успел посетить как Каннский, так и Венецианский фестивали. Фильм рассказывает о капитане НКВД Федоре Волконогове. Он на хорошем счету у руководства, коллеги его уважают. Но однажды жизнь резко меняется – капитана объявляют преступником. Ему удается сбежать до того, как его арестуют. В одночасье он превращается в изгоя, которого по всему городу разыскивают бывшие коллеги. Ночью Волконогову является вестник с того света и предупреждает, что после смерти тот попадет в ад на вечные муки. Но у него есть возможность изменить свою участь и попасть в рай, если он раскается и хотя бы один человек его простит.
«Оторви и выбрось» — новый проект от режиссера «Папа, сдохни» Кирилла Соколова. Несмотря на то, что пару лет назад его дебютная черная комедия слишком скромно прошла в российском прокате (по мнению министра культуры Ольги Любимовой, в этом повинен прокатчик), за океаном Соколов заинтересовал голливудских продюсеров. Новая комедия режиссера обещает быть не менее смешной и динамичной. По сюжету после четырех лет тюрьмы Оля решает начать жизнь заново. Но для этого ей нужно забрать свою десятилетнюю дочь у бабушки - деспотичной Веры Павловны. Правда, отдавать внучку она не собирается. В итоге конфликт внутри одной семьи перерастает в грандиозную погоню. Героини вовлекают новых участников, а события окончательно выходят из-под контроля, когда в их руки попадает оружие.
В последнее время обороты набирает якутское кино, которое очень хорошо разбавляет свои колоритом современный киноматографический мейнстрим. Владимир Мункуев, чья короткометражка «Счастье» была номинирована в категории «лучший короткометражный фильм» на ММКФ в 2018 году, привез на Кинотавр свою психологическую драму «Нуучча» (с якутского — русский), завоевавшую на прошедшем кинофестивале в Карловых Варах «Хрустальный глобус» в секции «Восток-Запад»». Конец XIX века, Якутская область. Хабджий и его жена Керемес, похоронив второго ребенка, продолжают выживать в условиях якутской тайги и готовятся к суровой и голодной зиме. Однажды местный князь навязывает им на поселение русского каторжника Костю, который по закону должен жить с ними в одном доме. Найти общий язык не получается с самого начала, да и каторжник быстро решает стать новым хозяином дома.
Лауреат премии «Серебряный Медведь» за лучшую мужскую роль в фильме «Как я провел этим летом» Григорий Добрыгин продолжает уверено утверждаться на режиссерском поприще. В этом году Добрыгин на смотре представит фильм с актуальной сегодня пандемийной повесткой «На близком расстоянии». В центре истории — Инга, известная актриса, в разгар пандемии находит у себя под дверью курьера, мигранта из Средней Азии – он без сознания. Рискуя заболеть, Инга оставляет юношу у себя, правда, с одним условием. Как уверяет сам режиссер, когда началась первая волна пандемии он устроился работать курьером на две недели.
Любимец фестивалей Николай Хомерики представит на «Кинотавре» драму «Море волнуется раз». Проект является первым за долгие годы полностью авторским фильмом режиссера. Первые три страницы сценария Хомерики написал сам. По сюжету главные герои Коля и Саша прячутся от всех в старом домике посреди леса. Они влюблены, и мир вокруг кажется им странным и чудесным. Но идиллию летних солнечных дней то и дело нарушают ночные кошмары. Саше снится, как ее накрывает огромной волной. Однажды ребята встречают загадочную супружескую пару, живущую по соседству. Мужчина и Женщина очень похожи на них самих. С их помощью молодые попробуют разобраться в своих чувствах.
В основную программу также вошла картина «Портрет незнакомца» Сергея Осипьяна, рассказывающая о бывшем актере и радиоведущем, чья жизнь резко меняется сразу же после потери работы и развода с женой. Приехал на Кинотавр и Александр Зельдович, который вернулся к режиссуре спустя аж одиннадцать лет. Режиссер покажет свою новую работу «Медея» — драму о женщине, заплатившей за счастье невозможную цену, и оказавшейся впоследствии в западне. Чувствуя себя преданной, она ищет мести. Любителям криминальных драм покажут «Владивосток». Картину поставил автор таких шоу, как «Ольга» и «Подкидыш» Антон Борматов. Лента расскажет о военнослужащем Викторе, который убив человека пускается в бега.
Среди дебютантов в основном конкурсе состоится премьера «Дуная» Любови Мульменко, драмы о сбежавшей из Москвы девушке ради любви, свободы и Белграда, «Молока птицы» Евгения Марьяна с Еленой Лядовой в одной из главных ролей, а также «Дня мертвых» — фильма Виктора Рыжакова о сыне и матери, которые в родительский день должны объехать пять кладбищ разбросанных по всей области. Самыми любопытными среди дебютантов, пожалуй, выглядят фильмы«Ничья» и «Общага».
«Ничья» — социальная драма дебютантки Лены Ланских о четырнадцатилетней девочке, живущей в маленьком уральском городе. Она собирает ягоду на болотах, помогает маме торговать на продуктовом рынке и танцует в школьном кружке хореографии. А ещё у нее есть ребенок, о котором никто не должен знать.
Режиссер «Общаги» Роман Васьянов хоть и дебютант в профессии постановщика, но в большом кино работает давно. Зрителям Васьянов известен в первую очередь в качестве оператора таких голливудских хитов, как «Отряд самоубийц», «Ярость», «Яркость» и многих других. В своей дебютной режиссерской работе Васьянов обращается к нелегкой жизни студентов в общаге конца советской эпохи. Внезапно одна из студенток кончает жизнь самоубийством. Главного героя и его друзей обвиняют в том, что они оставили открытой дверь на крышу, с которой сбросилась девушка.
Фильмом-открытия «Кинотавра» стала документальная лента Петра Шепотнника «Нас других не будет» о Сергее Бодрове-мл. В основе ленты — архивные кадры с киносъемок и записанные на пленку воспоминания об актере, которыми поделились его близкие друзья и коллеги, в том числе продюсер Сергей Сельянов, музыкант Вячеслав Бутусов и многие другие. Кроме того, зрители увидят в фильме фрагменты интервью Шепотинника с самим актером и режиссером культового «Брата» Алексеем Балабановым.
Закроет фестиваль нашумевшая драма Киры Коваленко «Разжимая кулаки», взявшая гран-при «Особого взгляда» Каннского фестиваля. Действие картины происходит в городке Мизур, который зажат между отвесными скалами. Сюда перевез свою семью Заур. Сыновей и дочь он воспитывает строго, не зная границ между отцовской заботой и гиперопекой. Старший Аким уже сбежал в ближайший крупный город – Ростов – на заработки. Младший Дакко еще не вполне осознал, чего он хочет от жизни, а средняя Ада активно строит планы побега. Она уже взрослая девушка, но отец по-прежнему хочет видеть ее маленьким беззащитным ребенком. Разомкнуть крепкие отцовские объятия, чтобы наконец начать самостоятельную взрослую жизнь, оказывается сложнее, чем казалось.
// Настоящее кино