«Веном» кажется слишком детским, неторопливость «Дюны» не в вашем вкусе, а душа требует качественной фантастики? Стриминг-сервис от Apple подготовил ответ – дорогущую экранизацию эпичной сай-фай классики Айзека Азимова.Происходящие события напоминают «Дюну», только наоборот: всемогущая империя приходит в упадок, на горизонте виднеется невежественное средневековье с кровавым феодализмом. Развал цивилизации предсказал ученый-психоисторик Гери Сэлдон (Джаред Харрис), математически просчитав вероятность развития событий будущего. За такую дерзость его с сообщниками сослали на богом забытые закрома империи. Там он должен работать над созданием универсальной энциклопедии, призванной стать опорой для будущего возрождения человечества.
С первых же кадров сценаристы во главе с Дэвидом Гойером («Темный рыцарь») и Джошом Фридманом (Джош Фридман) бросают зрителя в самые разные точки пространства и времени: события разворачиваются по всей вселенной, время действия прыгает на десятки и сотни лет взад-вперед, и все это разбавляется кадрами поразительной красоты. Эти перемещения должны заставлять почувствовать себя героем Энтони Хопкинса из «Отца» – глазом не моргнешь, как что-то сломалось, где-то началась война, а люди подрастеряли былые знания. Добиться такого эффекта создателям удалось лишь частично: экранизировать неэкранизируемое (так нередко характеризовали первоисточник) – идея амбициозная и, как наверняка предсказала бы психоистория, обреченная на провал.
Кинокритики уже успели обвинить создателей в ошибочной расстановке приоритетов. Гойер с Фридманом не стали изобретать велосипед, сделав акцент на двух вещах: политических интригах и историях отдельных персонажей. Глобальные события происходят, но они где-то там, на фоне. Политиканов мы наблюдаем только в незамысловатых разговорных сценах. В эти моменты шоу безуспешно притворяется «Игрой престолов» про космос. Проблема не только в отсутствии обнаженки, но и в общей посредственности изображенных политических интриг. Но простые люди не менее важны – они делают свои маленькие дела, способствуя развитию событий, которые напредугадывал Сэлдон. И с этими персонажами все немножко интереснее.
История маленького человека и его роли в судьбе вселенной – именно то, что способно очаровать. В тех же «Звездных войнах» были как минимум «Изгой-Один» и «Мандалорец», мало двигающие общий сюжет саги, но собравшие гигантское количество фанатов. Судя по первым трем эпизодам «Основания», это та козырная карта, которую сценаристы пытаются разыграть. Пусть пока не ясно, будет ли сериал этаким альманахом, рассказывающим в каждой серии историю новых героев (что было бы странно), или ограничится сюжетами нескольких основных персонажей, у показанного определенно есть потенциал. Может, не в первом сезоне, но когда-то в будущем, если Apple TV+ не бросит авантюру и продлит шоу.
// Настоящее кино