На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Интервью с Никитой Аржаковым и Ньургуном Бэчигэном о фильме «Тыгын Дархан» фильм Тыгын Дархан Статьи
Интервью с Никитой Аржаковым и Ньургуном Бэчигэном о фильме «Тыгын Дархан»
автор Настоящее кино | источник Filmz.ru | 08.11.2021
8 ноября в Москве выходит в прокат масштабный якутский исторический эпик «Тыгын Дархан». Мы поговорили с режиссером картины Никитой Аржаковым и исполнителем главной роли Ньургуном Бэчигэном.
Лента является экранизацией произведения якутского писателя Василия Яковлева — Далана. Это рассказ о событиях, происходящих в Якутии на рубеже XVI—XVII веков. Тыгын Дархан – реальная историческая личность, глава хангаласского рода, объединившего в свое время разрозненные племена и роды народа саха.
В основе фильма «Тыгын Дархан» — одноименный рассказ известного якутского писателя Василия Яковлева-Далана. Насколько популярна эта история среди народа саха?
Никита Аржаков: Произведение «Тыгын Дархан» само по себе очень знаковое. Оно вышло в трудные годы - в начале 90-х годов 20 века. И стало символом национального духовного подьема. Это так называемая настольная книга для народа саха.
Ньургун Бэчигэн: По сюжету повести Тыгын Дархан был настоящим воином с соответствующим характером. Он хотел создать новое государство. Но моя задача была – воссоздать не жесткого кровожадного воина (хотя и это было в нем), а всеми любимую народную легенду. Я дважды перечитал роман, готовясь к роли. Нужно было показать мужчину в рассвете сил. «Болевшего» за свой народ. И для меня непросто было войти в образ такого легендарного человека, как Тыгын Драхан. Но выйти из образа - оказалось еще труднее.
Ньюургун, как вы получили главную роль в фильме?
Ньюургун Бэчигэн: Это была удача. Надо сказать, что я непрофессиональный актер. Работаю редактором, ведущим в Национальной Вещательной Компании республики Саха. Вещаю на родном языке. Сюда попал после окончания колледжа культуры и искусства. И вот однажды я поехал на пресс-конференцию про подготовку к съемкам нового фильма «Тыгын Дархан». Там был Никита Аржаков. Во время этой встречи я загорелся желанием попасть в массовку или принять участие в этом кино. Очень мне понравился этот проект. Тем более, что, в студенческие годы я уже снимался в фильме как раз в массовой сцене. И по воле случая – это тоже была картина Никиты Аржакова.
Как вживались в роль?
Ньюургун Бэчигэн: Поначалу я, конечно, попросил Никиту Иннокентьевича дать мне несколько советов, касающихся актерского мастерства. Но он мне отказал. Сказал: «У тебя своя есть жилка, свое дыхание. Разбуди его и тогда у тебя все получится».
Никита Иннокентьевич, что было для вас самым трудным при создании картины?
Никита Аржаков: Моя задача была: сохранить драматургические линии романа, образы и названия. У нашего народа очень много исторического материала о Тыгын Дархане, о том времени. И надо было как-то это собрать воедино, чтобы воссоздать период XVI—XVII веков. Ранее я снимал фильмы про Отечественную войну. А рассказать киноязыком историю нашего народа — было для меня впервые. И сложно дались массовые сцены, в которых приняли участие около 10 000 якутян. Но благодаря жителям республики у нас получилось. Ведь в масштабных сценах картины снимались обычные люди. Как сказала наш продюсер Вера Филиппова: «Благодаря жителям республики получился истинно народный фильм, в котором участвовали все - от мала до велика. Приходили семьями, с маленькими детьми, не хотели покидать съёмочную площадку». Еще сложными оказались погодные условия, в которых проходили съемки: когда мы были на Полюсе холода, в Верхоянье, на градуснике был минус 61 градус. А летом стояла жуткая жара: снимали в + 39 градусов под палящим солнцем.
Вернемся к главному герою. Ньюургун, а для вас что было сложным в работе над фильмом?
Ньюургун Бэчигэн: Есть такое поверие среди актеров: играть великих людей — чревато. А у нас, якутян, говорят так: «Не надо будить души умерших людей». И вот меня это останавливало. То, что я играю самого предводителя народа саха – Тыгын Дархана. Великого человека.
Поначалу меня утвердили на роль сына Тыгын Дархана. И сразу после этого я попал в ДТП. У меня была травма плеча. А в то время когда уже начинали снимать первые сцены битв. Мне сделали рентген в травмпункте и сказали, что это растяжение мышц. Наложили гипс — мол — само пройдет. Со временем — боль не проходила. Только лишь усиливалась. И я решил сходить к народному целителю. Чтобы он посмотрел мое плечо. Он незрячий. Потрогал плечо и сразу сказал, что это вывих. Что-то поправил, и все встало на свои места. Боль прошла. Хотя в больнице этот вывих не увидели. Но с роли меня сняли. И предложили новую. Сыграть самого Тыгын Дархана.
Я взял паузу: подумать. И мне приснился сон: сижу я в национальной хижине «Балаган». Впереди — кровати и очаг. И там то ли шаман, то ли кузнец сидит и чистит мое оружие. Шепчет что-то и благословляет. Сон был очень четкий и ясный. А с другой стороны — мои доспехи. Меня в них наряжают двое слуг. Сзади на нарах сидят три женщины. Одеты прилично, как русские боярыни. И в то время я понимаю, что они что-то говорят про меня. И я слышу из их уст слова: «Похож? Да! Похож!».
И руководствуясь этим сном, я позвонил и дал согласие.
Вопрос к режиссеру: эта кинолента стала самым масштабным проектом якутской киноиндустрии за всю историю республиканского кинематографа. Расскажите поподробнее.
Никита Аржаков: Да, это так. Было потрачено очень много средств. Специально для съемок с помощью историков и культурологов было воссоздано около 3 500 костюмов и более 200 аутентичных сооружений того времени, изготовлено большое количество утвари и оружия. Но благодаря таким масштабам у нас в фильме нет компьютерной графики. Все, что вы видите – снято вживую.
Ньургун, а как вам впечатление от работы с Никитой Аржаковым? Быстро нашли общий язык?
Ньюургун Бэчигэн: Разногласий не было. Мы, конечно, много работали над образом. Но при этом он доверился мне и сказал: «Будь Тыгыном и все получится». Никита Иннокентьевич отличный психолог. Это очень ценное качество. Он рассказывал мне много о своей жизни: трудностях и победах. Я был поражен его феноменальной памятью. И его знаниями традиционной культуры.
Никита Иннокентьевич, расскажите о дальнейшей судьбе фильма.
Надо сказать, что началось все с очень удачного проката в республике Саха. Несмотря на пандемию, у нас были полные кинозалы. Затем фильм получил несколько призовых наград на международных кинофестивалях. В том числе – на смотре «Вече». 4 ноября «Тыгын Дархан» вышел в городах России. В планах - прокат в Турции, Казахстане, Киргизии, Монголии. Также мы будем выходить на китайские интернет-площадки и в Индии.
Читайте также:
Интервью с Аленой Рубинштейн, режиссером фильма об уличном искусстве «Флэшмоб» Режиссер фильма «Флэшмоб» Алена Рубинштейн, педагог лаборатории Gogol School рассказала Filmz.ru о том, как создавался первый российский художественный фильм об уличном искусстве, и поделилась нюансами работы с актерами на съемочной площадке...
Интервью с Дмитрием Астраханом и Андреем Смоляковым о фильме «Судьба диверсанта» Сегодня на большие экраны России в прокат выходит военная драма режиссера Дмитрия Астрахана «Судьба диверсанта». Мы пообщались с постановщиком картины, а также с исполнителем одной из главных ролей Андреем Смоляковым, и выяснили, как у создателей получилось не переступить тонкую грань, которая разделяет духоподъемное агит-кино и честную военную драму о людях, выживающих в самый жуткий период истории человечества...
Для отправки комментария необходимо зайти на сайт под своим именем. Введите ваши данные в соответствующие поля ниже. Если у вас ещё нет логина и пароля, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
E-mail:
Пароль:
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).
За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.