Продолжаем уроки корейского с Netflix. На онлайн-платформе вышел сериал от режиссера «Поезда в Пусан», обогнавший по просмотрам на стриминг-сервисе сами знаете что.Сеул, наши дни. В народе поговаривают про неких монстров, которые приходят в назначенный час к проклятым людям, избивают их до смерти и испепеляют до уровня обугленных костяшек. Тут же образуется секта, объясняющая происходящее как божье наказание. Когда эта секта вырастает до сильнейшей политической силы, от нее откалывается радикальная ячейка, безнаказанно творящая полную анархию. В этой атмосфере всеобщей паники и безумия главные герои будут пытаться выжить.
Заявленный в первых сериях главный герой – следователь со сложным прошлым и проблемной дочерью, оказывается простой обманкой. Его расследование таинственных смертей быстро заканчивается ничем (мы, конечно, не расскажем, почему). Детектива в «Зове ада» столько же, сколько в «Поезде в Пусан» документалки про паровозы. Накачанные монстры со сверхъестественными силами – лишь условность без объяснения, этакий хай-концепт, на котором стоится весь сюжет. Во главе ринга – грустная атмосфера удрученности и безнадежности, политическая борьба, овладевающее головами людей безумие, постапокалипсис без, собственно, апокалипсиса.
За всеми этими высшими субстанциями и философскими размышлениями никуда не делась самая обычная человечность. Авторам удалось то, что редко получается в экранизациях литературной фантастики – из невыразительных болванчиков сделать удачные объекты со сложной судьбой, вызывающие сопереживание. Не говоря уж об антагонистах – это, пожалуй, самые раздражающие и подлые злодеи, которых мы могли видеть в кино в этом году, не уступающие, например, легендарной миссис Кармоди из «Мглы».
От западной культуры сериал унаследовал будто бы даже больше, чем от азиатской. Сеул выдают лишь специфические улочки и отсутствие огнестрельного оружия (его нет вообще, даже у полиции). А построение сюжета больше отсылает к немецкой классике экспрессионизма вроде «Метрополиса», философские размышления – к нетфликсовской же «Тьме», необходимость противостоять таинственному и неизбежному – к «Остаться в живых». Что, правда, не отразилось на сочнейших экшн-сценах; они сделаны в лучших традициях корейского кинематографа.
В одной из серий религиозный фанатик спросит у начальства: «Чем мы отличаемся от протестантов?». А главный пророк даже не найдет, что ответить. Актуальность показанного сложно переоценить, параллели с (даже ковидной) реальностью проводятся без затруднений, коллективное безумие не так далеко, как могло бы показаться. И именно здесь можно подловить создателей на наивном посыле. Уж слишком изображенные события однозначные; сразу понятно, что на самом деле добро, а что – зло. И, конечно, очевидно, кого во всей этой заварушке не хватает. «Где армия, где борцы с экстремистами и цензура?» ¬– спросите вы. Ведь окромя полиции в Сеуле, судя по сериалу, представителей власти не существует. Как «Игра в кальмара» критиковала капитализм, так «Зов ада» воспевает необходимость в сильном и всеконтролирующем государстве. Федору Бондарчуку, если вспомнить его «Вторжение» с абсолютно таким же посылом, определенно бы понравилось.
// Настоящее кино