Спустя восемнадцать лет со дня премьеры последней части культовой киберпанк-трилогии «Матрица» на экраны выходит новая глава за сольным авторством Ланы Вачовски, получившая подзаголовок «Воскрешение». Пока зритель грызет в предвкушении ногти, мы собрали для вас всю информацию о сиквеле в одном материале.
Что показали в трейлере?
Цветовая гамма в мире Матрицы все такого же самобытно зеленого цвета на глухом черном фоне, а в реальном – много синего. В ролике то и дело мелькают отсылки к предыдущим частям: черная кошка, символизирующая сбой в матрице, красные и синие таблетки, слепленные губы, книга Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» в руках девушки (Приянка Чопра Джонс, которая, вероятно, играет повзрослевшую версию Сати), татуировка в виде кролика, много чего другого, как будто Лана Вачовски лепила фильм из отрывков трилогии двадцатилетней давности.
Что мы знаем о сюжете?
Главные герои живут в Матрице и совершенно не помнят о своем прошлом. Теперь Томас «Нео» Андерсон не работает в офисе. Бывший избранный видит обрывочные сны и ходит к психотерапевту (Нил Патрик Харрис), которому жалуется на кошмары. Он потерянным взглядом смотрит на людей, тяжело зависящих от гаджетов. Вероятно, любовь к Тринити снова привела Нео в Матрицу, и его ждет перерождение. Он снова пьет таблетки горстями, предложенные ему Морфеусом (Яхья Абдул-Матин II). А потом выкидывает их в раковину. Словно отказывается глядеть, насколько «глубока кроличья нора».
Соавтор сценария, создатель «Облачного атласа» Дэвид Митчелл, в одном из своих интервью дал понять, что «Воскрешение» — не совсем сиквел в привычном понимании этого слова.
Не могу раскрыть, о чем этот фильм, но скажу, чем он точно не является: это не продолжение, это отдельная история. Но в ней отсылки ко всем трем «Матрицам». Это очень красивый и странный шедевр. Это не блокбастер в классическом его понимании.
О кастинге
Исполнители главных ролей, Киану Ривз и Кэрри-Энн Мосс, не задумываясь, согласились вернуться во франшизу.
Кэрри-Энн Мосс: «Я не думала, что это снова случится, в моем поле зрения такой перспективы не было. Когда мне показали этот сценарий с его невероятной глубиной, целостностью и высокой художественностью, я сказала: «Это настоящий подарок». Он действительно потрясающий.»
Киану Ривз: «Лана Вачовски написала прекрасный сценарий, сама история — удивительная, и она нашла у меня отклик. Это единственная причина, по которой я согласился принять участие в проекте. Снова работать с Ланой — одно удовольствие.»
Лоуренс Фишберн: «Меня никто не приглашал участвовать. Мне даже не позвонили. Но я желаю им всего наилучшего. Надеюсь, что у них все хорошо получится. Возможно, именно благодаря этой роли меня запомнят больше всего, и это замечательно, но в тоже время, это не единственная роль, из-за которой меня будут помнить — и это еще лучше.»
По мнению фанатов, роль не досталась Фишборну, поскольку его персонаж погиб в игре The Matrix Online. Это MMORPG в стилистике киберпанка, разработкой которой занималась студия Monolith Productions. Игра позиционировалась как каноническое продолжение оригинальной трилогии.
В «Воскрешении» также нет привычного Агента Смита, которого в предыдущих сериях исполнил Хьюго Уивинг. Изначально Вачовски планировала сотрудничать с ним и в новом фильме.
Как объясняет Уивинг, у него была смешанная реакция при чтении сценария:
Мне очень многое понравилось, но насчет некоторых вещей я не был уверен. В итоге мы это обговорили, и, когда от Warner поступило предложение на роль, я согласился на следующий день и поговорил с Ланой.
Увы, осуществиться этим планам помешал плотный съемочный график актера. В период запланированных съемок, с ноября по апрель, он должен был выступать в Национальном театре в Лондоне. А Вачовски хотела, чтобы Уивинг отснял свои сцены с февраля по май.
Хьюго Уивинг: «Я думал, что мы могли бы снять мои сцены в мае, июне и июле, мы обсуждали гонорар и постоянно вели переговоры. И вроде бы мы все уладили, договорились о датах, и все было хорошо, но потом Лана решила, что ничего не получится. Так что она закончила переговоры. Так все и завершилось. В общем, она решила, что моя работа в Национальном театре не согласуется с теми датами, которые она мне подобрала.»
На смену актеру пришел в итоге Джонатан Грофф («Охотники за разумом»). Предположительно агент Смит в новой «Матрице» выполняет функцию защиты системы, своего рода антивируса, коим была его предыдущая версия, пока не превратилась в зловредную программу.
О съемочном процессе
Съёмки начались 4 февраля 2020 года в Сан-Франциско под кодовым названием «Проект „Мороженое“», а также в Берлине в самый разгар локдаунов.
Лана Вачовски полностью сменила съемочную группу. В ее команду вернулись люди из созданного вместе с ней сериала «Восьмое чувство»: операторы Даниэль Массаччеси и Джон Толл, художники-постановщики Хью Бэйтап и Питер Валпоул, художник по костюмам Линдсэй Паг и супервайзер визуальных эффектов Дэн Гласс (впрочем, он вернулся из предыдущих частей Матрицы). Саундтрек к фильму написали Джонни Климек и Том Тыквер.
В интервью Variety Нил Патрик Харрис заявил, что Лана Вачовски нередко снимала всё происходящее «на лету» и «при естественном освещении».
Фильм не казался каким-то масштабным, потому что складывалось ощущение, что Лана снимает буквально на лету и с естественным освещением. Иногда мы могли сидеть без дела в течение часа, ожидая, пока рассеются облака, и затем быстро снимались. Вы снимаете страницы сценария за 30 минут и всё готово. Можно подумать, что фильм на 100 % будет раскодирован, аниматичен, а мы будем проверять кадры. Я думаю, что она мыслила таким образом уже трижды, но подозреваю, что сейчас просто хочет сделать по-своему. Нечасто вы могли чувствовать, что делаете что-то гигантское, но она заставляла воспринимать это очень интимно.
О возможных идеях сиквела
Одна из главных тем «Матрицы» — это «способность технологий ограничивать нашу субъективную реальность». Другая яркий топик, кочующий из фильма в фильм – технологии и обратная сторона цифрового прогресса.
Лана Вачовски: «Технологии сближают нас, в то же время изолируют друг от друга. Сила технологий опасна. Матрица стала гораздо опасней».
В своем недавнем интервью для Netflix Film Club Лилли Вачовски рассказала, что «Матрицу» можно еще и трактовать как метафору трансгендерного перехода. Вероятно, продолжение транснарратива будет по-своему исследовано и в «Воскрешении».
Лилли Вачовски: «Я счастлива, что эти фильмы настолько значимы для трансгендерных персон. Многие из них подходят ко мне и рассказывают, что они спасли им жизнь. Идеи, которые кажутся невозможными, становятся возможными в кино. Я рада, что люди говорят о «Матрице» как о транснарративе, и я благодарна, что могу помочь многим в их путешествии. Я рада, что люди узнали о нашей первоначальной идее. Но мир не был к этому готов. Корпоративный мир точно».
О семье
Как признается сама режиссер Лана Вачовски «Матрицу» изначально задумывали как законченную трилогию, не подразумевающую никакого продолжения. Поэтому и она, и её сестра много лет отказывались от предложений киностудии.
Лана Вачовски: «Мы не просто так хотели, чтобы эта история стала своего рода триптихом. Некоторые истории бывают такими длинными, что их можно поделить на части. Но «Матрица» с самого начала создавалась как музыкальная композиция или философский аргумент, в её структуре было некое изящество. Мы очень любили её и считали, что всё, это конец. И каждый год Warner Bros. просили нас сделать ещё один фильм. Каждый год они привозили к нашему дому целые грузовики денег и говорили: «Мы можем отдать вам всё это!» И мы раз за разом твердили: «Нет, нет, нет, нам это не интересно».»
Личная трагедия в семье Вачовски заставила режиссера пересмотреть свое мнение о продолжении. Постановщица решилась вернуться к «Матрице» в тяжелый период жизни, когда умерли ее родители и близкий друг. Мысль о возвращении ее любимых персонажей, Нео и Тринити, с ее слов, подарили ей облегчение и радость.
Лана Вачовски: «Мой отец умер, потом умер друг, потом умерла моя мама. Я действительно не знала, как справиться с таким горем. Я не испытывала ничего похожего раньше. Ты понимаешь, что их жизни скоро закончатся, и все же это было очень тяжело. Мой мозг был в возбужденном состоянии, и однажды ночью я плакала и не могла заснуть, и вдруг в воображении возникла вся эта история. У меня не могло быть моих мамы и папы, но внезапно у меня появились Нео и Тринити, возможно, два самых важных персонажа в моей жизни. Сразу стало приятно, что эти два героя снова живы, и это очень просто реализовать. Можно оценить все это и сказать: «Хорошо, эти два человека умерли, но их же можно вернуть к жизни, и разве это не приятно». Да, так и было! Это именно то, что делает искусство и истории, они успокаивают нас».
Все были озадачены, когда увидели, что режиссером новой части указана только Лана Вачовски, учитывая, что основную трилогию она создавала в творческом союзе со своей сестрой Лилли. Лилли Вачовски по ряду личных причин отказалась участвовать в проекте. Свое свое решение она объяснила так:
Я завершила мой трансгендерный переход и была истощена, потому что мы сделали «Облачный атлас» и «Восхождение Юпитер», а также первый сезон «Восьмого чувства» подряд. Мы выпускали одно и готовили другое в одно и то же время. Речь идет о трех более чем 100-дневных съемочных периодах для каждого проекта, а еще каминг-аут. Мой мир словно разваливался, даже несмотря на то, что я словно вылуплялась из своего яйца. Так что мне потребовался перерыв от этой индустрии. Мне нужно было восстановить связь с самой собой как художницей, и я сделала это, вернувшись к учебе, рисованию. Я не была готова к этой большой и кропотливой работе.
Как говорит режиссер, в новой «Матрице» зрители найдут отражение тех личных трансформаций, которые произошли с сестрами за последние 17 лет.
О реакции с тестовых показов
Новую «Матрицу» успел посмотреть узкий круг зрителей. Судя по отзывам, фильм получился более чем достойный и местами даже лучше последних двух фильмов оригинальной трилогии. Аудитория отметила "неожиданное" развитие сюжета и интересное возвращение культовых и долгожданных персонажей, которые органично были вписаны в знакомую структуру повествования.
Об оценке фильма Киану Ривзом рассказала сама Вачовски.
Мы показали фильм Киану, он действительно был поражен увиденным, и сказал то, что типично для него, то есть очень проницательное.... «Двадцать лет назад вы рассказали историю, в которой описали предстоящие двадцать лет и проблемы цифровой, виртуальной жизни, и как это повлияет на нас, и как мы будем воспринимать все это, вы показали нам рамки, чтобы мы могли думать и рассуждать об этом. И вот теперь вы взяли того же персонажа, фактически те же истории и те же объекты, и каким-то образом показали нам следующие двадцати лет. Как вы умудрились это сделать?»