Кажется, первый в истории российского сериального производства триллер о кибертехнологиях. Но если вы рассчитываете, что это будет наш «Мистер Робот», то даже не надейтесь, это не про компьютеры, это про наркоманов.
Когда ты снимаешь фильм о темах, в которых не должно быть упрощений, вроде кибертехнологий, здравоохранения или политики, обязательно где-то проколешься. Ни один человек не может одновременно предельно точно разбираться в хакерских атаках, героиновых ломках и секретах большой политики. «Оффлайн» берётся сразу за несколько важных и серьёзных тем, но проходится по верхам, не углубляясь серьёзно ни в одну из них. И это обидно, ведь в кои-то веки у нас есть шанс увидеть красиво снятые битвы внутри «даркнета» и вне его.
Майор полиции Андрей Никонов (Денис Шведов) и его напарница Лена Листьева (Полина Максимова) расследуют дело о смерти кладмена (то есть закладчика наркотиков), жестоко убитого прямо на месте его «профессиональной деятельности». При этом киллер не взял ни запрещённые вещества, ни деньги, оставив на месте преступления массу наклеек с буквами «BH». Следователи (а у них, разумеется, когда-то давно были серьёзные отношения) невероятно тупят, не догадываясь, что узнать значение этих двух букв они могут у любого наркомана, потому что это не «вэ эн», а «би эйч», что означает «Be Happy». Так называется популярнейшее приложение, установленное в смартфоне у каждого заинтересованного в покупке наркотиков. Оно настолько хитрое и невидимое, что его не обнаружишь ни в одной системе, и вызвать его можно только, произнеся «I Wanna Be Happy», и только тогда «сезам» открывается и предоставляет доступ ко всем имеющимся препаратам.
Разработал это приложение и каким-то образом внедрил его во все гаджеты умный интеллигентный молодой человек, семьянин и отличный отец, ведущий консультант по киберпреступлениям Александр Белов, он же Раст (Никита Ефремов). Вот никто никогда бы и не подумал, что этот гений – волк в овечьей шкуре, помогающий полиции в расследованиях и работающий в связке с Никоновым и Листьевой. И даже у зрителя он не вызывает никаких отрицательных эмоций, хотя о том, что он и есть разработчик наркоманского приложения, нам выкладывают сразу на первых же минутах фильма.
Пока следователи бессмысленно ходят вокруг притонов (с виду и по поведению – здоровые умные люди, других Шведов с Максимовой и играть-то не умеют, но про «би эйч» они догадываются только ко второй серии), на фронте войны кибернаркоманов происходит прямо-таки Сталинградская битва. Некий Анонимус, который, возможно, и есть убийца того самого кладмена (но не факт), веселится, посылая пользователям предложения: или вы идёте с признанием в полицию, или «сыграем в игру со смертью», фотографии убитых кладменов и дилеров прилагаются. И всё это на фоне того, что Раст вынужден в целях безопасности отключить своё приложение, и теперь наркоманы ищут товар у не всегда чистоплотного, но единственного конкурента Белова, «Эскобара».
«Оффлайн» получился дорогим и интересным, но не дотягивающим до полноценного триллера, фильмом. Виной всему динамика. Там, где должна быть погоня за вполне конкретным человеком (да вот же он, вот вам даже его адрес принесли!), Андрей с Леной изучают энциклопедический словарь языка компьютерщиков. Надо иметь в виду, что основная «объяснялка» выдаётся уже на открывающих титрах, но всё равно какое-то количество времени Белов ещё раз объясняет нашим следователям, что такое «анонимус», «деанон», «dDos-атака» и так далее (Лена идёт к доске со словами: «Это надо записать»).
Интересно то, что почему-то Раст не вызывает никакой антипатии, он никакой не Хайзенберг, наоборот, ему хочется только завидовать. Да, у его красавицы-жены серьёзное заболевание, но пока они ждут результаты анализов, его семья живёт счастливой жизнью (но, кажется, это ненадолго, и тогда мы будем переживать за Беловых ещё больше). Конечно, не обходится без штампов. В каждом подобном сериале один из полицейских должен болеть какой-то странной хворью. Или депутат, который готовится к предвыборной гонке, - конечно же, мерзкий неприятный тип. Или, если у нас наркоман, то мы снимаем его трясущейся камерой с плеча.
Но придираться к сериалу по кусочкам неинтересно, куда любопытнее смотреть на актёрские работы. Режиссёр Кирилл Плетнёв – сам прекрасный артист. Если кто-то был на съёмочных площадках его фильмов, тот знает, как его любят актёры и как он любит своих коллег по цеху. «Оффлайн» — это его дебютный сериал, и видно, что он не очень крепко стоит на ногах в этом формате, но прогресс от его первых короткометражек, таких, как «Настя», до полнометражных картин, вроде «Без меня», очевиден. И, вот, теперь и 10-часовой сериал, за который нужно ругать не режиссёра, а, скорее, сценаристов.