Комиксы про повелителя царства снов по значимости иногда ставят вровень с «Хранителями», отчего у нас, конечно, было немало скепсиса относительно грядущей экранизации. Выдыхаем! Несмотря на некоторые огрехи, получилось очень крепко.
Дабы читатели, не знакомые с оригинальным комиксом Нила Геймана, не запутались, сразу оговоримся: он не имеет никакого отношения к злодею из вселенной «Человека-паука». Супергеройским первоисточник можно назвать с большой натяжкой, хотя некоторые атрибуты сохраняются. Например, главный герой – не человек, а один из Бесконечных; он обладает сверхъестественными силами и царствует в мире грез. В иерархии западноевропейского фольклора Бесконечные – существа старше и выше богов. У нашего протагониста много имен: Сон, Морфеус, Песочный человек. Однажды ему не повезло попасть в заточение одного мага на сотню лет. За это время эгоистичные кошмары из царства снов разбежались по реальности, мир сна пришел в упадок. Рано или поздно Морфеусу удастся выбраться из заточения и придется наводить порядок в своем мире.
Описанное – лишь завязка первой серии. Сквозной сюжет в сериале есть, но он сам по себе едва удержит зрителей у экранов. Сериал, как и первоисточник, страдает некоторой несвязностью событий, особенно в начале. Каждый эпизод очень старается быть отдельным мифом, вещью в себе: они первоклассно сделаны, безумно красивы, местами остроумны, но сильно оторваны от реальности. С этой проблемой и пытались, очевидно, справиться авторы адаптации: не так уж и просто «приземлить» гипотетические философские зарисовки. Чувствуется, что Нил Гейман когда-то метил в бесконечность, а попал в традиционную повестку Netflix. Любая негативная критика в сторону новинки обычно ограничивается неприятием этой самой повестки.
Однако заметим, что современная оптика сама по себе нисколько не сказалась на качестве продукта. Диссонанс в пытливых зрительских умах рождается не самим наличием уже привычной репрезентации, а слиянием противоположностей, попыткой приземлить неприземляемое. Фантастическим притчам суждено ожить на экране и повеселить зрителя процессом; это требует актерской игры, внятных диалогов, напряжения. А раз полностью переделывать структуру сюжета никто не намерен, то неизбежны проблемы типа периодической нехватки мотивации героев, избыточной их карикатурности. Миф рассказывать – это не мелодраму писать, тут герои выполняют функции, не являясь главными акторами сериала. За исключением, пожалуй, самого Сна, но он нечасто доминирует на экране.
Если оторваться от въедливого препарирования каждого из показанных мифов, то настоящую экранизацию можно назвать близкой к эталонной. Тут, похоже, сошлись все звезды: очаровательный Том Старридж в главной роли, хороший бюджет проекта, осмысленность каждого показанного кадра (именно так, как это работает в комиксах), ну и сценарий, написанный под чутким контролем самого Геймана. Своей сверхъестественностью «Песочный человек» похож на антипода «Доктора Кто» (не зря снимался отчасти теми же людьми): с темным обаянием антигероя и сюрреалистичными грезами вместо инопланетян.
По-видимому, весь скепсис публики и недовольство некоторыми кастинговыми решениями не помешали сериалу выйти в топы по просмотрам в стриминг-сервисе, получить хорошую критику. А потому можно ожидать продление на второй сезон и новую порцию притч, где мудрый повелитель снов со своим вороном бдит порядок в царстве грез. Признаемся, качественных изменений от продолжения ждать вовсе не хочется: нам хватило бы просто добавки.