В названии «Союз спасения. Время гнева» хочется всё писать заглавными буквами, настолько это масштабный проект. Крутизна зашкаливает с первых же кадров, показывающих петербуржское наводнение в ноябре 1824 года (огромные CGI-волны, разбитые мосты, остов фрегата «Калифорния» на Сенатской площади. В общем, вот это вот всё, как мы любим). Это ещё и непривычный формат сериала, рассказывающий о начале и продолжении фильма, вышедшего в 2019 году. И ещё: восстание декабристов на удивление красиво рифмуется с современной политической повесткой.«Неисполненная мечта – это грех», - фраза из уст императора Александра I (Виталий Кищенко) хоть и звучит пафосно, но она очень точно символизирует идейный накал «Союза спасения. Время гнева» и мечтания его создателей. Скажем, одни из продюсеров сериала – Константин Эрнст и Игорь Мишин – очень любят начинать каждый телесезон с чего-то оглушающего и громкого. Год назад это был «Вертинский», и это тоже была копродукция Первого канала и стриминг-платформы KION. В нынешнем сезоне – это «дорассказ» фильма Андрея Кравчука, вышедшего в 2019 году.
Очевидно, что подробности восстания декабристов не влезли в двухчасовой хронометраж полнометражного кино, из-за чего некоторые критики остались недовольны: мол, персонажи плоские, конфликт декабристов и власти недостаточно глубоко прописан. Но вот прошло почти четыре года – и нате вам красивый и дотошно снятый восьмичасовой фильм, который его создатели называют приквелом и сиквелом ленты 2019 года. Кравчук снял, «что случилось в 1825 году», а новая работа – «почему так случилось в 1825 году».
Сериал состоит частично из кадров, снятых командой Андрея Кравчука, частично из кусков, не вошедших в оригинал, и из полностью нового материала, но почти с тем же актёрским составом. Хотя есть и новые артисты и, следовательно, персонажи, включая Волконского (Сергей Безруков), Сперанского (Максим Аверин), Аракчеева (Роман Мадянов) и многих других исторических личностей и сыгравших их известнейших актёров. Углублены любовные и семейные линии, добавились дополнительные сюжеты, цветокоррекция стала более яркой, сгладились неровные углы. Но это не значит, что восьмичастный сериал будет намеренно растянут во времени. Вовсе нет, появились новые вопросы. Например, очень важная для понимания седьмая серия, в которой и поверженные декабристы, и победивший Николай расследуют и пытаются сами найти ответ на вопрос: как же так получилось и кто виноват в том, что 14 декабря 1825 года на Сенатской площади пролилась кровь? Эпизод, впрочем, так и называется «Моей вины нет».
Та самая «мечта» снять кино, которая была процитирована выше, - не только относится к работе продюсеров Эрнста, Мишина и Максимова. Не забывайте и о постановщиках. Илья Лебедев работал на ленте 2019 года режиссёром монтажа (и это видно: в сериале много однокадровых сцен, камера летает в буквально смысле от Парижа до Санкт-Петербурга, проносится по годам и героям). Сорежиссёр Никита Высоцкий был сценаристом и на картине 2019 года, и на вышедшем сейчас сериале, эта работа заняла у Никиты Владимировича около 10 лет, он буквально «болел» декабристами, о чём он и рассказывает чуть ли не в каждом интервью. И, разумеется, нынешняя постановка – это ещё и мечта режиссёров снять свой авторский фильм.
Но получился вот какой конфуз. С одной стороны, задача показать, как всё и было, решена. Но с другой - и без того переполненный именами, известными каждому, кто хорошо учился в школе: Муравьёв-Апостол, Рылеев, Трубецкой, Пестель, Милорадович и так далее (в фильме более 100 ролей «со словами») – фильм вкупе с довольно насыщенными сюжетами приводит иногда к неразберихе. Сценарий, конечно, понятен историкам с соответствующим образованием, а также Никите Высоцкому и Илье Лебедеву, потратившим огромное количество времени на исполнение своих желаний, но что делать простому зрителю, которому приходится лезть в «Википедию» чуть ли не каждую минуту? Не спасает и звёздный каст, известные лица приходят на помощь в идентификации героев, но не все же разбираются в популярных российских артистах! Положение усугубляет то, что в восстании на Сенатской площади не было, по сути, главного героя, каждый из декабристов внёс свою лепту. KION даже видеовизитку снял, чтобы было понятно, кто есть кто, но в оригинальном фильме хотя бы давались титры-подсказки на протяжении ленты – и это лучше работало, чем видеролики.
Есть ли в новой версии Пушкин? Нет, и слава богу: дело здесь не в том, что Сергей Безруков уже играет в сериале важную роль, а в том, что если добавить ещё и сюжетную ветку с «нашим всем» и Кюхельбекером, то «Время гнева» рисковал бы свалиться к альманаху «А вот ещё случай был…». Но этого не произошло, и всё выглядит довольно наглядно, нарядно и свежо. Волконский вытворяет безумства с государственным финансированием и подписывается под сфальсифицированными против него обвинениями. Тут же и Пестель (Павел Прилучный) тоже берётся за финансовый вопрос и делит казну на две части: на «полковые нужды» и «на наше дело». Причём зритель должен догадаться по выражению мимических морщин актёра Прилучного, где здесь нужды, а где дело. Майборода (Павел Ворожцов) не только стучит на коллег, но и занимается какими-то криминальными вещами. Рылеева (Антон Шагин) зовут на госслужбу, но его больше интересует котики, чем заполнение бумаг. И вообще фигура Рылеева выписана весьма необычно: то он поэт, то строитель, то буржуа, то издатель. Анна (Софья Эрнст) в ожидании любимого Муравьёва-Апостолова (Леонид Бичевин) наигрывает на клавесине эстрадные мелодии, похожие на популярные темы советского кино вместе взятые.
И все постоянно пьют. Но это даже хорошо, будет чем ответить ханжам, считающим, что современным кинодеятелям только дай очернить нашу Россию с помощью бурных возлияний. «Декабристы же пили – а мы что?». Но, дети, помните: алкоголь – яд.
// Настоящее кино