На стриминговом сервисе Netflix вышел первый сезон сериала «Уэнздей» — спин-офф о героине культовой франшизы «Семейка Аддамс». Хотя Хэллоуин уже позади, мы посмотрели это готическое шоу и рассказываем вам о первых впечатлениях.Главную героиню Уэнздей Аддамс (Дженна Ортега) исключают из средней школы после того, как она выбросила живых пираний в школьный бассейн во время тренировки мужской команды по водному поло — в отместку за издевательства команды над ее братом Пагсли (Айзек Ордоньес). После этого ее родители, Гомес (Луис Гусман) и Мортиша Аддамс (Кэтрин Зета-Джонс), отправляют ее в свою альма-матер — Академию Невермор в штате Вермонт, школу для «изгоев» — детей с мистическими особенностями. Нигилистичной бунтарке Уэнздей предстоит преодолеть свою натуру социопата, чтобы расплести зловещую цепочку событий в Неверморе и раскрыть тайну своего родового предназначения.
Франшиза про семейку Аддамс, берущая начало с карикатуры Чарльза Аддамса, опубликованой в The New Yorker в 1938 году в формате однопанельного гэга, за более чем 80 лет обросла бесчисленным количеством вариаций и на сегодняшний день насчитывает три полнометражных фильма, несколько анимационных картин, как минимум четыре сериала, а также одноименный мюзикл. Нельзя недооценивать значение феномена Аддамсов для американской культуры, поскольку это сатирическая инверсия идеальной американской семьи ХХ века — странный аристократический клан, который наслаждается мрачной эстетикой и не особо заботится о том, что другие люди находят их пугающими.
Рядовому зрителю наверняка уже знакомы персонажи семейки Аддамс по дилогии Барри Зонненфельда – его режиссерскому дебюту и самой успешной картины в жанре ужасов 1991 года, которая даже стала номинантом на «Оскар» за дизайн костюмов. В новом проекте шоураннерами выступил плодовитый творческий дуэт Альфреда Гофа и Майлза Миллара, на счету которых с десяток кинокартин (включая «Смертельное оружие 4», «Шанхайский полдень» и «Человек-паук 2»), а также теле-эпопея «Смолвиль» о молодости Супермена. Исполнительным продюсером и режиссером половины первого сезона «Уэнздей» стал патриарх готического жанра в кинематоргафе – человек-легенда Тим Бертон, который, к слову, в свое время отказался от киноэкранизации «Семейки Аддамс», уступив режиссерское кресло Барри Зонненфельду.
Как уже ясно из синопса, «Уэнздей» не стоит считать прямым продолжением полнометражных лент 90-х, но и назвать сериал перезапуском франшизы будет не совсем верно. Несмотря на формальное наличие действующих персонажей из первоисточника и уважительное отношение к предыдущим лентам, мы имеем дело с вполне себе самостоятельным произведением и авторским прочтением истории на новый современный лад. Тут следует особенно отметить, что в кой-то веки Netflix не стал эксплуатировать столь излюбленную тему нетрадиционщины, а вопросы толерантности тут не выходят за границы конфликта людей «с особенностями» и остального общества. Куда как большей неожиданностью для зрителя становится акцент, смещенный с гротескно-готической черной комедии в сторону молодежной драмы о взрослении со всеми сопутствующими атрибутами: подростковый бунт, конфликт отцов и детей, первая любовь и поиски своего предназначения в жизни.
Всё это, по совокупности, могло бы сделать сериал этаким «Гарри Поттером» для готов», если бы не один небольшой нюанс. А именно - большое количество крови и натурализма, которые мягко говоря не вписываются в формат черной комедии о семейных ценностях. Это как если бы, к примеру, Disney снял классический слэшер в духе “Хэллоуина”. Но это пожалуй единственная претензия к авторам, вносящая некую сумятицу в жанровую принадлежность “Уэнздей”. А вот за что бесконечно хочется хвалить создателей сериала, так это за блистательный каст. Не будет преувеличением сказать, что на сериальном небосводе взошла новая темная звезда. И имя ей — Дженна Ортега! Ее Уэнздей Аддамс – это токсичная квинтэссенция ювенальной социопатии и готического шарма, а от танца одержимой на школьном баллу в ее исполнении пробирает до мурашек (многие критики уже отметили ее хореографический и актерский талант в самых восторженных эпитетах).
Старшие коллеги тоже уверенно держат высокую планку. И пусть некоторым героям отводится сугубо символический хронометраж, да и Луис Гусман на фоне покойного Рауля Хулиа выглядит как тюфяк, его игра тем не менее крайне убедительна; а уж Мортиша в исполнении Кэтрин Зета-Джонс поистине вызывает восхищение – как правдоподобно она вжилась в этот образ, словно он был написан именно для нее. Обычно немногословная Гвендолин Кристи, знакомая зрителю по ролям Бриенны Тарт из «Игры Престолов» и Капитана Фазмы из «Звездных войн», здесь получает возможность раскрыться своему драматическому таланту театральной актрисы, а уж каким сюрпризом для фанатов франшизы будет возвращение Кристины Риччи (Уэнздей из фильмов Барри Зонненфельда)!
Новая «Уэнздей» вышла пусть и не идеальной, но по-своему приближенной к идеалу в современных реалиях: создателям удалось не только сохранить преемственность франшизы, но и привнести новую кровь в историю о девочке-мизантропе из семейки Аддамс. Эта история будет близка тем зрителям, которые уже выросли из сказок про Гарри Поттера, но наличие врожденного циничного юмора и ироничного отношения к жизни не заставит их обратиться к приторным «Сумеркам». Если вы узнали себя читая эти строки, то данный сериал вам наверняка понравится. А пока - продюсеры думают, чем еще можно будет удивить зрителя во втором сезоне.
// Настоящее кино