На «Кинопоиске» состоялась премьера сериала «Фандорин. Азазель» по Борису Акунину. Пока все спорят о том, правильно ли было менять место и время действия, нас удивило другое. Похоже, что изменилась целевая аудитория «фандорианы»: теперь это больше похоже на подростковую комедию, а не на детектив.Знакомьтесь: Эраст Петрович Фандорин (Влад Тирон). Молодой, пока ещё неопытный, но уже подающий надежды полицейский, пользующийся благосклонностью начальства и популярностью у девушек. Несколько юных и не очень особ в одно прекрасное утро стали свидетелями самоубийства студента-миллионера Петра Кокорина (Григорий Верник). На основе нескольких случаев, произошедших в течение суток, Эраст предполагает, что в городе завёлся элитный «Клуб самоубийц». Его участники, по версии сыщика, - весьма достойные люди, включая царя (Максим Матвеев), а всё крутится вокруг популярной дивы Амалии (Милена Радулович). Вскоре Фандорин понимает, что заблуждался, когда выходит на организацию «Азазель», которую прикрывает благотворительный фонд графини Эстер (Татьяна Владимирова).
Пересказ сюжета новой экранизации первого дела Фандорина – далеко не спойлер, даже для тех, кому имя Бориса Акунина чуждо. Был ещё один сериал «Азазель» 2002 года, существует несколько аудиоспектаклей, а в своё время за постановку романа пытались взяться такие режиссёры, как Пол Верховен, Фёдор Бондарчук и Никита Михалков. И вот платформа «Кинопоиск» представила своё видение «Азазеля», поставленное Нурбеком Эгеном («Мажор 4», «Шерлок в России», «Самка богомола»). Сюжет мало чем изменился, но изменился сеттинг. Теперь мы наблюдаем за приключениями Эраста Петровича, происходящими прямо сейчас, из нашего окна, в 2023 году.
«What if?» – любимая формула сценаристов, пригождающаяся тогда, когда вдохновение заходит в тупик. Что если революция в 1917 году не удалась и сейчас в России правит монархия? Что если перенести в это время и место Фандорина и компанию? Что если мы сделаем из Эраста Петровича 20-тилетнего человека, часто выполняющего роль мальчика на побегушках, а в качестве партнёра приставим к нему такую же активную юную, но богатую аристократку Лизу (Мила Ершова), испытывающую кризис девушки, не решающей сделать выбор между поклонниками? И пускай эти двое будут неловко поглядывать друг на друга, попадая в почти ситкомовские истории. Что если царь Николай III будет мямлей, неспособным не то что разумно править страной, но и «изменить жене, как нормальные мужики», а им будут вертеть хитрые интриганы, вроде премьер-министра Орлова (Евгений Стычкин)?
Множество «что если» презентует нам новую чудесную Россию в альтернативной вселенной 2023 года, которую интересно не только рассматривать, но и делать выводы. Цитируя шоураннера Александры Ремизовой, «мы с позволения Бориса Акунина решили сделать гибрид “фандоринского” мира и современности». Раз революция не удалась, то столицей остаётся Петербург, а Москва теперь небольшой город среднего масштаба, заполненный иммигрантами. Загадочно молчаливый акционист Ульянов – правнук Ленина (сам Ленин лежит в мавзолее в Аргентине, а жители далёкой Южной Америки – идиоты, которые решили мумифицировать труп и делать селфи на его фоне). Городовые – это роботы, способные лишь фиксировать правонарушения, но ничего не предпринимать. Спальные районы выглядят, как действительно спальные районы с квартирами, вроде капсул из «Пятого элемента». Алфавит прежний, по всему сериалу рандомно разбросаны «еры» и «яти», а бегущая строка теленовостей выполнена в болдовском шрифте с насечками, что довольно смешно, если вы понимаете, что мы имеем в виду. Ну и современные гаджеты кругом – это понятно и естественно: монархия – монархией, но планшеты и смартфоны с функцией распознавания лиц никто не отменять не собирается.
Любопытно, что сцены с царём Романовым, правящим здесь и сейчас, не режут глаз, а иногда выглядят живее любого экшна (кстати, одно из главных обвинений к первым сериям – это отсутствие динамики). Вот император бытово ругается с женой, которая устраивает ему раз за разом сцены ревности по поводу светской львицы Амалии, вроде как прообраза Ольги Бузовой, а на карнавальную вечеринку царь приходит в костюме «обычного человека». Обсуждение конфликта на Ближнем Востоке в кулуарах прилагается. Изрядно напившись, Николай III идёт, размазывая сопли, по подозрительно пустому ночному Петербургу: все дороги перекрыла полиция, чтобы не мешать проходу императора. Ливреи и позолоченные банлтики, кажется, до сих пор в обиходе кремлёвских служащих, а, судя по количеству сверкающих значков и рюш на формах реальных современных военных, эполеты из альтернативной России им бы очень подошли.
Всё это остроумно злободневно интересно и местами по-настоящему смешно, но насколько хватит интереса к этим деталям у зрителя и, главное, фантазии авторов – тот ещё вопрос. Сериал состоит из шести часовых эпизодов и, учитывая, что мы примерно знаем сюжет и в курсе, чем всё закончится, то сценаристам придётся сильно постараться, чтобы удивлять нас и не скатываться ни в пошлый юмор, ни в оригинальничание, ни в строгое следование букве Акунина. Пока что удаётся удержаться на тонком лезвии, но посмотрим, получится ли устоять и дальше.
// Настоящее кино