Похоже, у шоураннера «Чернобыля» опять все получилось. Разбираемся в феномене популярности видеоигры и почему те же самые механики работают в ТВ-формате.Вспомним 2006 год: у вроде бы посредственного сценариста Крейга Мейзина выходит не очень удачное «Очень страшное кино 4», а компания BBC выпускает на тот момент самую высокобюджетную документалку «Планета Земля» (снятую на камеры RED в Full HD!). Гейм-дизайнер Нил Дракманн, во всю работавший над первой игрой серии Uncharted, впечатляется сценой с муравьями-зомби. Если честно, не только он: мы все, видевшие эту сцену, были заворожены. Через семь лет Дракманн в качестве креативного директора Naughty Dogs выпускает теперь уже культовую видеоигру про постапокалипсис, инфекцию, зомби.
Вопиюще банальная формула, но фортуна улыбнулась почти как «Аватару» Джеймса Кэмерона: штампованность сюжета компенсировались выношенной годами идеей, проработкой мира, и с перфекционизмом выполненными составляющими. Сценарий был сделан в игре по всем «киношным» правилам, геймплей никак не влиял на повествование (по, безусловно, нашему субъективному мнению), что и делало оригинал идеальным претендентом на киноадаптацию. Поэтому ничего удивительного, что первый эпизод сериала выглядит переснятыми кат-сценами из начала игры: этот феноменальный аттракцион уж больно кинематографичен с самого начала. Джон Красински с «Тихим местом 2» не даст соврать, он там почти все скопировал.
Вернемся к Крейгу Мейзину. После глупого и смешного у него все стало более серьезно в «Мальчишниках», а потом звезда сценаристики взошла, и все стало по-настоящему страшно в «Чернобыле». Вполне закономерно, что в его творческом пути после ядерной катастрофы начинается постапокалипсис и сталкеровская Зона. Чтобы оценить масштаб работы по адаптации, можно послушать подкаст с создателями: там, на удивление, не только восхваляют все подряд, но и рассказывают о многочисленных решениях и изменениях в сценарии. Получилось малозаметно для геймера и нескучно для кинолюбителя – пожалуй, идеальный исход. И, судя по рейтингам, чрезвычайно успешный.
Ажиотаж от сериала распространяется бурными темпами: Кантемир Балагов признается, что часть пилота все же снята им (если посчитать, это около 17 минут). Рейтинг критиков на «гнилых томатах» почти максимальный, количество просмотров на HBO Max бьет все рекорды. Но человеку невовлеченному нужно ответить лишь на один вопрос: зачем нам еще один фильм про зомби и постапокалипсис? Ведь «Ходячие» закончились и надоели, ведь даже Зак Снайдер с экшеном и спецэффектами в «Армии мертвецов» не смог.
И, если честно, ничего лучше, чем ответ Нила Дракмана, придумать не получается. При всех технических прелестях в игре есть мощнейший сюжетный стержень, который нечасто увидишь в мейнстримном продукте. И это, конечно, не зомби. Это то, о чем часто умалчивают психологи, и общество стесняется говорить: любовь как что-то плохое, как причина зла. Похоже, авторы киноадаптации сделали все, чтобы такой диссонансный тезис выглядел в сериале сложной этической дилеммой, а не выливался в упрощенную «проблему вагонетки».
// Настоящее кино