Никто не знает, насколько страшны и непонятны особенности русского национального фолк-хоррора, но его боятся даже в Netflix. Когда-то «Территорию» хотел приобрести американский стриминговый сервис, но в последний момент испугался и передумал, зато на родине сериал об ужасах в коми-пермских лесах стал огромным хитом. И вот, наконец, «Территория 2» вышла на Premier, мы еле пробрались сквозь её сюжетные перипетии, а теперь и вам поможем разобраться.Для начала плохая новость. Второй сезон «Территории» неразрывно связан с первым, поэтому если вы не видели предыдущие серии, то вы вряд ли что-то поймёте из начала нынешнего. Да и вообще, вторую часть лучше всего смотреть сразу после финальных кадров первой – приятное удивление будет гарантировано.
Как бы то ни было. Вторая «Территория» начинается с того, что на фоне пустой деревни с убитыми покосившимися домами в ожидании автобуса сидят две симпатичные студентки (тёмненькая Надя и беленькая Таня; соответственно, актрисы Ася Чистякова и Ксения Отинова). Появляется пазик, в который случайно вбегает Егор Чудинов (Глеб Калюжный), только что отправившийся со своим дядей Николаем (Андрей Мерзликин) на поиски своих родителей – пропавших этнографов.
Да, те, кто видел первый сезон, могут испытать эффект дежавю или уличить нас в мошенничестве: мол, что вы тут нам загоняете, всё это было в первой части! Всё да не всё. Если присматриваться к деталям, то можно увидеть разницу, и чем глубже всматриваться, тем всё чётче видны отличия. Но у только что присоединившихся к сериалу зрителей может слететь крыша: автобус вдруг ведёт мёртвый водитель, а после автокатастрофы машина и вовсе моментально исчезает. И тут понеслось: зима в одном кадре сменяется на хмурое лето, мёртвые монтируются с живыми, добрый Мерзликин становится злым Мерзликиным (и наоборот), глюки-воспоминания почти у каждого персонажа, памы, икотки, ведьмы, шаманы, и так далее…
Попробуем объяснить всё на пальцах. Жанрово «Территория» - это хоррор, сюжетно - Егор и дядя Коля идут сквозь пермские леса на поиски родителей Егора, а к ним присоединяются студентки-практикантки, собирающие местный фольклор. По пути им встречаются всякая нечисть, пытающаяся отравить, съесть, сжечь, утопить наших путешественников, и это не всегда инфернальные существа, но и вполне себе люди-человеки, хоть и со странностями. Угадайте, кто из четверых туристов и примкнувших к ним умрёт последним?
На самом деле, формально никто не умирает, потому что, если взглянуть в специально обученный колодец, все ужасы обнуляются, и всё начинается с самого начала, но лишь немногие могут знать о том, что ждёт экспедицию впереди. Именно что могут, но это ещё не факт. Вот и второй сезон начинается с того, что Егор, который, по идее, должен помнить больше всех (в конце первой «Территории» он оказался не просто проходным персонажем, отчаянно ищущим своих папу с мамой, а, неожиданно, главным героем), начинает тупить и не понимать, что происходит, ведь всё изначально идёт не по сценарию «дня сурка». Так, Таня, Надя, Егор и мент Мурзин (Алексей Розин) оказываются в пограничном состоянии, в мире духов. Они эпично погибли в первом сезоне, но что-то их не отпускает ни туда, ни сюда. И теперь у них есть 40 дней для того, чтобы справиться с ситуацией, и с этого начинается их новая миссия, но для того чтобы решить проблему, им для начала нужно найти колдунью Шуру, которая важна Мурзину.
В то время, пока эти ребята разбираются со своими проблемами в лимбе, в реальности ведётся расследование: на месте сгоревшего тюремного барака нашли несколько трупов. Помогает в расследовании дядя Коля – ведь он по профессии патологоанатом. Тут же ещё приезжает какая-то шишка из администрации Елена Витальевна, у которой одна боль: не найти виновных, а как избавить людей от пьянства с помощью колдовства. Вскоре находят ещё несколько тел: пропавших подростков и участкового, у которого на спине вырезано послание (на языке коми), а сами находящиеся между небом и землёй герои наконец-то начинают вспоминать, что с ними было в другой вселенной. Когда же в их мире нарисовывается Серебряков, играющий примерно то же, что и в «Левиафане», а Розин оказывается его другом и тоже начинает играть примерно то же, что и в (опять же звягинской) «Нелюбви», всё приобретает величие и стать. И так начинается борьба, в прямом смысле, не на жизнь, а на смерть. Точнее, несколько войн: в настоящей реальности, в параллельной и в воспоминаниях.
В новом сезоне все члены съёмочной группы пошли на свои подвиги. Тогда как первая «Территория» готовилась около шести лет, на создание второй отвелось полтора года. Перед новым режиссёром (вместо Игоря Твердохлебова кресло постановщика занял Динар Гарипов) стояла непростая задача: помимо новых сцен, надо было переснять несколько эпизодов из первого сезона, но с другого ракурса. У оператора (Янис Андреевс работал и над первым, и над вторым сезонами) всё ещё сложнее: разграничить по цвету несколько миров, чтобы можно было понять, где какая вселенная, и порой в одном кадре совмещаются сразу несколько реальностей. Мир духов – грязный мрачный и почти монохромный, мир настоящий – красивый, как в National Geografic, яркий, контрастный, но что страшнее – решать вам.
Хуже всех пришлось, надо понимать, актёрам. Если посмотреть фильм о съёмках первого сезона, то больше переживаешь за артистов, которые снимались зимой и осенью в лесах и реках Пермского края, прошли огонь и воду, и это не поговорка. Чем можно мотивировать исполнителей главных ролей, чтобы вернуться, ещё раз лезть в ледяную воду и сутками лежать на морозе, - одним только продюсерам известно.
Хотя нет. Мы знаем, кому труднее всего. Нам и вам, то есть зрителям. Потому что разобраться в том, что происходит на экране, порой совершенно невозможно. Это не потому что мы такие глупые, а потому что фантазия создателей зашла так далеко, что сами Нолан с Линчем ногу сломят, пока разберутся, что происходит. Но это ж американцы. Русские и не такие ребусы разгадывали, и в этом, пожалуй, главная проблема фильма: вместо того чтобы наслаждаться просто фильмом ужасов с красивейшими пейзажами, нам приходится писать вот такие методички для просмотра.
// Настоящее кино