Новый сериал Фёдора Бондарчука и Паулины Андреевой зрители приняли довольно прохладно: особого хай-концепта здесь нет, да и о закулисных перипетиях он ничего нового не рассказывает. Рассказываем, почему мы бы не называли сериал неудачным.После без малого выдающегося «Психа» от дуэта Паулина Андреева – Федор Бондарчук трудно было не ждать многого. И вот новый сериал: сделанный не для телевидения, поэтому не сильно цензурируемый. Про закулисье театра – а значит, что-то личное и хорошо знакомое, от чего у сценаристки «болит». Здесь и куча отсылок и шуток для понимающих, и самоирония, параллели между диалогами (нередко нарочито плохими) в постановках и жизни звезд. Потому печально видеть, что на стриминговых площадках шоу позиционируется как «сериал Федора Бондарчука». А ведь типично гламурная для режиссера картинка здесь играет несравнимо меньшую роль, чем остроумный сценарий Андреевой.
История разгоняется медленно, главные персонажи вырисовываются только к концу первого акта. Главный герой (как может показаться) в пилотном же эпизоде кончает жизнь самоубийством, а его коллеги продолжают жить, ходить на пробы, играть в театре. «Хорошо» и «плохо» тут не бывает: все в меру неприятные, но они все любимы как минимум авторами, да и с какого-то момента зрителями тоже. На пробах девушки – враги друг другу, а на досуге – лучшие подруги. Троп, надо сказать, довольно заезженный, но с определенной долей самоиронии и глубины вполне работающий. Да и вообще, когда это мы страдали от засилья сериалов про сильных женщин?
Полина – овдовевшая героиня Светланы Ходченковой. Притормозив актерскую карьеру, пережила неудачный брак, окунулась с головой в религию, а потом триумфально вернулась в театр и авторское кино. Алена Елены Николаевой – мать-одиночка, повесившая сына на бабушку и пытающаяся пробиться на сцену. Интровертная Оксана Полины Пушкарук вынуждена поставить на паузу карьеру из-за токсичных отношений и беременности. И, конечно, очень органичная Лолита Милявская в роли директрисы, планирующей совершить натуральный «переворот» в театре.
Паулина Андреева рассказывает не маленькую историю, а замахивается на целую летопись, где точка отсчета – 2014 год. Кто ждал российских «Стриптизерш» про дружбу, феминизм и наставничество, можете расходиться. Тут вам не Лорин Скафария, а почти что Дэмьен Шазелл с «Вавилоном». С нежностью, любовью и некоторым цинизмом по отношению ко всем происходящим глупостям и жестокостям. Тут даже музыкальные номера есть в каждой серии! С таким отношением очень плохо вырисовывается классическая драматургия: за что борются герои, кто им мешает? Ведь они просто-напросто живут; во времена, много лучшие, чем сейчас.
«Актрисы» получились вовсе не остросюжетным сериалом, от которого не оторваться. Это «кино хорошего настроения», как и в последний раз у Шазелла: формат, обязывающий быть оторванными от реальности – эскапизм в чистом виде. Понятно, что впереди у героев лишь будет Большая Беда. Для кого-то – это пандемия, безработица и закрытие театра, а для кого-то – что-то на эзоповом. В наши времена по-другому, видимо, уже нельзя.
// Настоящее кино