На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : «Модель обучения кинорежиссуре, созданная в прошлом, должна быть изменена» — Илья Шерстобитов о системе обучения в киновузах Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи
«Модель обучения кинорежиссуре, созданная в прошлом, должна быть изменена» — Илья Шерстобитов о системе обучения в киновузах

«Модель обучения кинорежиссуре, созданная в прошлом, должна быть изменена» — Илья Шерстобитов о системе обучения в киновузах

автор Родион Чемонин | источник Filmz.ru | 16.07.2023

Продюсер, режиссёр и педагог Илья Шерстобитов на днях поделился научной работой «Крах формата и образования», написанной для одного из московских киновузов. Специально для Filmz.ru мы приводим несколько абзацев из этой будущей работы.

Фактура кино пластична и переменчива от времени, она кристаллизует вневременные шедевры гениальных авторов подобных Микеланджело, да Винчи и Дали, во времена которых жило большое количество хороших художников и бесчисленное количество бездарей.

Мы находимся кириллическом шрифте, в русской литературе, в ортодоксальной вере, даже если мы не религиозные совершенно. Мы можем быть атеистами, но все равно мы являемся продуктами культуры, которые выросли из ортодоксальной веры и кириллического шрифта. Русская литература с ее неспешным темпом и глубоким внутренним анализом заняла достаточно большой пласт в мировой и нанесла серьезную рану русскому сценарному мастерству, так как темп восприятия ускоряется, а внутренний диалог это вообще не про кино.

Почти каждый русский сценарист страдает от несоответствия. Будучи внутри Достоевским или Толстым, он должен делать комиксы (а именно, комикс - идеальная сценарная форма). А к комиксам есть большое пренебрежение, сводя их в понятийный ряд для русской культуры лубка. Поэтому одна из ключевых проблем российского кино - русская великая литература. К сожалению, правда в том, что мы - некий подвид своей отдельной цивилизации, и мы не вписываемся в понятийный ряд международного кинематографа, несмотря на то что являемся неотъемлемой его частью. Это не значит, что мы там какие-то плохие или косые, или не умеем, просто мы существуем в рамках своей ментальности, а она не до конца: а) понятна; б) на самом дел,е просто не очень понятна. То есть некоторые вещи, которые для нас являются понятные априори, не являются понятными для жителей других стран. К тому же, находясь в текущем сложном внешнем политическом этапе, скорее всего, нас ожидает внешняя изоляция, что и создает проблемы.

Фестивальное кино в России есть, и оно ходит по фестивалям всего мира и периодически успешно, но это совершенно не означает то, что фестивальное кино имеет будущее и даже, скорее, наоборот. То, что оно имеет успехи на смотрах, совершенно доказывает обратное, что оно не будет иметь кассовый успех, к сожалению. У нас есть хорошие ниши, у нас сильное психологическое кино, у нас сильные драмы, у нас специфический юмор, специфические комедии и драму.

Мы хороши в психологии, это правда, это со времен Достоевского. Запрос на русскую культуру есть в очень узком слое так называемых «высоколобых интеллектуалов», они как бы рассматривают нас как «типа, ух ты, какая интересная штучка». Рассматривая нас, они не рассматривают нас в совокупности, в том числе, и с массовым кино, которое существует в понятном нам нарративе, который формулировал еще Владимир Иванович Вернадский.

Происходящие изменения выявляют интересные векторы развития, например, Японии: от кинематографа (Акира Куросава – Хаяо Миядзаки – Хадзимэ Исаяма) до манги. Так и нам необходимо пройти свою череду изменений и поиска, когда всё, что мы знали, может оказаться неверным и прийти, и как к своему киноязыку, так и к своей визуальной и концептуальной наполненности, и я не знаю пока куда это может прийти (да, это допуск и мой взгляд на происходящее). Существовавшие жесткие форматы уже претерпели изменения, появились такие термины, как драмеди, ромком и прочие гибридные жанры, что приводит нас уже к мультиформатности.

Поскольку я занимаюсь режиссерами, я в первую очередь хочу, чтобы они были авторами. Я говорю: плевать на все, вы должны делать то, во что вы верите, потому что я искренне верю в то, что художник может сделать то, что может сделать мастеровой, а вот мастеровой не может сделать того, что может сделать художник. Это очень сложная тема вообще в целом, наше великое академичное образование, тем не менее, я стараюсь ковырять с ними во все стороны и в первую очередь не зажимать, а первые несколько лет даже не браковал их идеи, хотя я понимал самые интересные. И уже потом они раскололи меня, блин, когда вы говорите о том, что это будет сложно сделать, это сделать невозможно.

То есть я всегда исхожу из того, из той двойственности, которая есть в любом искусстве: этого сделать нельзя, а ты попробуй, потому что может у тебя получится. И, может быть, все то, что я знаю, окажется неверным, и ты докажешь это фактом. Если ты будешь знать о том, что невозможно, ты не будешь этого делать, а если не будешь знать, то вдруг у тебя получится. Наши ребята такие же, как и во всем мире, культура сейчас более глобализированная, просто еще результат этого не вскрылся.

У нас ребята живут в едином информационном поле, когда существует единая информационная повестка. Этот тренд существует не только в России, он существует и в Корее, и в Казахстане, и во Франции, и в Канаде, и в США. То есть последние 30 лет поколение росло в едином коде, мы смотрели одни и те же мультфильмы, одни и те же сказки. Мне уже сложно посадить моего пятилетнего ребенка посмотреть «Ну, погоди!», когда у него есть «Человек-паук», и от этого я уже никуда не денусь. Если его будут ограничивать, он будет не способен общаться со своими сверстниками, он не будет знать, что я обсуждаю, его могут считать изгоем и так далее. Зачем я буду портить жизнь своему ребенку?

Пройдет триста лет, и Гёте вместе с Толстым будут на одной полке лежать, я имею ввиду цивилизационной, потому что будет разница: 200 лет туда, 200 лет сюда - не важно. Сейчас конечно же мы вкладываем в это определенные смыслы, сейчас есть определенные вызовы, на которые мы так или иначе, к сожалению или к счастью, должны реагировать. Пока ты молод, у тебя оголенный нерв всегда, и неважно, имеет это отношение к подростковым проблемам , или нет, но я все время своим студентам говорю: ребят, не лезьте, рассказывайте про себя, препарируйте себя, препарируйте то, что близко вам, свой круг, своих друзей, своих людей, тогда вы будете честны.

Образование должно изменится в сторону большей практики. И интеграции в производство, без этого возникает фраза «Забудьте то, чему вас учили». Почему больше практики и меньше академичности? В мире, где ценность информации почти равна нулю из-за появления смартфонов с интернетом. Это, конечно влияет и на интерес к академическим знаниям, и на их запоминание. Тут мы, люди, занимающиеся обучением, можем оперировать к собственному опыту. И, опять, это безоценочное высказывание, мы просто фиксируем эти изменения. Но модель обучения, которая была сформирована в конце XIX века, в XXI должна быть изменена.

теги: эксклюзив

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.