Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

«Покоривший космос»: человек, который не продал Землю

Немногие знают, что город Омск, который поставлял во время Великой Отечественной войны технику, – не менее герой, чем те, что стояли на линии фронта. Об этом вспомнили только три года назад и дали ему звание «Город трудовой доблести». В 1941 году в Омске были размещены не только заводы, но и закрытые конструкторские бюро, известные в народе как «шарашки», там трудились такие изобретатели, как Андрей Туполев, Лев Термен, Сергей Королёв. О работе Королёва в Омске местные жители и журналисты своими силами и сняли пусть и не идеальный, но живой фильм.

Сначала журналист Светлана Лазарева после тщательного изучения периода, когда Королёв работал в Омске, сняла документальный фильм о неизвестной главе в истории страны и биографии советского учёного. На его основе был написан сценарий художественного фильма, Как показывает практика, кинематограф – один из самых дорогих видов искусства, и, вдруг, государство это поняло, и были выделены средства из Фонда президентских грантов и отправлены в Омск. Деньги небольшие, но начало положено.

И вы представляете, на этот грант не стали строить ни мемориал, ни устанавливать памятную доску, ни ещё что-то формальное и обычное. Удивительно, но полученные средства пошли на то, на что они и были предназначены, - на кино! Так появился фильм «Покоривший космос» режиссёра Андрея Кириллова и сценариста Светланы Лазаревой – не первый байопик о Сергея Павловиче, но совершенно точно первый полнометражный художественный фильм, целиком посвящённый жизни гениального изобретателя в Омске.

«Покоривший космос» построен не как обычный биографический фильм. Его сценарий не представляет себе привычную формулу: родился мальчик, вырос, сделал что-то великое, конец фильма. Повествование начинается с того, что в начале 60-х какой-то взрослый гражданин с портфелем в кожаном пальто приезжает в Омск, заходит в какой-то пустой кабинет, оглядывается и произносит внутренний монолог-воспоминание. Он воскрешает в памяти события осени 1941 года, когда этот человек прибыл в город, чтобы трудиться вместе с такими же, как он, над созданием лучших советских самолётов.

О том, что этот гражданин с портфелем – великий авиаконструктор, один из создателей ракетно-космической техники Сергей Павлович Королёв, неподготовленный зритель узнаёт только спустя 20-30 минут от начала фильма. На перекличке зэков, отправляющихся на валку деревьев, грозный начальник неправильно произносит фамилию «Каралев», на что получает уточнение от одного из стоящих передним заключённых «Королёв, а не Каралев».

Драматургия фильма, как и драма самого изобретателя, заключается в том, что никто не знал, кто такой Сергей Павлович Королёв – его имя было для многих секретом. В своих мыслях он иронично называет себя «поручиком Киже», для других он был «товарищем главным конструктором». Как горько замечает главный герой, о том, кто он такой на самом деле, люди узнают впервые из некролога. Так и случилось, его имя было впервые напечатано в одной из газет в маленькой заметке о смерти некоего Сергея Королёва, создателя космической ракеты.

В 41-м его друг и старший наставник в Омске, Василич, знал, что Серёжа мечтает о создании ракеты, которая улетит в стратосферу. Спустя 20 лет постаревший Василич при встрече с уже взрослым изобретателем с досадой говорит о том, что кто-то опередил Королёва с его мечтой и запустил-таки ракету в космос. Он не знает, что этот кто-то – и есть тот самый Серёжа, настолько. Время было такое: мечтать можно, говорить нельзя. В этом и заключается светлая печаль фильма.

Омские сценаристы – не Соркин и не Тарантино, диалоги в стиле «Серёжа, тебе не надо идти на фронт, фронт нынче здесь, в цехах» театральны. Понятно, что так люди не говорят и не ходят, выстраивая сценические мизансцены, но в этом фильме правила условны. Отсюда некая наивная уверенность создателей фильма в том, что именно так разговаривают учёные, так они двигаются, так выражают эмоции. Но всё же лучше, чем сериалы на канале «Домашний».

Чтобы зритель не заснул, в ленту интегрирована детективная история с диверсантами и шпионами на заводе. Она на самом деле была в одном из омских заводов во время войны, но не там и не тогда, но ради «оживляжа», по словам создателей, эти два параллельных сюжета было решено объединить. Так в фильме появляются карикатурные вредители, как в фильме «Место встречи изменить нельзя», коварные энкавэдэшники и шпионы, обсуждающие свои коварные планы прямо у поезда на улице («твоя легенда в этом чемодане»).

В этой лубочности и есть прелесть фильма. Энтузиазм, с которым работали его создатели, бесценен. Уже не забыт трудовой подвиг работников тыла, уже названо настоящее имя «товарища главного конструктора», уже зафиксирована на целлулоиде работа тех, кто победил тогда, и труд тех, кто за мизерные копейки (а кто и бесплатно) не спал ночами на монтаже, своими руками шил костюмы, приносил из дома артефакты того времени. Вот это и есть настоящий народный памятник, а не та маркировка, которую ставят градоначальники, просто чтобы была.

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.