Карен Шахназаров и Артем Семакин рассказывают о терроризме и Достоевском, о четвертом всаднике Апокалипсиса. О "Всаднике по имени Смерть"ИНТЕРВЬЮ С КАРЕНОМ ШАХНАЗАРОВЫМ
Почему Вас заинтересовала тема людей, которые громили строй, ведь для кого-то он был вообще-то и не плох?
Повесть заинтересовала в первую очередь. И фигура автора самая привлекательная, с точки зрения судьбы. Он очень автобиографичен. Завораживало ощущение правды. С точки зрения литературы его повесть не идеальная, мягко говоря. Но сам Савинков описывает события изнутри. Он террорист и в тоже время думаешь, пишет, переживает. Хотя до конца никогда не знаешь, почему ты снимаешь ту или иную картину. Всегда в этом есть иррациональная причина.
Не боитесь сегодня романтизировать образ террориста?
Я не боюсь этого. На мой взгляд, неправильная позиция к террору – это его непонимание. Надо понять, почему взрывают. Ничего без причины не бывает.
К каким источникам вы кроме повести обращались?
К запискам террориста того же Савинкова. Есть много книг, поэтому периоду русского террора.
Какая идея лежит в основе этой картины лично для вас?
В двух словах этого не скажешь. Человек, который идет по пути смерти независимо от тех целей, которые он ставит, он, в общем, приходит к моральному и нравственному личному краху. Неизбежный итог. Меня поразило, что это написал не просто человек, а известный и действующий террорист. Мы не судьи, а я не прокурор. Наша задача - попытка разобраться, почему происходит террор. Террор в России в начале 20 века был очень большим. Ежегодно совершалось до 600 терактов. Россия была практически поставлена на колени. Эссэры – это была мощнейшая партия. Большевики в терроре практически не участвовали. Мы пытаемся понять, прежде всего, психологию людей, которые идут на террор. Причины разные, а психология одна и та же, что тогда, что сейчас в современности. Посылы примерно одни и те же и поэтому этот материал можно считать достаточно современным
Когда вы решили снимать этот фильм. Вы были открыты для современной политической ситуации связанной с терроризмом, или вы не хотели бы, чтобы были параллели с современностью?
Специально мы об этом не думали, но это неизбежно. Террор актуален сам по себе.
Как подбирались актеры?
Путем проб, это был долгий болезненный процесс. Дело все в том, что я хотел видеть молодых актеров. Андрей Панин можно сказать ветеран в этом деле. Я вообще доволен актерами. Самое главное, что им удалось образы живых актеров. Картина тяжелая была и времени с ними работать абсолютно не было. Главная заслуга была – это то, что мы их выбрали.
Почему ориентир такой сильный на молодых актеров?
Дело все в том, что террором и занимается молодежь. Старики с бомбами не бегают. В целом такие движения – это движения очень молодые. Савинкову было в то время 27 лет, по моим нынешним понятиям это мальчишка, но уже король террора. 1905 –1906 Сталину было 26 лет, а Ленину 36 лет – они были молодые люди все. Этим все объясняется.
В вашей картине очень много «крупного плана», с чем это связанно?
Я думаю, что крупный план только там где он нужен и потом эта картина исследование человеческих эмоций, характеров и поэтому в каких-то сценах мы прибегали к укрупнению человеческих лиц.
Декорации в Первом павильоне поражают своей масштабностью и высоким уровнем исторической достоверностью, как вам это удалось?
Декорации действительно сделаны на очень высоком уровне. Когда возникла мысль все сделать на натурной площадке, мы боялись, что не сумеем, все это воссоздать…. Но как видите, это нам удалось, мы смогли воссоздать Москву того времени. Огромная заслуга наших художников и наших мастеров. Строительство такого рода декораций колоссальный труд. Дело все в том, что у декораций есть еще одна особенность – это выложенная брусчатка, что, в общем, на мой взгляд, вообще определяет низ кадра и его достоверность. Так как проблема всех картин, которые снимают исторические сюжеты – это асфальт. Есть приемы, который помогают: асфальт поливают специальной жидкостью, но все равно это «продает». На самом деле не дома - главное вот это – брусчатка. Изначально была задача сделать настоящую брусчатку! Не резиновую как обычно это делают. Как мне кажется, это дало ощущение времени. Но это было дико сложно, ведь дело в том, что еще мастеров надо было найти. Мало кто сегодня умеет делать….
Тональность ваших картин с годами меняется. С чем это связано?
У меня разные очень картины. Конечно, я не делаю уже таких картин как «Мы из джаза», «Курьер», но это и глупо их уже делать. Такие картины должны снимать молодые. А вообще каждый должен заниматься тем, что ему свойственно в этом возрасте. Но это не значит, что я, например не могу снять комедию и т.п. А что касается мрачности, так это тема такая, это трагедия, а по-другому ее и не сделаешь. Прямо скажем, что и жизнь то у нас не слишком веселая.
Какого зрителя вы ждете на свой фильм?
Благодарного! Я понимаю, что у каждой картины складывается свой зритель, но я когда делаю картину, нельзя сказать, то сижу и думаю, дай-ка я сделаю для подростков, например как получился «Курьер». Я считаю, что надо делать просто, как ты чувствуешь, как ты понимаешь.
ИНТЕРВЬЮ С АРТЕМОМ СЕМАКИНЫМ
Исполнитель роли «Ивана»
Вы не боялись играть такую сложную роль?
Я пытался понять и найти ощущения человеческие ощущения человека, который так говорит, так мыслит и совершает такие поступки, то есть не путем каких – то логических умозаключений, а именно ощущений, своих мыслей на эту тему и прочитанных материалов. Карен Георгиевич говорил, что какая-то одна прочитанная фраза дала ему понимание этой темы. Точно так же и у меня, несколько прочитанных фраз, которое мое отношение к этому ко всему и определили.
То есть помимо повести вы обращались и к другим источникам?
Да, конечно. Я из библиотеки не вылезал месяц. Так просто честнее по отношению самому к себе. Ну и интересно было понять психологию террориста.
Ваш герой много думает, рассуждает, человек набожный, для которого существует заповедь «не убий», чем то схож с героями Достоевского.
Люди делятся на две категории, люди которые делают, а есть люди, которые сначала думают. Мой персонаж из второй истории, которые сначала думают…..
Определить мотивацию или степени желания всего происходящего… Человек просто решается на это. Там нет ничего такого сверхъестественного, есть сложный монолог внутренний, разговор с самим собой, который или выливается во что-то или не выливается.
Насколько интересен исторический персонаж для актера?
Люди во все времена одинаковые и совершают одинаковые поступки. Психология человеческая не меняется. Разницы нет, что сто лет назад, что сейчас есть такие же Вани, Жоржи и т.п.
Сложно было работать с Кареном Шахназаровым?
Сначала да, потом мы нашли общий язык и взаимопонимание.
// Настоящее кино