С 1 по 7 декабря 2025 года в Москве пройдёт IV Зимний — открытый российский фестиваль авторского кино. Этот фестиваль задуман как итоговый форум киносезона: он даёт зрителям шанс увидеть самые свежие независимые российские проекты, а авторам — возможность представить свой авторский почерк, обменяться опытом и найти партнёров для дистрибуции.В 2025-м году «Зимний» снова радует разнообразием — драмы, фантастика, комедия, социальное кино, даже абсурд и эко-тревел.
Открытие «Зимнего-2025» состоится — как обычно — документальной картиной. Ею стала лента про судьбу и творчество киноведа и культуролога Кирилл Разлогов, снятая его дочерью Для режиссёра Анастасией Разлоговой, для которой это дебют в игровом/документальном кино. Лента объединяет редкие архивные материалы, семейные фотографии, воспоминания коллег и друзей, а также авторскую анимацию, иллюстрирующую мемуары — закадровым голосом звучит сам Разлогов. Таким образом, фестиваль отдаёт дань уважения культуре и памяти значимых фигур российского кино.
В конкурсную программу вошли восемь заметных фильмов, каждый — самобытный, с разной стилистикой и настроением. Изначально программе значился фильм Социализация (реж. Анна Волконская) — драма о подростке, впервые оказавшемся в обычной школе после пансиона, с попытками найти своё место в новом мире. Однако буквально перед стартом фестиваля фильм «Социализация» был исключён из конкурса. Причина — «творческие разногласия между продюсерами и авторами картины». Как объяснил генеральный продюсер фестиваля Максим Королев, в сложившейся ситуации организаторы предпочитают не занимать сторону и решили не показывать фильм, сопровождающийся спорной ситуацией. Вместо «Социализации» в конкурс включили другой фильм — Мальчик‑Птица (реж. Савелий Осадчий).
Основной конкурс: на что стоит обратить внимание
Кукла (реж. Егор Бероев) — драма о женщине, вышедшей из тюрьмы, пытающейся вернуться к жизни и найти дочь, рожденную за решёткой. История о боли, надежде, материнской любви и попытках начать заново.
Мальчик и робот (реж. Екатерина Задорина) — постапокалиптическая фантастика: юный герой и его механический спутник отправляются на поиски отца, в мрачном мире, полном опасностей. Картина обещает и визуальные метафоры, и эмоциональный посыл.
Навар (реж. Артур Григорьев) — криминальная нео-нуар драма. Главный герой — мошенник, чья жизнь переворачивается после встречи с бывшим чемпионом СССР и его дочерью. Фильм обещает напряжение, моральные дилеммы и социальный подтекст.
Пастбища богов (реж. Анар Аббасов) — суровая драма, действие которой происходит в горах Памира. Фильм о выживании, внутренних конфликтах и силе человеческого духа перед лицом природы и обстоятельств.
Свобода (реж. Евгений Лаврентьев) — абсурдистская социальная комедия о женщинах, ломающих устоявшиеся нормы, и о том, как мир реагирует на их выбор. Фильм — с изрядной долей иронии и, вероятно, провокации.
Мальчик‑Птица (реж. Савелий Осадчий) — драматическая история об 18-летнем воспитаннике детдома, чей голос так и не «сломался» после взросления — он остаётся детским, — и о том, как он пытается справиться с травмой, принять себя и найти своё место в новом, суровом и часто недружелюбном взрослом мире.
Холодное сердце (реж. Владимир Котт) — современная интерпретация сказочной истории (по мотивам «Снегурочки» Островского). Действие перенесено в полу-пустую деревню, а герои — станционные смотрители, диджей из Москвы, бизнесмен — создавая пересмешение эпох, социальных статусов и мгновений.
Цинга (реж. Владимир Головнев) — мистическая драма о молодом миссионере, попадающем к ямальским оленеводам; фильм обещает чувство оторванности от обыденности, духовные и экзистенциальные вопросы.
По словам программного директора фестиваля, в этом году особенно заметна тенденция: многие картины используют закадровый голос как способ погружения в внутренний мир героев.
Что ещё стоит посмотреть: внеконкурс и события
Помимо основного конкурса, в рамках «Зимнего» работает обширная программа кинорынка и внеконкурсных показов.
В программу кинорынка вошли десятки проектов — от готовых фильмов до тех, что находятся на этапе пост- или пред- продакшна: например, «Новый дом» (Никита Грушин), «Вторая Таня» (Алиса Ерохина), «Темные мысли» (Влад Малахов), «Самая умная улица в мире» (Иван Вдовин), «Совок» (Диана Кади) и другие.
Для зрителей обещаны обсуждения, встречи с авторами после показов, Q&A-сессии — отличный способ погрузиться в контекст создания фильмов и узнать о задумках и идеях авторов.
Кроме того, в этом году появится новая секция Выбор программного директора — в её рамках организуются круглый стол и дискуссии с участием программных директоров крупных российских фестивалей. Это особенно интересно тем, кто следит за тенденциями и будущим отечественного авторского кино.
Фестиваль «Зимний-2025» — это не просто подборка новых российских фильмов, а живой организм авторского кино, где есть и провокация, и тихие размышления, и эксперименты со стилем, и вечные темы человеческих отношений, свободы, взросления и духовного поиска.
Если вы интересуетесь современным российским кино — обязательно загляните на «Зимний». Найдите своё «Настоящее кино» и, конечно, не пропускайте внеконкурсную программу: кинорынок, Q&A, дискуссии — часто именно там открываются фильмы, которые потом становятся культовыми.
Ознакомиться с расписанием можно на официальном сайте киносмотра ЗИМНИЙ
// Настоящее кино