К настоящему времени практически каждая более или менее крупная студия обзавелась собственной франшизой, ставшей визитной карточкой компании. Гарри Поттер и Бэтмен сражаются со злом на Warner Bros., Disney бодро рассекают водную гладь с «Пиратами Карибского моря», герои «Людей Икс» и «Звёздный войн» создают собственные вселенные под патронажем 20th Century Fox, DreamWorks месят болота Шрека, MGM спасают мир руками Бонда, а New Line только-только отстрелялась феноменальным «Властелином Колец».
Не у дел долгое время оставалась лишь Universal Pictures, попытавшая, было, счастья малоудачным «Халком». Однако творческий багаж студии не позволял ей безропотно стоять в стороне от современных тенденций кинобизнеса. В активе Universal лежали права практически на всех классических киномонстров, пугавших зрителей ещё со времён немого кино. Дракула, Человек-волк, чудовище Франкенштейна, существо из Чёрной Лагуны и Мумия давно притягивали к себе помыслы маркетологов, искавших подходящий, для их воскрешения, проект.
Постучавшийся однажды в ворота Universal Стивен Соммерс, оказался именно тем человеком, которого долгое время ждали на студии. Придя с идеей новой ленты о Мумии, Соммерс сумел предложить концепцию, принципиально отличавшуюся от сотен однотипных сценариев, больше подходивших для дешёвых ужастиков. Отбросив зловещий антураж классической «Мумии», режиссёр и сценарист предложил рентабельный аттракцион, выполненный в лучших традициях «Индианы Джонса». Задействовав неизвестных актёров и потратив, за счёт этого, львиную долю бюджета на компьютерные эффекты, Соммерсу удалось создать авантюрный экшн, собравший в американском прокате более $400 млн. Появившийся двумя годами спустя сиквел пользовался ещё большим успехом и породил к жизни самостоятельное ответвление («Царь скорпионов»). Отныне перед режиссёром были открыты все двери, но Соммерс решил не менять коня на переправе, оставшись под крылом Universal работать над новым потенциальным хитом.
Покопавшись в архивах студии, режиссёр извлёк на свет божий сценарий десятилетней давности, называвшийся «Ван Хельсинг». Несостоявшийся фильм должен был стать продолжением картины Френсиса Форда Копполы с Энтони Хопкинсом в главной роли. За давностью лет, сейчас уже сложно установить, почему именно проект сорвался – то ли из-за недовольства студии сценарием, то ли из-за занятости Хопкинса. Как бы то ни было, но когда актёр окончательно отказался от роли, драматургический материал подвергся массе изменений, а затем и вовсе был положен на полку, где его и обнаружил Соммерс.
Руководствуясь опытом работы над «Мумией», он просмотрел старые фильмы о Дракуле, внимательно прочитал все доступные варианты сценария и… начал всё с чистого листа. Решив, что одного злодея блокбастеру будет недостаточно, Соммерс задумал создать новую киновселенную, населив её всевозможными исчадиями ада.
К моменту начала работы над проектом, мир успел замереть в предвкушении долгожданных кроссоверов – New Line начала работу над «Фредди против Джейсона», Пол Томас Андерсон шлифовал идеи «Чужого против Хищника», а Warner Bros. приостановили разработку «Бэтмена против Супермена». Поэтому мысль о новой встрече в одном фильме Дракулы, Франкенштейна и Человека-волка казалась более чем логичной. Тем более что подобный опыт уже имел место – период с 1944 по 1948 год принёс миру три фильма с монстрами-в-одной-ленте – «Дом Франкенштейна», «Дом Дракулы» и «Эбботт и Кастелло встречаются с Франкенштейном».
Соммерс предложил противопоставить чудовищам классического охотника на монстров, выведенного Брэмом Стокером в романе «Дракула». Стокер описывал Ван Хельсинга пожилым профессором, специализирующимся на оккультизме, однако вряд ли с таким героем можно было всерьёз рассчитывать на интерес публики. В сценарной заявке, Соммерс омолодил Хельсинга, превратив его в эдакого супермена 19 века, состоявшего на секретной службе Католической Церкви. Хельсингу предстояло отправиться в смертельный вояж по мистическим землям Восточной Европы в поисках зла, накрывающего мир пеленой тьмы.
Сюжет подразумевал колоссальные финансовые вложения, но студия доверилась своему «золотому мальчику», принесшему не один миллион долларов прибыли в карманы боссов. Тем более что при благоприятном стечении обстоятельств, (а в другое развитие событий никто, собственно, и не верил), «Ван Хельсинг» обещал стать грандиозной франшизой, которой так не хватало Universal.
Интерес киноманов к проекту проснулся осенью 2002 года, когда стало известно, что главную роль в ленте исполнит новоявленная звезда сериала «Люди Икс» Хью Джекман. Джекман только что закончил работу на «Х2», на чём его контракт с Fox заканчивался, и искал новый проект, способный закрепить его героическое амплуа и в то же время не спекулировавший на мутагенной тематике. Идея исторического боевика пришлась ему по душе, и в сентябре они с Соммерсом ударили по рукам.
Вторую главную роль получила Кейт Бэкинсейл – единственная её соискательница, как признавался позднее Соммерс. Ей предстояло сыграть Анну – последнюю представительницу древнейшего цыганского клана, на протяжении 400 лет преследующего бессмертного Дракулу. Ирония ситуации заключалась в том, что в предыдущей своей работе, Бэкинсейл играла как раз обольстительную вампиршу.
К концу года основной актёрский состав был укомплектован – к Джекману и Бэкинсейл присоединились Уилл Кэмп (Велкан, брат Анны), Сэмюэль Уэст, Шалер Хенсли (чудовище Франкенштейна), Ричард Роксберг (Дракула), Кевин О’Коннор, Илена Анайя, Сильвия Колоса и Джози Мэран. На одну из ролей пробовался даже постаревший Крокодил Данди – Пол Хоган, но ему был предпочтён Дэвид Уэнхем. Universal объявила дату предполагаемой премьеры (21 мая 2004) и ориентировочное время начала съёмок (первые недели января). Ни у кого не вызывало вопроса место их проведения – разумеется, выбор студии пал на Прагу, чей неповторимый готический стиль как нельзя лучше соответствовал духу истории.
Впрочем, съёмки в Праге имели и свою негативную сторону – удалённость от места проживания англоязычных киноманов, делала появление шпионской информации о картине делом практически невозможным, не говоря уже о фотографиях со съёмочной площадки. А учитывая плотную завесу секретности, окутавшую картину, даже сделанные вскользь упоминания о подробностях проекта его участниками, ценились на вес золота.
Главным «источником информации» стал Хью Джекман, неоднократно выдававший в интервью новые детали картины. С его слов стало известно, что помимо Дракулы и его приспешников, мы встретимся с доктором Джекиллом и мистером Хайдом; между Ван Хельсингом и Анной возникнет роман; а сам фильм по духу весьма приближен к «Индиане Джонсу». Последнее известие настораживает – учитывая, что практически также Соммерс характеризовал «Мумию», то с определённой долей уверенности от «Хельсинга» стоит ждать не готической страшилки, а неотягощённой мыслью демонстрации достижений мастеров по компьютерным эффектам.
// Настоящее кино