15 июня 2004 года торжественной церемонией в Сочинском театре Оперы закрылся юбилейный, XV по счёту Международный Кинофестиваль «Кинотавр», проходивший на берегу Чёрного моря в течение двух последних недель.
Ещё на пресс-конференции в конце мая, посвящённой кинофестивалю, его отцы-основатели – Марк Григорьевич Рудинштейн и Олег Иванович Янковский публично сложили с себя ответственность за будущее своего детища. Озвучивая обиды на государственный аппарат, отказывающийся финансировать «Кинотавр», на дирекцию ММКФ, в условиях жёсткой конкуренции отбирающей картины для Московского Кинофестиваля и на СМИ, считающие дневники фестиваля нерейтинговыми программами и отказавшими Рудинштейну с Янковским в трансляции в прайм-тайм, учредители совершенно забыли уточнить, какого рода действо предлагали они общественности.
Так что же такое нынешний «Кинотавр», и в чём кроются причины отказов со стороны государственного бюджета и СМИ? Как заметил сам Марк Григорьевич, «Кинотавр» был создан в трудное для российской кинопромышленности время, как некий круглый стол, за которым могли встречаться кинематографисты, общаться и делиться опытом. Этакий «творческий сабантуйчик» неожиданно оставшейся не у дел кинобратии. Что ж, воистину благородное начинание, тем более что предприниматель Рудинштейн создал «Кинотавр» на собственные деньги.
Однако, с возрождением кинопроката и кинопромышленности, потребность в фестивале, как в месте дружеских посиделок пропала. На отечественный рынок выходили мировые дистрибуторы, и лицо Кинофестиваля уже должно было выглядеть цивилизованно и представительно, чего и добился Никита Сергеевич Михалков, став президентом ММКФ. В Сочи же кинематографисты ехали по старой памяти – отдохнуть, выпить, искупаться – словом, скорее в отпуск, нежели на престижный конкурс. Даже зарубежные гости, попадая в атмосферу «Кинотавра», быстро понимали, что к чему – того же Депардье не раз находили утром, спящим на пляже.
«Кинотавр» из фестиваля-возрождения превратился в некое подобие речных круизов передачи «Аншлаг, аншлаг!» с незабвенной Региной Дубовицкой у капитанского штурвала – «постоянная тусовка» гуляла и веселилась, попутно выдавая зрителям какие-то порции кинофильмов, давно переставших быть самоцелью фестиваля. Апофеозом же, последнего «Кинотавра» стала уже упомянутая «торжественная церемония закрытия» с чудовищным совковым прононсом.
Зал пестрел нарядами гостей, впрочем, в вечерних туалетах пришло максимум двадцать человек, остальные же щеголяли джинсами, мятыми пиджаками, а то и вовсе джемперами. На протяжении всей церемонии одетый во фрак Янковский сосредоточенно работал челюстями – не то, жуя жвачку, не то, лузгая семечки. Ведущие большей частью общались друг с другом, разбирая торопливые записи, то и дело путаясь, вызывая на сцену не тех людей и неуклюже забивая постоянно возникающие паузы.
Масса ошибок, как в объявлении имён лауреатов, так и в их представлении, полностью разрушала ощущение торжественности, больше напоминая на скорую руку разыгранный спектакль, чем международный кинофестиваль. Технические службы явно не уложились в сроки инсталляции и прогона с режиссёром мероприятия – музыкальные фрагменты внезапно обрывались, осветители явно импровизировали, а сценарий церемонии и вовсе отсутствовал. Иными словами, нам показали самодеятельную постановку дурной пародии на серьёзное мероприятие, занявшую более чем полтора часа эфирного времени.
Что будет с «Кинотавром» дальше – неизвестно. Рудинштейн с Янковским официально отошли от дел, оставив фестиваль бултыхаться в проруби неизвестности – возможно, государство поддастся на шантаж, и включит в бюджет следующего года статью на поддержание «Кинотавра». Может, некая сердобольная корпорация, ратующая за культуру, не даст ему погибнуть. А может, следующего фестиваля уже и не будет…
В любом случае, пора что-то менять, ибо с каждым годом «Кинотавр» всё больше напоминает неприлично затянувшийся фильм. Причём, весьма среднего качества.
// Настоящее кино