May contain minor spoilers!
Да, да, да, мы наконец-то дождались экранизации культовой книги горячо любимого по всему СНГ фантаста. Хотя, уложив первые восхищения, только и остается, что выдвигать многочисленные вопросы. Конечно, это фентезийный боевик, да ещё и наш (даже для всего союза зело незалежных государств всё равно почти что свой, родной) посему восторгов сий факт вызывает достаточно. Да ещё добавить восторги от того, КАКАЯ книга всё же экранизована... Но сказ надо держать не про эти восторги. С ними и так всё понятно, базис для восприятия и последующего оценивания фильма создали неплохой. Но, хоть каждый дом с фундамента и начинается, люди оценивать всё равно будут то, что выше, так и здесь надежды на плюшки и бонусы возлагались большие, а результат, результат то где… Вот про этот самый результат и буду глаголить, с фановыми моментами, для кого они действительно фановые, действительно всё ясно.
Всем выйти из сумрака...
Результат же вышел однозначно красивый внешне, что радует, и достаточно пустой внутри, что вызывает сплошное недоумение. И речь идёт даже не о сюжетных расхождениях с книгой, которые прямо-таки кардинальны, а о самой смысловой нагрузке, которая местами и в первоисточнике была отнюдь не бесспорна, периодически скатываясь в страдания тургеневских девушек, здесь же как подверглась ампутации. О самих персонажах тоже – говорить, не переговорить. Да и сюжетная канва с такой концовкой заехала в непонятные дебри. Хотя, с канвой оной можно допустить, мол, ладно. Трезво размыслив можно представить, что прицел на следующие части был более чем очевиден, так что все подобные моменты деньгидающими людьми весьма вероятно были отработаны ещё тогда, когда все мы слыхом ни о каких экранизациях не слыхивали. Хотя отработка моментов отработкой, но все здесь совсем не первый раз замужем, и прекрасно всем понятно что множество так горячо любимых моментов потеряно безвозвратно. Только и хочется спрашивать – ну вот нахрена? Чем не устраивал материал уже существующий? Нет, может он Лукьяненко с Тимуром чёрт-его-проговорит-как и не устраивал, но сомневаюсь что до такой степени, что кромсать всё подряд надо было. Бюджетные затраты большие? Может, конечно, максимализм здесь не до конца уместен, но как в народе говорят – взялся за гуж, так дело мастера должно бояться. В итоге всё равно порезали совсем много чего, зато сценарий извратили до неузнаваемости. А он то, как раз, как спецом для кинематографа заточен был. Эдакий спиральный принцип, который по всем трём дозорам протащен. Там с первой во вторую повесть переползло несколько моментов, они куда-то мутировали и несколько размножились, поползли далее, пока в «Сумеречном дозоре» не начало твориться такое, да так много... Ну а куда мы приползли здесь? К пророчеству какому-то мифическому, притом ещё к такому, которое вполне однозначно в фильме было разрезолвлено. И? Где интриганство Гесера? Где карающая длань Инквизиции? Кстати, Инквизиция, а где она вообще? Мне показалось, или трибунал упоминали за весь фильм аж один раз? Без Инквизиции вообще же беспредел какой-то получается. Ну да на это пока точно можно забить, в принципе история только начинается, может здесь не всё ещё потеряно. Так что этот момент можно и опустить как спорный, совсем спорный. Да и то, знающие все книжные завороты могут опустить и пропустить. Для незнающих просто вопроса такого не возникнет. Впечатление из зала – енти самые незнающие люди сидят и смотрят на картинку, бо вникать в бредятину, творящуюся на экране, не осталось никаких сил. А почему не осталось? И вот тут то выскакивают куда большие нарекания к чуть ли не самому важному и принципиальному моменту подобных фильмов – проработка мира...
К чести "Дозора", хотя нет, какой там чести, к позору мирового кино, стоит заметить, что адекватных кинематографических проработок фентезийных миров, описанных на бумаге, фактически нет. "Властелин колец i", где i=[1;3], не к ночи будь упомянут, нагляднейшая тому демонстрация. А ведь проработай режиссёр со сценаристом мир – носили бы на руках. Прямо как, с некими оговорками, но в целом было с "Бесконечной историей" Петерсена. Российских кинематографистов (уж не поудмайте что моськой на слона работаю, прекрасно понимаю, что кинематографистам других окрестных стран даже до таких проблем ещё расти и расти) исторические аналогии интересуют не сильно, им куда интереснее навороты при съёмках, которые всё равно упрутся в бюджет, как ты их не вороти. И, что делает ситуацию ещё обиднее, Лукьяненко ведь признанный мастер построения миров. Один из пионеров техномагии, который «на клочке поля», как неизменно заметили бы футбольные комментаторы, умудрялся выстраивать увлекательнейшие миры, живые, работающие и чрезвычайно радующие. Лично я бы за одно "Не время для драконов" поставил бы памятник. И дозор книжный этим славился. Фильм же вышел настолько лихорадочным, настолько местами серым и невнятным, что о чём-то серьёзном говорить не приходится. Дневной дозор выглядит как какая-то гопа, Завулон напоминает ухабка, где у всех иных магия вообще не заметно. И таких вот прелестей, которые хоть и мелочи, но по восприятию бьют напрямую, предостаточно. Хотя, с магией можно на самом деле и немного возвернуться с небес на грешную землю, где все визуальные плюшки и бонусы стоят вполне взрослые миллионы, притом вряд ли российских рублей, и даже вряд ли украинских гривень. Не знаю, думаю рассматривались варианты реализовать больше магии, но поскипать финансы на операторское, монтёрское и сет-декораторское дело. Да вот далеко не факт, что было бы лучше. Хотя при всём при том, тонкий намёк на толстые обстоятельства недостатки финансов решения фильммейкеров объясняет, но никоим образом не оправдывает. Денег мало – напихали бы ещё продакт плейсмента, отвратительнее чем есть сделать уже сложно. А в Европе да мире, с явным прицелом на которых сий фильм и делался, и так обсмеют с ног до головы. А так не удастся, скорее всего, посмотреть не то что на такую гордую тварь, как Фафнир, сумеречный дракон, а даже на минимальное "марево Трансильвании". А жалко однако. Ну да толку горевать о несделанном, всё равно ведь, как дедушка Ленин баял, мол существует объективная реальность, которая находится за пределами нашего сознания... Лучше порадоваться сделанному, благо есть чему, и есть не так и мало.
Порадовали батальные сцены, которые смотрятся что в междусобойчиках, что в группах. Динамика, азарт, где надо откровенное валево с месивом. На мосте так вообще. Как-то полёт для фильмов несколько иного порядка, но нет, справились. А оператор с монтёром, да со своими фокусами, вытворяли такое... Иные кадры пробирали совсем по взрослому. Да и вообще, именно вот эти два товарища молодцы. Финт на финте просто, да финтом погоняет. Тут и кадры с воронкой вспоминаются, сальто грузовичка аварийной службы закрытого АО "Горсвет" – это вот совсем то что надо. Да и в целом, не считая ряда опущенных моментов, видеоряд удался. И пусть многое смотрится не совсем ново, зато качественно. И скоростная езда туда же, и самолётик разваливающийся. Некоторые же моменты даже можно назвать неким новым словом, тут запомнился дивный по красоте финт, когда камера прыжок с одной части города в иную совершала. Ну а в целом, пусть Голливуд пойдёт да за такие деньги такую картинку сделает. Особливо таким мастерам как какой-нито Майкл Бей или Роланд Эммерих подсунуть бы фильм с таким размахом и такой бюджет – кондратий хватил бы гарантированно.
Ещё моментов много спорных с героями да персонажами намудрили. Ну куда годится, что маги из них всех какие-то совсем невнятные. Где великолепная классовая система? Где слои сумрака, по которым все в зависимости от класса с разной степенью бодрости скакали? Ну а где личные разборки с обильным применением неконвенционного оружия? А тут вообще ведь все ездят по принципу, мол моя хата с краю, никаких дозоров не знаю. Нормальный кадр, когда дневной дозор на разборку приехал, а Семён им отвечает вы простите, но вас плохо слышно, так что мы поедем. Хотя нет, конечно же какие-то разборки были, но такие, что лучше бы их не было. Что в самом начале с ведьмой – ну куда годится такое издевательство над оперативной группой, что между Городецким и Завулоном. Дерись они на деле вот так, да в таких сиркумстанциях, так ошмётки того Городецкого соскребали бы на каком-то n+1 уровне сумрака. Но зато порадовала вампирическая составляющая. Вомпер Лагутенко молодец, девуля им инициированная молодец, а вомпер Костя совсем молодец. "Какой симпатичный вампирчик", как заявила Ольга, которая вот совсем не порадовала. А он им каким молодцом ответствовал про "лицензии на законных основаниях". Сразу в фильме повеяло не разборками контингента грузовика аварийной службы с гопой, а старым и мрачным противостоянием света и тьмы. Но вот с Ольгой, пожалуй, это был последний удачный момент. Как и со многими другими, которые раз или два удачно появлялись да в какой-то сумрак и уходили. В Гесере вот шефа не видно ни на грамм. В Гоше Куценко инкуба в отставке видно ещё меньше. В Семёне вообще ничего не видно. Тем же страдает и "блестящая" Фриске, которую вообще непонятно зачем притянули. Хотя, снимаются же у них регулярно всякие Айсы Ти, ЛЛ Кул Джеи и прочие светила лицедейства, так и нам вполне можно. А учесть ещё, что она реальная, лялястая по полной программе кобыла, а не генетически клонированный выброс, так и подавно. Но все недостатки окружения вполне компенсирует Антон Городецкий. Нормальный такой Антон получился, на героя вполне смотрится. Притом не с выпяченной а-ля Кирк Дуглас в молодости челюстью, а разноплановый дядя вышел. Даже склонен согласиться, что лучше, чем в книге. Там было что-то такое твердолобое, гнущее какую-то свою дурковатую линию, прыгавшее на Гесера постоянно аки та шавка. Реализуй здесь такого харизматического героя – фильм бы утонул, и никакими баграми бы не выловили труп бездыханный. А в фильме же мы получили такого кадра в расцвете сил, который и драматургию свою тянет, и гэги от него смотрятся, да и фан весь именно он на себя собирает. Как он Лагутенко с его вомпершой заявил коронную фразу вообще всей серии, всей вообще идеи – ночной дозор мол, всем выйти из сумрака! Ну и точно самый фановый момент всего фильма (даже чёрт с ним, соглашусь, что лучше, чем с вомпером Костей), когда вампирша ему – я человеком хочу быть! А он ей – хочешь быть человеком? Ну так и живи себе по-человечески! И девулю хорошую Антону сему подобрали. Маша, которая Светлану играет, по реальности и лялястости ещё с Фриске поспорит. Пара, в общем, симпатичная намечается, если у Лукьяненко опять свои моменты не полезут.
Такая вот нарисовалась картина, которая зиждется и как-то выезжает конечно на фане немеряном, но выглядит местами совершенно сказочно, но, но, но... Сомневаюсь, что Европа с миром это зело позитивно воспримет, посмеётся да забудет. Но вспомнит, если съёмочная группа не на лаврах своих локальных почивать будет, а арбайтен, арбайтен и ещё раз арбайтен. Прорыв вполне состоялся, и он даже не обязан во всех отношениях быть позитивным кином, он обязан просто быть как факт и символ. И, конечно, выпусти моя страна такой фильм, так пыжился и гордился бы я несказанно. Да и писал бы по другому, совсем по другому. Ну а пока могу только довольно умеренно порадоваться тому, что есть, да тому, что из этого может выйти, но даже при всех радостях твёрдо надо фильммейкерам не забывать про арбайт, он, как известно, махт фрай...