Сын режиссера Ричарда Викторова и автор новой версии фильма «Через тернии к звездам» Николай Викторов рассказывает об истории съемок картины, курьезах, актерах, работе над фильмом и планах на будущее. Ведь впереди еще работа над восстановлением «Москвы-Кассиопеи» и «Отроков во вселенной» и возрождение российской кинофантастики.
Рукописи не горят, а легенды не умирают. Двадцать один год назад на экраны тогда еще Советского Союза вышел фильм, на долгие годы завоевавший сердца мальчишек и девчонок 1/6 части суши. На космическом корабле «Пушкин» под музыку, созданную синтезатором, подростки Советского Союза отправились путешествовать «Через тернии к звездам».
Историю, рассказанную Киром Булычевым, на экран перенес режиссер Ричард Викторов. Это благодаря ему в 1973-1974 годах появились на экранах космические одиссеи «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Новый фильм был тоже про космос, про дружбу и любовь, про злодеев и мир, который они хотят себе подчинить. Картина стала прорывом через тернии, и она достигла звезд. Фильму удалось порваться через заслоны государственной машины, нашедшей в фильме намек на Афганский конфликт, преодолеть зарезанный в два с половиной раза бюджет, не пострадать во время землетрясения на съемках. Но главное – фильм пошел до зрителя и стал звездой на долгие годы.
Спустя двадцать лет, сидя на квартире у своего друга Михаила Косарева, Николай Викторов задумался о том, что бы совершить великого в этой жизни. Тогда и пришла идея воссоздать фильм своего отца «Через тернии к звездам». Сказано – сделано. С третьего ноября и до конца января новая версия картины снова обойдет всю Россию, снова подростки будут называть всех низкорослых и лысоватых людей Туранчоксами, а их родители вспоминать себя в их годы и таинственно улыбаться.
Подготовка новой версии «Через тернии к звездам» была едва легче самого съемочного процесса. Ушло много времени, прежде чем удалось отыскать негативы кинопленок, и уцелевшие рабочие материалы фильма, не вошедшие в первоначальную версию картины.
Хотелось воссоздать фильм таким, каким он должен был быть – красочным, динамичным, с объемным звуком и спецэффектами. Что-то уже было в первой версии картины, но требовало доработки, что-то было снято, но вырезано из соображений цензуры, какие-то моменты потребовалось удалить, чтобы сохранить динамику, присущую новому времени.
За двадцать лет многое изменилось. Спустя три года после выхода фильма на экраны скончался режиссер Ричард Викторов. В конце 80-х российский кинематограф пришел в упадок, годы девяностые вынудили актеров отца и сына Ледогоровых, снимавшихся в фильме, переехать жить в Новую Зеландию.
Николаю Викторову заняться переработкой классического фильма сам Бог велел. С двух лет он путешествовал с отцом и матерью и старшей сестрой Аней по городам и весям. Как семья циркачей, они кочевали с одной съемочной площадки на другую.
В интервью Дни.ру Николай Викторов рассказывает об истории съемок картины, курьезах, актерах, работе над новой версией "Через тернии к звездам" и планах на будущее. Ведь впереди еще работа над восстановлением "Москвы-Кассиопеи" и "Отроков во вселенной" и возрождение российской кинофантастики.
Короче, директивным образом стало ясно, что пупок надо отрезать
«Первую съемку я помню, когда мне было два года», - рассказывает Николай Викторов. «Отец снимал «Переходный возраст» (1968 год). И там у меня была роль. Я подходил к скамейке и спрашивал «А меня то за что?». Там играл тогда еще молодой Игорь Ледогоров. Старший. Саму съемку я помню слишком хорошо. Больше я ничего не помню. Помню, это было в Волгограде».
И на съемках фильма «Через тернии к звездам» тоже присутствовали? Как это было?
Конечно. Я тогда уже был достаточно взрослый молодой человек. Это было вполне естественно, потому что я все время был на съемках со своими родителями. И съемки «Терниев» - это была штатная ситуация. То есть очередные съемки. Не то чтобы «У, блин! Кино снимаем». Вполне нормальный образ жизни.
На съемках забавные эпизоды были?
Не знаю, что называть забавным эпизодом. То, что было смешно для меня. … Потому что, понимаешь, это тема достаточно сложная. Вещи курьезные, поучительно-курьезные, то что мне сейчас в голову приходит. Когда во время съемок я начал ухаживать за девушкой, естественно у меня возникли проблемы. В Ялте дело было. Мне нужно было каким-то образом с ней отдыхать, проводить время. Отец собственноручно дал мне три рубля. И он сказал: «Старик, ну тебе же обязательно нужно будет сходить куда-нибудь. Ты же кавалер. Давай, я тебе дам денег чуть-чуть». Он сперва спросил «У тебя деньги есть?». Я так скромно, мол «Ну, конечно есть. Копеек пятьдесят найдется. Отдохнем, как люди». Тогда мне было уже пятнадцать. Я был такой, сформировавшийся юноша. Он сказал: «Я тебя понимаю. Держи». Он дал мне три рубля. Это были сумасшедшие деньги, потому что за эти деньги можно было пообедать в ресторане гостиницы «Ореанда».
Я был потрясен, потому что тогда впервые отец меня воспринял полноценным мужчиной. Не могу сказать, был это забавный случай, но для меня это было серьезно забавное ощущение. Мужчиной! Бугай.
// Настоящее кино