Говорили, что в большое кино ему помог войти всесильный Герасимов. А также тема сталинских репрессий, тогда, в 1987-м, почти всех пугавшая. Ни Бориса Васильева, ни Фазиля Искандера, чьи книги он экранизировал, его кино особенно не задевало. Но автор нашего "китча № 1" – "Воров в законе" - получил право снимать святое – "Мастера и Маргариту" Михаила Булгакова.
Юрий Кара на днях заявил: осенью долгожданный фильм "Мастер и Маргарита" (закончен в 1994 г.) выйдет на экраны. Выпуску фильма долгое время мешали продюсеры. Им не нравилось, что лента в авторской версии идет 3 часа 20 минут. Им нужно было 2 часа. Режиссер сделал это, естественно, скрепя сердце. Ведь пришлось убрать многие сюжетные линии.
Но тут появилась другая проблема - в непростую судьбу фильма вмешался дальний родственник Булгакова, некто Шиловский, который начал тормозить выход ленты...
Теперь, кажется, все позади.
- В 14 лет мне дали "Мастера" на одну ночь. Я был ошеломлен. И уже тогда начал представлять себе кино по этому произведению.
- Не только вы, многие режиссеры хотели того же.
- Климов даже запустился. А поставить мечтали Ролан Быков, Наумов, Полока, Рязанов. То, что мне удалось завершить работу, поссорило меня со многими. Хотя давление было с самого начала - я, например, хотел снимать в заглавной роли Елену Майорову, но наверху думали иначе.
- Вы что, недовольны Вертинской?
- Доволен, она отличная актриса, но постепенно превратилась прямо в духе романа в ведьму. И играет сейчас только ведьм. Гораздо больше я доволен сокурсником Анастасии Александровны - Николаем Бурляевым. Он сам пришел и сказал: лучшего Иешуа ты не найдешь. Так и получилось. И вообще это лучшая роль в фильме.
- А как актеры отнеслись к уже готовому фильму?
- Воланд, в смысле Гафт, например, посмотрев двухчасовую версию, был страшно недоволен. Потом успокоился, увидев полную.
- Говорят, долгое время пленка лежала в каком-то сейфе. И даже вы картину посмотреть не могли.
- Да нет, многие уже видели. А скоро увидят все.
- В том числе, наверное, и в Японии, откуда вы только что вернулись...
- Японцы пригласили участвовать в совместном проекте по роману русского писателя-эмигранта Николая Байкова о гигантском тигре. Съемки будут проходить в Хабаровском крае в естественных условиях. Японцы любят фильмы о природе, о животных. Вспомните хотя бы "Дерсу Узала". Один из самых успешных фильмов у них последнего времени - наш "Котенок" Ивана Попова.
- Но пригласили-то они вас, а не Попова...
- Я был у них в компьютере. Еще со времен ленты "Завтра была война". Ее в свое время продали в 48 стран мира. Она участвовала во множестве фестивалей. В том числе и в Токийском, где получила главный приз. Тогда же мне довелось побывать в доме Куросавы, беседовать с ним.
- Чем вы занимались последние семь лет?
- Снимал "Ералаш", рекламу, например, ролик о Polaroid получился очень хороший, занимался извозом...
- Вы чаще снимаете кино жанровое и особой любовью у критиков и наших родных "киноакадемиков" не пользуетесь. Сколько "Ник" у вас, например?
- Ни одной. Я даже никогда не выдвигался. Чтобы рассчитывать на успех, нужно принадлежать к какому-то клану. Например, Гусмана. Или Михалкова. Я не принадлежу. Знаете, в Нью-Йорке все улицы и авеню под прямым углом друг к другу, кроме одной - Бродвея. Он идет как хочет. Я - тоже.
А потом... Как сказал мне тогда в Токио великий Куросава: "Любой режиссер запрограммирован на два-три фильма, я знаю, о чем говорю, ведь я их снял больше 30". И одна из первых его картин, "Расемон", остается, конечно, лучшей.
Я рад не призам, другому. В 1990 году я возил "Пиры Валтасара" в Штаты, показывал там в том числе и в американском конгрессе, где его посмотрели многие известные люди, в том числе один из самых моих любимых писателей Василий Павлович Аксенов, которому тогда еще не вернули советского гражданства.
- И тогда же у вас родилась идея экранизировать "Остров Крым"?
- Гораздо раньше. Когда в начале 80-х мне дали почитать самиздат. Как и в случае с Булгаковым, решил, что это может быть отличное кино. Но никто не верил, что это возможно, и не верит до сих пор. Хотя, думаю, тема не устарела. Беда в том, что права на экранизацию были ранее проданы в Голливуд. Но выкупить, надеюсь, можно.
ДОСЬЕ: Кара Юрий Викторович, 48 лет. Родом из Донецка. По первому образованию - физик. В 1982 году поступил во ВГИК (мастерская С. А. Герасимова - конкурс 1000 (!) человек на место), который окончил в 1987 г. На 3-м курсе вместе с однокурсником Ю. Морозом вступил в КПСС, когда многие из нее уже выходили. Режиссер, сценарист, продюсер. Широкую известность получили его "разборки" с Российским космическим агентством, которое не пустило его актера В. Стеклова сниматься в космосе. В принципе мог полететь и сам. Любит Ялту, рок-н-ролл.
// Настоящее кино