Тверской фестиваль документального кино «КиноГлаз» подвел итоги 29 августа. Возможно, не все работы были ориентированы на широкого зрителя, но отмеченные жюри работы, в целом, отражают тенденцию, какое кино ныне актуально.В номинации «Портрет» предпочтение было отдано ленте Евгения Григорьева «Фундаменталист». Это история про молодого питерского ученого, что занимается проблемой, разбирающихся в которой во всем мире наберется не более пяти человек. Его жизнь - опыты над крысами и унизительно мизерная зарплата. Он рассуждает о возможности получения за свою теорию Нобелевской премии, параллельно занимаясь починкой бачка унитаза. Быт ученого, в который веришь абсолютно, как и в то, что на увлеченных людях держится этот мир.
Совсем в другую степь занесло Эрика «Роуча» Дэниэлса – канадского панка, снявшего жизнь панков изнутри, как она есть. Пожалуй, этот фильм был если не самым популярным на фестивале, то уж точно самым посещаемым простыми зрителями. А для Роуча это стало первой наградой за всю жизнь. Вполне, стоит признать, заслуженной.
Короткометражка «Совместное проживание» о расселении коммунальной квартиры, из которой никто не хотел уезжать, Алены Рудницкой был отмечен жюри в номинации «Проблема». Второе место заняла картина израильская «№17» Дэвида Офека о гибнущих в терактах безвестных людях.
Но самым громким событием и едва ли не лучшим фильмом конкурсной программы фестиваля общепризнанно стала картина британского режиссера Эстебана Уярры «Война есть война», в которой автор продемонстрировал работу журналистов в горячих точках, как она есть. Вполне заслуженно эта лента получила и первую премию в номинации «Проблема».
Истинное визуальное наслаждение можно было испытать во время просмотра работы Перета Кресека «66 сезонов». Удивительная легкость работы с камерой и образами, которая, к сожалению, была наполнена невыносимыми, порой, длиннотами. Но лента определенно относится к разряду «смотреть обязательно». Но были работы и не менее интересные: энергичная, живая и жизнерадостная кубинская лента «Танки для Янки» о громадном парке американских автомобилей до 60-го года выпуска на Острове Свободы и том, почему и как эти авто до сих пор на ходу. И местами постановочная картина, но тем не менее очень реальная, об иранском режиссере, который снимал кино в деревне несмотря на запреты «Пробы».
Окидывая взглядом конкурсную программу, можно сделать вывод – новое документальное кино ищет зрителя, оно интересно, ибо заставляет. И методы, которые используют молодые режиссеры – это уже почти не всегда говорящие головы. Зачастую становится сложно понять – это еще репортаж, или уже художественный фильм. Пограничное состояние, в котором живет кино документальное, через которое режиссеры делают попытки понять, как живет современный мир, чем он дышит, о чем думает, кто в нем живет. Чтобы у зрителя появился шанс увидеть совсем иной мир, каким он предстает через объектив кинокамеры.
// Настоящее кино