Тьюи пожелал создать новую космическую мифологию, подпитываемую увлекательными приключениями, крепкими интригами и головокружительными трюками. Поэтому главенствующим термином в определении жанра «Риддика» было слово приключение – студия даже согласилась отказаться от упоминания «Черной дыры» в названии, дабы заведомо не настраивать поклонников фильма на определенные ожидания...Хроники Риддика / The Chronicles of Riddick
Рабочие варианты названия
Черная дыра 2 / Pitch Black 2
Риддик / Riddick
Риддик: Черная дыра 2 / Riddick: Pitch Black 2
Хроники Риддика: Черная дыра 2 / Chronicles of Riddick: Pitch Black 2
Режиссер Дэвид Тьюи
В ролях Вин Дизель, Алекса Давалос, Колм Фиоре, Джуди Денч
Слоган «Всей мощи вселенной не изменить судьбу» (All the power in the universe can't change destiny)
Оригинальный сценарий Дэвид Тьюи
Композитор Грэм Рэвелл
Бюджет / Маркетинг $105 млн / $35 млн
Кассовые сборы 24,3 млн (премьерный уик-энд)
Фаза проекта завершен
Производственная компания Radar Pictures Inc., One Race Productions, Primal Foe Productions LLC
Дистрибутор Universal Pictures
Премьера 11 июня 2004 (США), 30 сентября 2004 (Россия)
Рейтинг PG-13
Давным-давно, в одной далекой галактике…
Космическая народная сказка
Эпизод I. Новая надежда
Звезда Вина Дизеля взошла в 1995 году на Каннском кинофестивале, куда тот привез свою дебютную короткометражку «Многоликий». Шквал оваций встретил эту полулюбительскую постановку, снятую в сжатые сроки за три тысячи долларов. Харизматичного актера/режиссера/сценариста/продюсера приметил Стивен Спилберг, а спустя три года позвал на одну из ролей в триумфальном эпике «Спасение рядового Райана». Дальше карьера новичка пошла по накатанным рельсам – студии приглашали мускулистого верзилу из фильма в фильм, пока не подошла пора сыграть первую главную роль в жизни – в малобюджетном фантастическом хорроре «Черная дыра».
Лента Дэвида Тьюи рассказывала леденящую кровь историю о потерпевшем крушение звездолете, пассажиры которого попали на неизвестную планету. Среди них оказался и Ричард Риддик – осужденный преступник, конвоировавшийся в отдаленную колонию. Однако именно ему предстояло возглавить крестовый поход уцелевших против мрачных тайн враждебного мира, навстречу спасению или смерти.
По правде говоря, картина планировалась к выходу прямо на видео, но положительные отзывы с тест-просмотра заставили студию изменить свое решение. В первоначальной своей версии «Черная дыра» заканчивалась эффектной сценой гибели Риддика, однако, трезво рассудив, что больше никто из персонажей на ось возможного сериала не тянет, герою Дизеля была сохранена жизнь. Выпущенная в прокат картина довольно скоро окупила себя, собрав 39,2 миллионов, и стала культовым хитом после выхода на видео.
Вопрос о сиквеле назрел сам собой. Первым, к кому обратились чиновники с Universal, был кинематографический отец Риддика Дэвид Тьюи, с энтузиазмом расписавший перед студией открывающиеся перспективы. В его видении, Риддик имел все шансы стать центром новой Вселенной, способной конкурировать с самими «Звездными войнами». Однако такой проект, даже по предварительным оценкам тянувший более чем на 50 миллионов, показался продюсерам излишне дорогим (бюджет «Черной дыры» составил всего 23 миллиона), и студия предпочла с ним не связываться.
Для написания сценария был приглашен Дэвид Хэйтер («Люди Икс»), предложивший совершенно иную концепцию картины. «Черная дыра 2» должна была стать приквелом ленты Тьюи, рассказывающим о событиях, приведших Риддика на борт звездолета. Ближе к финалу картины на экране появлялся герой Кола Хаузера, и все сюжетные концы замыкались. Проект было решено окрестить «Риддиком» и начать его съемки в мае 2001 года.
Но к тому моменту на экраны вышел «Форсаж», вознесший Дизеля на звездный Олимп, и цена актера сильно возросла. Автоматически увеличились и расходы на производство, и о малобюджетном сиквеле речи больше не шло. Студия провела переговоры с актером, итогом которых стал контракт на сумму в 12,5 миллионов за участие в картине. Согласно новой версии сценария с рабочим названием «Хроники Риддика», герой попадал на новую планету, также населенную ужасными тварями, появляющимися во тьме.
Фанаты зароптали – им хотелось видеть что-то более оригинальное, чем повтор первого фильма с качественно новыми эффектами. И Universal пригласили сценарного доктора, которым стал Акива Голдсман («Игры разума»), с ходу взявшийся переписывать сценарий целиком. Сделав акцент на модной теме экологии, Голдсман разродился замысловатым повествованием о мыслящей планете, суть которого по-прежнему сводилась к вольному пересказу событий «Черной дыры». Но такой расклад был неприемлем – если в оригинале еще не была известна расстановка сил и на каждом из персонажей стоял знак вопроса, то сиквел выводил Риддика в звезды картины, и предсказуемая героика была совсем не тем, что требовалось для качественного боевика.
Вздохнув, продюсеры смирились с мыслью, что возглавить проект суждено лишь Дэвиду Тьюи – ничего оригинальней его наработок никто предложить не смог. Однако к этому времени идеи Тьюи успели претерпеть изменения – в его представлении «Риддик» был уже самостоятельной трилогией, а «Черная дыра» – лишь введением в мифологию. Тьюи проводил параллели с «Властелином колец», предысторией которого стала повесть «Хоббит», и «Воином дорог» (американское прокатное название «Безумного Макса 2»), решенном в совершенно отличной от «Безумного Макса» стилистике.
Соблазн обзавестись кассовой франшизой был велик, особенно в свете успеха последней картины Дизеля «хХх», первого эпизода «Звездных войн» и «Братства кольца», но не менее велик был и риск. Итогом размышлений стало решение о съемках одного сиквела, а в случае успеха – и двух оставшихся. В поддержку проекта был выпущен промо-постер, и работа закипела.
Эпизод II. Призрачная угроза
Главное отличие новой ленты от приквела заключалось в концепции сценария. Если первый фильм был фантастическим ужастиком, то для крупнобюджетного блокбастера эта схема уже не срабатывала. К тому же сам Тьюи желал создать новую космическую мифологию, подпитываемую увлекательными приключениями, крепкими интригами и головокружительными трюками. Поэтому главенствующим термином в определении жанра «Риддика» было слово приключение – студия даже согласилась отказаться от упоминания «Черной дыры» в названии, дабы заведомо не настраивать поклонников фильма на определенные ожидания.
Подчеркивая параллели со «Звездными войнами», Тьюи начал присматриваться к Рэю Парку, исполнителю роли демонического Дарка Мола, как к возможному претенденту на должность главного злодея картины. Впрочем, до откровенного абсурда дело не дошло, и спустя какое-то время на эту роль был утвержден Колм Фиоре.
Pre-production шел полным ходом – возводились масштабные декорации, назначили дату премьеры, и начало основного съемочного процесса было уже не за горами, как вдруг в Интернете всплыл сценарий картины. Утечку быстро обнаружили и убрали, но те из киноманов, кто успел ознакомиться с рукописью, были от нее далеко не в восторге. Все рецензии сводились к одному –
сколько бы восторженных эпитетов ни давала Universal своему детищу, материал не начинал от этого выглядеть менее шаблонным и предсказуемым.
Похоже, что по душе фанатам «Черной дыры» пришлась лишь идея постепенно гуманизировать Риддика путем выстраивания отношений между ним и Кайрой, героиней первого фильма. Причем Тьюи решил уйти от стандартной лав-стори, преподнеся их взаимоотношения как «мужчина, защищающий хрупкую девушку».
Это был тревожный знак. Если уж даже фанаты актера отнеслись к сценарию прохладно, то чего было ждать от рядового зрителя, никогда не слышавшего о фильме 2000 года! Студия Universal попыталась сделать хорошую мину при плохой игре, заявив, что история, попавшая в Интернет, потому и слаба, что является лишь одним из ранних вариантов сценария, что давно покоится на дне мусорной корзины. Но поскольку других достоверных сведений о ленте у киноманов не было, а официальный синопсис «Хроник» совпадал с рукописью, то было логично предположить, что именно эта версия и подлежит скорейшей экранизации.
…Последние пять лет Риддик провел на задворках галактики, скрываясь от охотников за головами на богом забытых планетах. Одним из таких миров оказывается колыбель прогрессивного общества Гелион, задыхающаяся под деспотизмом Лорда Маршала и его армии некромангеров. Заключенный в климатическую тюрьму, разница температур в которой колеблется в диапазоне 700 градусов, Риддик сталкивается с Кайрой – единственной выжившей после событий «Черной дыры». Когда-то она выдавала себя за мальчика, но теперь расцвела, превратившись в прекрасную девушку.
Попытка сбежать из тюрьмы не без помощи сенатора Аэреон приводит Риддика и Кайру на флагманский корабль некромангеров, где героям предстоит отчаянная схватка с Маршалом. На чашу весов поставлено существование всей Вселенной…
Съемки были намечены на середину марта 2003 года, но в павильоне неожиданно вспыхнул пожар. Огонь уничтожил большую часть декораций, сдвинув график работ над фильмом и нанеся ущерб на сумму в три миллиона долларов. Неожиданно возникшую паузу Тьюи заполнил интенсивным кастингом, влив в творческий коллектив «Хроник» Алексу Давалос («Панчо Вилья»), Карла Урбана («Превосходство Борна») и Тэнди Ньютон («Миссия: невыполнима 2»). Они составили компанию уже подписавшим контракты Колму Фиоре («Час расплаты») и Джуди Денч («Умри, но не сейчас»).
Начавшиеся-таки 2 июля съемки прошли без эксцессов и скандалов, оставив ленту «темной лошадкой». Периодически специализирующиеся на новостях кинобизнеса издания публиковали материалы об увеличивающемся финансовом аппетите Дизеля, но подобные новости были применительно к актеру в порядке вещей – о жадности звезды не писал только ленивый. К октябрю, когда павильоны, отведенные под «Хроники Риддика», окончательно опустели, все, чем располагали киноманы, были небольшой репортаж Entertainment Tonight и официальный слайд, изображавший Дизеля и Тэнди Ньютон.
Однако к тому моменту заинтересованность в картине перешла в другое измерение. Затянувшийся подготовительный процесс ленты на долгих два года вывел Вина Дизеля за пределы экранов. И если «хХх», вышедшие в августе 2002, стали оглушительным успехом, то выпущенный в апреле 2003 фильм «Одиночка» стал первым провалом актера. Картина недвусмысленно продемонстрировала продюсерам, что публике приелся матовый отблеск дизелевской лысины и она больше не является залогом стопроцентного успеха.
Тьюи в спешном порядке пришлось перемонтировать трейлер, перенося акценты с главного героя на космический антураж и атмосферу ленты в целом, а дизайнеры плакатов заменяли изображения Дизеля непроглядными глубинами безвоздушного пространства. Но никакие ухищрения не спасли новоиспеченный эпик от сокрушительного фиаско. Первый уик-энд положил в копилку Universal жалких 24,2 миллиона, причем с каждым последующим днем интерес зрителя к картине уменьшался. Еще через неделю «Хроники» были уже на шестом месте в таблице кассовых сборов, затем – на двенадцатом, и падение продолжалось.
Эпизод III. Империя наносит ответный удар
Как и всякую франшизу с большим потенциалом, приключения Риддика сопровождал выпуск массы сопутствующих товаров – Universal палила изо всех орудий, пытаясь создать популярный кинематографический брэнд. Усилия, направленные на «Ван Хелсинга» (Van Helsing), пошли прахом: ни анимационный приквел, ни тематический аттракцион в парке развлечений студии, ни переиздание классики не способствовали успеху творения Стивена Соммерса. «Хроники», увы, ждала та же судьба, но бесславную премьеру сопровождала бомбардировка зрителя продукцией, объединенной новой Вселенной.
Переиздание «Черной дыры» с «хроникальным» подзаголовком (The Chronicles of Riddick: Pitch Black) позиционировалось введением в мир Риддика. Следующая в хронологическом порядке мультипликационная «Темная ярость» (The Chronicles of Riddick: Dark Fury) освещала временной отрезок между картинами. Главного героя озвучивал сам Вин Дизель, а сюжетная основа принадлежала перу Дэвида Тьюи. Известный писатель Алан Дин Фостер, специализирующийся на новелизациях сценариев, выпустил роман «Хроники Риддика» и обещал поработать над самостоятельным спин-оффом. Впрочем, речь об ответвлении шла задолго до выхода картины на экраны, и результаты премьеры запросто могли остудить пыл писателя.
Ну и, наконец, непосредственно Дизель еще во время работы над картиной основал собственную фирму по созданию компьютерных игр, первым релизом которой стало что? Верно, «Хроники Риддика», вернее, их игровое продолжение, названное «Побегом из бухты Мясника» (Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay).
Конечно, уже очевидно, что даже мировой прокат не окупит затраты Universal на картину, с трудом вернувшей около половины бюджета. Но с другой стороны, при такой мощной маркетинговой политике совсем не исключено, что «Риддик» может повторить судьбу «Черной дыры» и «выстрелить» на видео, подарив нам массу неизведанных миров и надежду на возвращение антигероя, так не похожего на традиционных голливудских мачо…
// Настоящее кино