Ретро-кино, спилберговский рассеянный свет и воздушные бои с фантастическими летательными аппаратами, подобные нападению на Перл-Харбор, – масштабная затея, в которой, кроме исполнителей главных ролей, все создано на компьютере. Мир будущего, в котором почти не нашлось места ничему настоящему. Первоначально было даже сложно найти дистрибуционную компанию, ибо в успех ленты, кроме ее создателей, кажется, не верил никто.Небесный капитан и Мир Будущего / Sky Captain and the World of Tomorrow
Рабочие варианты названия
Мир Будущего / The World of Tomorrow
Режиссер Кэрри Конран
В ролях Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу, Джованни Рибизи, Майкл Гэмбон, Лоуренс Оливье, Анжелина Жоли
Актеры, выбывшие из проекта
Кейси Аффлек
Слоган Битва за завтра уже начинается… / The Battle for Tomorrow is About to Begin...
Оригинальный сценарий Кэрри Конран
Композиторы Харальд Клозер, Томас Шобель, Томас Вонкер
Бюджет / Маркетинг $70 млн / $35 млн
Кассовые сборы $15,58 млн (премьерный уик-энд)
Фаза проекта завершен
Производственная компания Natural Nylon Entertainment
Дистрибьютор Universal
Премьера 17 сентября 2004 (США), 14 октября 2004 (Россия)
Рейтинг PG
Что уж скрывать, создатели «Небесного капитана» были не первыми, кто захотел полностью отрешиться от реальности. Нереальные миры, в которых обитают несколько живых людей, – это пока еще новое слово в кинематографе, но, похоже, только по причине некоторого недоверия зрителя к подобным экспериментам. Судите сами. В течение последних двух лет появился ряд проектов, в которых актеры действуют исключительно в виртуальных декорациях.
«Бессмертные. Война миров» – эксперимент французского происхождения, созданный стараниями художника оригинального комикса Энка Билала. Лента вышла весьма успешной, но несколько оторванной от фантастики, которую зритель привык видеть сегодня. Она стала своего рода обращением из дня сегодняшнего к прошлому через будущее. Образы, навеянные фильмами Тарковского и Кубрика, помещенные в футуристические интерьеры и клиповую эстетику. Ценители фантастики кино приняли, чего нельзя сказать о простом зрителе, почему-то намеревавшемся найти в ленте «Бессмертные» отголоски «Матрицы».
«Последняя фантазия» и вовсе обошлась без людей. Их художники использовали для построения трехмерных моделей, но в кадр не пустили. Картина стоимостью в 80 миллионов долларов не вызвала в кругах поклонников популярной игры восторгов, равно как оставила равнодушными зрителей, к играм отношения не имеющих.
Японский футуристический фантастический боевик «Casshern» – дебют клипмейкера Казуаки Кирюя в большом кино, как и готовящийся к выходу «Город грехов» (Sin City) Роберта Родригеза и Френка Миллера – фильмы, в которых декорации перестали играть роль, уступив место разгулявшейся фантазии художника. А потому в большей степени каждая из подобных работ до сих пор рассматривалась как событие, робкий шаг к неизведанному – миру, в котором нет ничего настоящего.
Прелесть подобной технологии очевидна – актеров и предметы можно снимать с нескольких камер одновременно, а во время монтажа при необходимости заменять актера трехмерной моделью – вдруг мимика неподходящая или невзначай актер посмотрел не туда. Впрочем, выгода не так очевидна, как кажется на первый взгляд: довольно много времени уходит на post-production. Где-то теряешь – где-то находишь. Но сейчас речь не о том.
Для создателя «Небесного капитана» Кэрри Конрана Нью-Йорк – это город-миф, город-легенда. Ведь сам он родился в Мичигане и в Большом Яблоке никогда не был. Все, что он воплотил в своей картине, основано на старых фотографиях и открытках. Даже во время подготовки картины он ни разу не приезжал туда. Видимо, чтобы не растерять очарование. А летающих роботов Конран создавал под впечатлением мультипликационной ленты Макса и Дэйва Флейшеров «Механические монстры» – одной из семнадцати короткометражных анимационных лент о Супермене, созданных ими в 40-е годы прошлого века. События разворачиваются на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке в 1939–1940 годах, которая носила название «Мир Будущего» (The World of Tomorrow), что, собственно, и было первоначальным названием картины. Лишь когда эта лента едва не столкнулась в прокате (а ее премьера была намечена на конец мая 2004 года) с катастрофой Рональда Эммириха «Послезавтра» (The Day After Tomorrow), к названию приписали Небесного капитана.
Впрочем, удивить зрителя обращением к ретро очень сложно. Более того, не всегда эта затея бывает удачной. Для примера стоит привести удачные постановки «Супермена» и громогласно заявившего о себе «Индиану Джонса» и преданного забвению «Ракетчика» Джо Джонстона.
Дебютанты в кино братья Контран решили пройти по чужим граблям с надежным щитом на голове. Просто смешали историю про Ракетчика и «Последний Крестовый поход». Летчик по прозвищу Небесный Капитан помогает журналистке в расследовании похищения ведущих мировых ученых, которое происходит на фоне Всемирной ярмарки. Как видно, вовремя помогает, потому как человек, решивший захватить мир, устраивает на Нью-Йорк несколько налетов гигантских летающих роботов. Для спасения мира команда отправляется в Непал в цитадель Доктора Тотенкопфа – имя в переводе с немецкого означает «мертвая голова». Говорящее имя, если учитывать, что эту роль в картине отвели архивным записям сэра Лоуренса Оливье, покинувшего этот мир в 1989 году.
Что мы имеем на выходе? В активе – новая технология и новые режиссеры (Керри Конран уже успел отобрать у Роберта Родригеза весьма амбициозный проект – экранизацию Эдгара Берроуза «Принцесса Марса»), а кроме тогодаже готовящийся еще до премьеры сиквел, 70 миллионов долларов в бюджете и стиль ретро. В пассиве – не самые преуспевающий, но чуткий продюсер Джон Авнет («Танго и Кэш» стал едва не единственным его заметным достижением), три звезды, из которых только одна могла бы считаться привлекательной для зрителя, готового идти только на нее. Речь об Анжелине Жоли. Могла бы, да «успех» обеих похождений Лары Крофт убеждает в обратном. И снова стиль ретро – палка о двух концах. Какой из них перевесит? Будущее покажет.
// Настоящее кино