Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

Александр | Саша Белый

Порой сказания становятся более запоминающимися, чем действительные дела, ибо кажутся недостижимыми. И поступки или задумки кажутся более глобальными именно оттого, что вести о них передаются из уст в уста и обрастают подробностями, которых, может, и не было никогда, но на то и молва, чтобы додумывать несбывшееся. С самого начала события вокруг фильма «Александр» развивались по весьма запутанному сценарию. В то время как Оливер Стоун вынашивал идею своей версии жизнеописания Александра Македонского, наиболее вероятным казалось осуществление старинной мечты Кристофера МакКарри. Имя этого человека обывателю скажет куда меньше, чем его оскароносная работа – сценарий к фильму «Подозрительные лица».

Александр / Alexander
Рабочие варианты названия
Безымянный фильм Оливера Стоуна. Биопик об Александре Великом / Untitled Oliver Stone Alexander the Great Biopic

Режиссер Оливер Стоун

В ролях Колин Фарелл, Анжелина Жоли, Джаред Лето, Вэл Килмер, Энтони Хопкинс, Розарио Доусон

Актеры, выбывшие из проекта
Том Круз
Хит Леджер
Шон Коннери

Слоган Смелость города берет / Fortune favors the bold

Адаптированный сценарий Оливер Стоун, Лаэта Калогридис
Композитор Вангелис

Бюджет / Маркетинг $150 млн (оценка) / не объявлен

Фаза проекта завершен
Производственные компании Intermedia Films, IMF Pictures, Pacifica Film, Warner Bros.
Дистрибьютор в США Warner Bros.
Мировая премьера 24 ноября 2004
Рейтинг R (за жестокость и некоторые сцены обнажения и секса)

Еще в 1998 году на волне своей неожиданной для многих популярности сценарист детективной ленты «Подозрительные лица» в многочисленных интервью на вопрос, каковы его творческие планы, не умеряя амбиций, скромно заявлял, что мечтой всей его жизни была и остается постановка фильма о жизни и великих деяниях Александра Македонского. Многим сама по себе идея казалась немыслимой – режиссер-дебютант, который не показал своего коммерческого потенциала, метит на громадные бюджеты в жанре, который до недавних пор был табуирован и лишь после выхода на экраны «Гладиатора» позволил деятелям кино вновь говорить о себе как о перспективном коммерческом мероприятии, вложения в которое при должном умении могут принести прибыль.

В конце декабря 2000 года в Интернете появилась рецензия на 177-страничный набросок сценария фильма «Александр Великий», на котором планировалось построить режиссерский дебют Крис МакКарри. Сценарий написал Питер Бахман – один из многочисленных авторов сценария «Парк Юрского периода 3». Но персона сценариста в данном случае не играла большой роли. Под такой сюжет Warner Bros. даже согласились выделить деньги и поначалу – взять на себя ответственность за режиссерский дебют сценариста «Подозрительных лиц», однако вдруг отказались рисковать, а потому первой работой постановщика для МакКарри стал «Путь оружия». С одной стороны, дебют оказался финансово неуспешным. Но художественные достоинства ленты позволили ее автору какое-то время продолжать числиться в качестве режиссера. Продюсированием предстояло заниматься Марку Кэнтону и немецкой медиа-компании Senator Entertainment. Был заявлен 85-миллионный бюджет, и производство запланировали на лето 2001 года, когда должна была окончиться забастовка сценаристов и актеров.

«Александр» был проектом мечты МакКарри. «Я хотел быть частью фильма, который похож на ленты, на которых я вырос, которые были для нас больше жизни, с великими историческими персонажами, – делился он своими соображениями. – Что меня более всего впечатляет в истории Александра Великого, так это тот факт, что человек, который с помощью друга детства завоевал девять десятых известного на тот момент мира и сделал это прежде, чем ему исполнилось 25 лет».

Продюсер Марк Кэнтон, вынесший на своих плечах «Красную планету» и «Убрать Картера», заявил Variety, что давно был заинтересован в реализации подобного проекта и что фильм «Александр» будет довольно резкой лентой о великом полководце и его завоеваниях. Читавшие сценарий отмечали его очевидный уход от тенденций, которые наметились в Голливуде. Это была не сладкая сказка, не костюмированная историческая драма, а полный приключений и кровавых битв фильм, о которых рядовой зритель успел уже подзабыть. Впрочем, к тому времени трезво взглянувший на действительность сам МакКарри с сомнением отнесся к перспективе постановки: «Мы подошли слишком близко к его созданию, но есть одна загвоздка – никто не даст мне денег и не позволит работать с теми актерами, которых я хотел бы пригласить, пока я не докажу своего коммерческого успеха».

И верно. Ведь «Путь оружия» провалился в прокате. Те, кто принял фильм, полюбили его, однако непринявшие ненавидели его лютой ненавистью. Но не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы уяснить, что ста миллионов человеку, который завалил финансово первое же дело, никто выделять не будет. Впрочем, не в одном бюджете была загвоздка. Warner Bros., может быть, и готовы были рискнуть, но предложенный перспективным режиссером список актеров на роли в картине боссов совсем не устраивал. По их мнению, вытянуть на себе трехчасовой эпик должен был бы какой-нибудь засвеченный молодой актер, а никак не англичанин, парень, о котором в США еще не очень многие слышали, человек по имени… Джуд Лоу. Согласно публикации Майкла Флеминга в Variety, датированной июнем 1998 года, тогдашний шеф «Уорнеров» Терри Семел прочил на эту роль техасца Мэттью МакКонахи. МакКарри категорически отверг претендента, и проект был положен по полку. Кто же мог тогда подумать, что Лоу и за «Талантливого мистера Рипли» на номинацию на «Оскар» потянет, и Спилбергу в «Искусственном разуме» приглянется.

Однако еще до того как МакКарри и Бахман предложили студии свою постановку, более ангажированные сценаристы-режиссеры Джон Милиус и Оливер Стоун (некогда даже работавшие вместе над сценарием «Конана-Варвара») намеревались предложить студиям свое видение истории о Великом завоевателе. Поговаривали даже, что Милиус в своей интерпретации прочил на главную роль бельгийца Жан-Клода Ван Дамма. Но ближе к постановке подошел Стоун – он замахнулся, что мелочиться, сразу на Тома Круза. А за сценарием, в основу которого он запланировал положить биографические исследования профессора Оксфордского университета Робина Лейна Фокса, он пришел к Гору Видалу. Но тот, как видно, решив, что его попросят написать историю про заговор и покушение на убийство Александра, детективную историю в стиле «JFK. Выстрелы в Далласе», отверг предложение: «Я никогда не стану работать с вами! – ответствовал автор «Калигулы». – Вы изуродовали Кеннеди, изуродовали Никсона, вам не хватает одного, но очень необходимого режиссеру качества – таланта!» Вот так, не больше и не меньше.

Кроме того, Стоуну отказали в поддержке и в Греции. Там сильно опасались и, как видно, не зря искажения образа национального героя. Стоун не скрывал, что намерен заявить о бисексуальности персонажа, более того – явно показать это в картине. В ноябре 1998 года Стоун заявил в интервью «London Sunday Times», что сценарий готов. Не прошло и недели, как ленте новостей «The Athens News Agency» появилось сообщение, что правительство Греции после ознакомления с содержанием будущего биопика не намерено сотрудничать с Оливером Стоуном, поскольку «представление Стоуна о жизни Александра Великого кардинально расходится с исторической версией, включая то, как Александр встретил свой конец».

Первыми ласточками возрождения исторического блокбастера как такового уже стали кассовые сборы «Гладиатора». Джерри Брукхаймер заявил о начале работ над «Королем Артуром», а Ридли Скотт вознамерился заняться пиратскими историями про «Капитана Кидда» и даже пригласил Рассела Кроу. Майкл Манн готовился взяться за спартанского царя Леонида в экранизации «Врат огня», брезжила надежда на новое пришествие на экран Юлия Цезаря.

В июне 2001 года зашел разговор о том, что под чутким продюсерским оком Дино Ди Лаурентиса затевается еще одна постановка истории об Александре Великом. На этот раз в основу картины была положена трехтомная монография Валерио Манфреди. Труд толщиной в дюжину сотен страниц предстояло адаптировать Тэду Толли. В трехчасовую ленту ему следовало вместить семьдесят захваченных и основанных городов, свыше двадцати четырех тысяч километров походов, бесчисленное количество боев, а реализовать это великолепие пригласили Ридли Скотта. Осторожный режиссер не стал ставить сигнатуру под контактом, пообещав рассмотреть получившийся сценарий, после чего оставить за собой право подписать договор, доработать сценарий или отказаться от него вовсе.

Пройдет больше года, когда этот проект в очередной раз всплывет в новостных лентах. Очевидно, что до тех пор до него будет мало дела всем – события 11 сентября, рост террористической угрозы, общая нестабильность в мире – все это основательно отшлифовало будущее постановки. Когда в середине августа 2002 года о фильме заговорили вновь, имя постановщика снова сменилось. Случилось это аккурат, когда к финансировавшей проект Universal Studios присоединилась 20th Century Fox. Новые компаньоны порекомендовали во главу прожекта своего штатного хитмейкера База Лурманна.

Тем временем начала проясняться ситуация и вокруг постановки по сценарию Бахмана. МакКарри не имел более отношения к проекту как постановщик, а назывался в качестве соавтора сценария. В октябре 2001 года от имени полководца в названии отделилось прозвище «Великий» и впервые в привязке к «Александру» зазвучали имена Мартина Скорсеси и Леонардо ДиКаприо. Стоит напомнить, что «Банды Нью-Йорка» к этому моменту уже были основательно перемонтированы, да и сам Скорсеси незадолго до этого решил заняться другим эпохальным проектом «Авиатор» – жизнеописанием миллиардера Ховарда Хьюза. На главную роль в постановке, как водится, снова метил Лео. Каков был сюрприз, когда пришедший в параллельно развивавшийся проект Лурманн тоже запросил себе в актеры звезду «Титаника». А ведь работы и Лурманна, и Скорсеси, хотя и продюсировались Дино Ди Лаурентисом, до тех пор не имели друг к другу никакого отношения.

Пока в стане Ди Лаурентиса планировались съемки, Стоун обскакал всех. «Безымянный фильм Оливера Стоуна. Биопик об Александре Великом», как он числился в записях киноманских сообществ, в феврале 2002 года напомнил о себе сообщением, что на главную роль режиссер прочит Хита Леджера, отметившегося незадолго до того в «Легенде о рыцаре» Брайана Хельгеленда. Еще через год агентство Variety сообщило о том, что проект состоится, а финансирование для него найдено в старушке Европе. Если быть до конца точным, Стоун поведал, что это будут исключительно вложения европейских фирм, но конкретные имена и суммы не назывались. Читая между строк, можно сделать вывод: обязанностей перед голливудскими дистрибьюторами у режиссера нет, а значит, и многочисленными рейтингами, требованиями, предъявляемыми американскими прокатчиками, он руководствоваться не намерен и будет снимать кино так, как считает нужным. То есть с традиционным для своих картин рейтингом «R». Смелое и неожиданно правильное решение в свете того, что делает с последними масштабными постановками безжалостная рука Голливудского Продюсера. Тогда же в исполнители роли Македонского был зачислен Колин Фарелл. Теперь уже окончательно. Проект, о котором более десяти лет говорили в кругах, приближенных к кинематографу, наконец сдвинулся с мертвой точки.

Одно за другим поступали сообщения о наборе актеров. Энтони Хопкинс, Анжелина Жоли, Розарио Доусон и Джаред Лето – новые имена актеров в списке появлялись в новостях едва не каждый день. В сентябре на смену планировавшемуся на роль короля Филиппа Шону Коннери в постановку пришел Вэл Килмер. В тот момент он готовился к работе над лентой «Соучастник» у Майкла Манна, но, как видно, там не все сложилось удачно.

Тем временем у запущенного в производство одновременно с постановкой Стоуна фильма База Лурманна все складывалось менее удачно. Сперва студия 20th Century Fox вышла из финансирования проекта, уступив место DreamWorks. Официально представители FOX не стали объяснять, почему они ушли, но некоторые аналитики считают, что студия просто побоялась тратиться на фильм, бюджет которого наверняка сильно превысит отметку в сто миллионов долларов. Ведь за ними уже и так числились несколько очень дорогих проектов, включая такие, как «Хозяин морей. На краю Земли» и (до сих пор не реализованный) «Триполи» Ридли Скотта. Кроме того, за неделю до официального выхода из проекта было объявлено о начале работы на студии над крупнобюджетным научно-фантастическим фильмом «Я, робот». Злые языки говорили, что уход FOX может плохо сказаться на авторитете Ди Лаурентиса и ДиКаприо, другие же утверждали, что присутствие надзирающего над проектом Спилберга пойдет ему на пользу. Одно было ясно – стартовать необходимо как можно скорее. Стоун уже на всех парах приближался к съемочному процессу, а в стане Лурманна еще Буцефал не валялся. И всему виной был Леонардо ДиКаприо, который долго решал, за какую роль ему приняться в первую очередь: «Авиатор» Ховард Хьюз или Александр.

Сильные мира сего благоволили начинаниям Лурманна, видимо, восхитившись его трактовкой образа Македонского как «первой в мире рок-звезды». «Он был фантастическим безумцем по природе», – сказал он в интервью Variety. «Западная культура в том виде, в котором она существует сейчас, была бы невозможна без Александра Македонского. Он первый зафиксированный в истории персонаж, способствовавший появлению такой вещи, как прижизненный культ личности. Македонский был почти божеством», – воодушевленно комментировал свое видение образа полководца Баз Лурманн. Образцом для своего фильма он считал работу Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский», снятую в 1962 году.

Король Марокко Мухаммед VI, услышав такие речи, даже повелел своей армии выступить в качестве массовки. Но запланированные в этой стране съемки были отложены из-за теракта в Касабланке, у Лурманна начались проблемы с его бродвейской постановкой... Спустя несколько месяцев затишья поползли слухи, что якобы Баз Лурманн вовсе решил отказаться от идеи заниматься этим проектом. В редких интервью он слабо отрицал это, да и Оливер Стоун, уверенно заканчивавший свое творение, рассказывал, что существует договоренность с Лурманном. Согласно ей они поделили историю Александра Македонского, и фильмы, которые выйдут на экраны с разницей в год, будут повествовать о совершенно разных событиях в жизни великого полководца.

Ясно одно – в постановке по сценарию Теда Толли места бисексуальности правителя всего известного мира не будет, чего нельзя сказать о ленте Стоуна. Во всех интервью режиссер, равно как и перекрашенный по случаю в блондина Колин Фарелл, словно цитирует заученный наизусть комментарий доцента Государственного университета Пенсильвании Жанни Римесс-Зиммерман – одной из ведущих современных специалистов в этой тематике. В своих трудах об Александре Македонском она писала, что в дохристианскую эпоху современное деление на геев и бисексуалов было не совсем уместно. «Александр не был геем не потому, что у него не было половых контактов с мальчиками или мужчинами, а потому, что наши понятия о гомосексуальности отличаются от античных. Древние подходили к выбору партнера по постели не в смысле психологического предпочтения. В этом отношении они были более пресыщены, чем мы сегодня». Эти слова Стоун сделал главным аргументом в общении как с прессой, так и с представителями прокатных компаний. Однако современных зрителей скорее можно отнести к гомофобам, да и голливудские боссы не особенно восхитились перспективой демонстрировать в своих залах акты мужеложства. Как видно, исходя из этих соображений некоторые наиболее откровенные в сексуальном плане сцены режиссер припрятал для выпуска на DVD. Дабы не будить лихо. Хотя что может быть лучше для фильма, чем громкий скандал? А Стоуна нельзя отнести к тем режиссерам, которые не знают об этом.

Что до постановки Скорсеси по сценарию МакКарри и Бахмана, то, очевидно, время ее еще не пришло. Памятуя о том, что последний раз масштабный фильм об Александре Великом снимался в 1956 году, ждать ей своего часа предстоит очень долго. Но Скорсеси не теряет надежды.

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.