Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с режиссером, сценаристом, а также с исполнителем одной из ролей, в новом фильме о похождениях Астерикса и Обеликса
Ален Шаба: Я реализовал свою детскую мечту
- Как родился этот проект?
- Продюсер Клод Берри знал о моем страстном увлечении Астериксом и просто попросил меня написать сценарий и поставить новую серию приключений Астерикса и Обеликса. Я поставил фильм и реализовал свою детскую мечту.
- Почему вы выбрали “Астерикса и Клеопатру”?
- Клод считал, что это одна из самых кинематографичных книг в серии. Лично я обожаю все. Кроме того, этот сюжет позволил мне предложить Жамелю идеально подходящую для него роль.
- Астерикс слегка изменился. Особенно в своих отноешниях с женщинами.
- Не думаю, что он на самом деле изменился. Для меня он остался Астериксом из комикса. Просто он внезапно влюбляется в египетскую служанку Гиммеакис (от англ. Gimme a kiss - поцелуй меня) (актриса Ноэми Ленуар). И она разделяет его чувство. Госинни говорил: “Мы редко изображаем в “Астериксе” женщин, но если изображаем, то это Клеопатра”. Я добавил еще несколько женщин - натуральных блондинок.
- Как и книги комиксов, фильм можно интерпретировать на разных уровнях.
- В 8, 16, 30 или 60 лет вы каждый раз читаете книги об Астериксе по-разному. Я пытался добиться того, чтобы зрители независимо от возраста получали от фильма удовольствие.
- Как вы воплощаете в жизнь историю, которая известна всем?
- Я обладал полной творческой свободой, но сохранил в неприкосновенности сюжет комикса, хотя и изменял и добавлял персонажей. Например, Эдифис из архитектора, строящего исключительно кособокие здания, превратился в эксцентрика с ярко индивидуальными представлениями о зодчестве. Мне пришлось научиться, с уважением относясь к диалогам Госинни и рисункам Удерзо, добавлять в них свою собственную щепотку соли. По сути вернуться к духу комикса как вида искусства.
- Как вам работалось с Жераром Депардьё и Кристианом Клавье?
- Кристиан - потрясающий актер. Он с одинаковой легкостью играет полные действия эпизоды и микроскопические нюансы. Он очень требовательный и педантичный человек. В списке ВГА (Всегда Готовые Актеры) он стоит номером первым. Мне нравится его сдержанный юмор и способность окунуться с головой в сцену, как ребенок. Работать с ним было весело, а наблюдать за ним - сплошное удовольствие.
Жерар Депардьё действительно по своему масштабу больше натуральной величины. Он - Обеликс, он не утратил той частицы детского изумления, которым проникнуты все эмоции его героя. Во время работы он потрясает своей энергией и точностью. Он невероятный человек. С ним всегда что-то происходит.
- А несравненная Моника Беллуччи?
- Вулканический темперамент, потрясающая фигура, королевская осанка и кроме того нос... О лучшей Клеопатре я не мог и мечтать. Плюс к тому она остроумная, очень добрая женщина и великолепный профессионал.
- Вы не только написали сценарий и были режиссером своего второго фильма, но и исполнили в нем роль императора Цезаря. Вы любите власть?
- На съемочной площадке стояли огромные статуи, сооруженные в мою честь. Люди должны были падать ниц перед ними. Девственницы-весталки обмахивали меня веерами, люди говорили со мной на латыни. Я считаю страх важным средством контроля над съемочной группой.
- Дьёдонне, Эдуар Баэр, Жамель, Шанталь Лоби - труппа “Робин Гуды”. Это “семейный” фильм?
- Плюс “приглашенные звезды”, которые были так добры, что приняли участие в съемках. Не хватает только Доминика Фарруджи, его нет фильме, т.к. он был занят в других проектах. Но тем не менее его можно было видеть в первых рекламных роликах к фильму переодетым в Клеопатру. Я старался сделать так, чтобы актеры чувствовали себя комфортно и с удовольствием работали на этом огромном проекте. Не хочу сказать, что фильмы, на съемках которых была хорошая атмосфера, непременно становятся хорошими фильмами, но лично я предпочитаю такие фильмы.
- Вы с самого начала решили исполнить одну из ролей в фильме?
- Никто кроме меня, за исключением, быть может, Ричарда Бертона, не смог бы сыграть Цезаря. И поскольку его агент мне не перезвонил, у меня не оставалось выбора!
- Что вы скажете о Гетафиксе?
- По-моему Гетафикс - это воплощение мудрости и мастерства, сочетание стройной фигуры и сверкающих глаз, иначе говоря, Клод Риш собственной персоной.
- А Жерар Дармон - идеальный злодей?
- Я обожаю Жерара. Он актер до мозга костей. Он сам делает большую часть своих трюков и сам сражается. Он погрузился в роль на 1000 процентов. Он с наслаждением играл злодея. Вся съемочная группа с удовольствием наблюдала за ним.
- А Дьёдонне?
- О таком Тивидиннии как Дьёдонне я не смел и мечтать. Он - генерал армии Цезаря. Власть в чистом виде. Армия Цезаря выставляется в таком глупом свете, что надо было не придавать ей еще более жалкий вид, а напротив - придать ей имперскую мощь.
- Вы требуете от актеров, чтобы они точно произносили текст, или позволяете им импровизировать?
- И то, и другое. Комедия - это точный, выверенный механизм. Но если после того, как сцена была снята, актеры предлагали другие варианты, я всегда соглашался попробовать. Клавье, Депардьё, Жамель, Эдуар Баэр, Дармон, Дьёдонне - превосходные импровизаторы. Мне нравится, когда всё выходит из-под контроля, нравятся неудержимый смех, сюрпризы.
- Кроме того вы пригласили Шанталь Лоби, Изабель Нанти...
- В комиксе шпион Цезаря - египтянин. Я превратил его в римлянку, которую играет Шанталь. Она создает совершенно сюрреалистический образ, нечто, на что способна только Шанталь Лоби. Мне также очень хотелось поработать с Изабель Нанти, она превосходная актриса...
- Какой принцип вы положили в основу декораций?
- В комиксах об Астериксе исторические детали предельно достоверны. Так что о введении анахронизмов вопрос не стоял. Мы использовали огромную документацию и привлекли к работе египтологов. Наша с Атом Хоаном, художником-поставщиком, идея состояла в том, чтобы всё выглядело правдоподобно, но не обязательно реалистично, и мы позволили себе несколько полетов фантазии. Но в том, что касается исторической правды, самые маститые египтологи смогут даже прочитать анекдоты, написанные иероглифами. Смеяться будут только они, но мне нравится сама эта идея.
- А костюмы?
- В костюмах галлов, римлян и пиратов мы следовали комиксу буквально. Для египтян художники по костюмам Филипп Гийотель и Танино Либераторе создали несколько египетских модных коллекций.
- Каким был ваш подход к спецэффектам?
- Мы часто использовали разные техники в одной сцене. Специалисты по механическим спецэффектам и команда из Дюбуа, занимавшаяся компьютерными спецэффектами, работали в тесном сотрудничестве. Спецэффекты должны работать на комедию и ситуацию, не отсасывая из нее энергию.
- У вас остались неприятные воспоминания о съемках?
- Нет. Только воспоминания об усталости. Встаешь в три. В шесть вечера измочаленный ветром, солнцем и совершенно вымотанный заканчиваешь съемки, но не возвращаешься в гостиницу: проверяешь, всё ли готово к завтрашнему дню, или уточняешь какие-то детали. Рабочий день продолжался 20 часов. Но в то же время, мы здорово повеселились!
- У многих персонажей “говорящие” имена. Но есть одно египетское имя, которое вы забыли использовать...
- Жан-Пьер Бакри указал мне, что я забыл одно имя. Он сказал: “Ты называешь себя фанатом группы “Аэросмит” и в фильме нет ни одного египтянина по имени Аэросмис?” Я пришел в ужас. Как глупо: я думал об Уилсмисе, Брюсуиллисе... Но я совершенно забыл об Аэросмисе!..
НЕКОТОРЫЕ ЦИФРЫ
144583 метров кинопленки
600 человек в марокканской съемочной группе
600 человек во французской съемочной группе
20 человек в мальтийской съемочной группе
28 недель подготовительных работ
126 дней съемок (как и планировалось)
9 костюмов для Клеопатры
5000 жемчужин на одном из платьев Клеопатры
1 нос
8 месяцев послесъемочного периода
2 дня съемок с 2000 статистов
65 костюмеров для 2000 статистов
50 костюмов для главных героев
2500 костюмов для статистов
600 метров ткани на костюмы для главных героев
и 11000 метров ткани на костюмы для статистов
7500 звуковых эффектов в фильме
120 музыкантов
20 дней постсинхронизации
2 х 20 дней монтажа звука
265 кадров со спецэффектами