Его смело можно назвать человеком, который похоронил киностудию, на его счету три награды за худшие фильмы, – будь кто иной на месте Ренни Харлина, к нему бы не приходили на поклон боссы кинокомпаний с просьбой исправить созданное другими руками. Он пришел в кино, которого, по большому счету, на его родине не было. Он бросил институт и все ради того, чтобы уехать в Голливуд. И что бы там ни говорили, по прошествии лет кажется – уже все его фильмы стали классикой.Почему-то, начиная рассказ про Ренни Харлина, хочется говорить не про его неудачи, а про непонимание, сопутствующее ему на творческом пути. Однажды он ушел из проекта «Чужой3» и по сей день считает это самым главным событием в своей жизни, а совсем недавно Рей Брэдбери с позором отстранил его от работы над экранизацией рассказа «И грянул гром». И за что? За то, что в конечном счете было все-таки сделано, но уже другим режиссером, ибо оказалось, что предвидение Харлина было единственно верным решением.
Он начал снимать в двенадцать лет. Конечно, это было не совсем то, что принято называть кино, но уже в этом возрасте он работал с камерой и делал фильмы на Super8. Он жадно глотал все, что в то время показывали в финских кинотеатрах. В девятнадцать лет он поступил в Хельсинскую киношколу, но фонды, которые были в этом учебном заведении, были мизерными – фантазии юного режиссера не укладывались в бюджеты и доступное оборудование. А если место, где бедность становится плацдармом для фантазии и изобретательности, и превращалось для Харлина в любимое, там требовался хотя бы минимальный шанс изыскать возможности для продолжения работы. Киношкола же таких перспектив не имела.
Учеба проходила совсем не так, как думал Харлин. На дворе стоял 1979 год, про цифровые камеры тогда и не мечтали, для производства фильмов требовалась пленка. А ее в фондах не было. Потому вместо постоянных съемок семь студентов сидели, курили и говорили про кино. Будущий режиссер к тому времени уже несколько лет выписывал Variety, отсмотрел уйму фильмов и прочитал массу литературы о кино – колледж не давал ему никаких знаний. Люди, которые там преподавали и учились, не делали, по сути, ничего. Да и состояние кинематографа у него на родине оставляло желать много лучшего. Государственный фонд кинематографии Финляндии – структура, призванная поддерживать кино, – не выделила денег ни на один фильм Харлина, хотя он туда прислал несколько заявок и сценариев. Проблема заключалась в том, что его фильмы были слишком коммерческими для национального кино.
Не дожидаясь окончания учебы, он начал работать на телевидении – делать рекламу. «Это было здорово – держать камеру, видеть свет, декорации, делать что-нибудь… это было страшно и фантастически одновременно. Мне нравился этот запах. Мне нравилось это чувствовать. Мне нравилось монтировать простые ролики про маргарин и прохладительные напитки, да чего угодно. Но я пытался делать рекламу другой», – признавался позже Харлин. Он учился и снимал одновременно, но через два года с киношколой расстался. По собственному желанию. Решение было сложным. В стране, где каждый родитель считает, что первая вещь, которую необходимо сделать ребенку, – это получить ученую степень, было не так-то просто сказать домашним: «Все хорошо, но у меня не будет диплома колледжа, я просто собираюсь начать делать кино».
Его первой профессиональной работой стало создание образовательного фильма про продукцию нефтепереработки для компании Shell Motor Oil. Он вложил в это дело всю душу. Написал сценарий, провел массу всевозможных исследований и, по его словам, стал настоящим экспертом в Shell Motor Oil, прежде чем сделал 25-минутный фильм. Картина действительно получилась хорошей, и Харлин получил сразу несколько заказов на производство рекламных роликов. «Чему я научился в первую очередь, так это рассказать историю за 15, 30 или 60 секунд так, чтобы цель, которую я наметил, за это время была достигнута».
Тогда же он решил во что бы то ни стало уехать из этой страны и доехать до Голливуда. Он никогда не был в Америке и не подозревал, что ему предстоит там пережить. Заразить идеей производства кино по-голливудски в родных пенатах Харлин смог своего товарища Маркуса Селина, владевшего видеодистрибуционной компанией. На его деньги и на то, что Харлин зарабатывал, снимая рекламу, они решили делать настоящее кино. Проект, который они затеяли, был более чем амбициозен. Дабы привлечь финансирование, они пригласили звезду фильмов жанра экшн Чака Норриса (не стоит забывать, что на дворе стоял 1985 год и Норрис действительно был звездой). И с удивлением узнали, что он согласен, только требует перечислить некоторый аванс за участие в проекте. В Америку ушли их последние несколько сотен тысяч долларов, но с таким именем в каст-листе вполне можно было по тем временем найти инвестора. Так казалось двадцатилетним амбициозным прожектерам, пока они не натолкнулись на суровую правду жизни. Проект, носивший на тот момент название «Неподвластные силы» (Wild Force), был более чем прохладно встречен инвесторами. Друзья стучались в каждую дверь, которая попадалась у них на пути, звонили по всем телефонам, которые могли найти в «желтых страницах», но все тщетно. О фильме пришлось на время забыть. О Чаке Норрисе, как водится, тоже.
Друзья пошли иным путем. Они немного переработали сценарий, сняли 20 минут фильма – все, на что хватило их средств, и начали рассылать пленки с промо по местным дистрибуционным компаниям. Из комментариев к кассете была прикреплена только информация об авторах фильма и телефонах для связи. Сам Харлин затрудняется сказать, в каком числе компаний хотя бы взглянули на эту кассету, но только один звонок раздался после подобной акции. Вопрос недоуменного звонившего звучал обыденно: «И что это такое?» На что прозвучал простой ответ: «Это фильм, но нам нужно полмиллиона долларов, чтобы закончить его». Кто бы мог подумать, что им поверят! Первые деньги были найдены.
Новое название звучало как «Заваруха в Арктике» (Arctic Heat). Лента рассказывала про финских парней, которые решили нелегально пересечь финско-советскую границу, просто ради забавы. Но их обстреляли пограничники, и парни попали под арест за незаконное пересечение границы. Игры для них быстро закончились.
В начале лета на севере Финляндии были выстроены декорации, но из-за перебоев с финансированием до съемок дело дошло только к началу зимы. Каково же было съемочной группе, когда первый же ледяной шторм, пронесшийся в тех краях, разрушил постройку. Условия были нечеловеческие. Группа состояла человек из двенадцати, при этом каждый занимался не только своими прямым обязанностями. Продюсер и сценарист Маркус Селин ведал снабжением, художник-постановщик был бригадиром наемных рабочих и сам работал над возведением декораций. Порой группа застревала в странных местах вовсе без денег и с заблокированными кредитными картами, запертая в отеле, из которого не могла выехать, потому что не было денег расплатиться. «Мы снимали зимой в Финляндии, и нашей обычной едой были сэндвичи с копченой колбасой. Но мы их готовили утром, а к середине дня они уже замерзали. Об них можно было зубы ломать! А у нас самый разгар съемок, и отрываться на обед, чтобы куда-то ехать, не было никакой возможности, – вспоминает Харлин. – Абсолютно партизанские условия. И тот факт, что мы все-таки сделали кино, был чудом». К слову сказать, хотя сам Норрис в фильме сниматься не стал, в съемках принял участие его сын Майк. Когда лента была в конце концов закончена, американские дистрибуторы решили, что она должна называться «Рожденный американцем». Фильм вышел в 1985 году.
Стоит ли говорить, что горячие финские парни решили: коли фильм вышел на экраны, то теперь каждую вторую дверь они смогут открывать ногой в случае, если эту дверь не открыл портье. Но все было не так хорошо, как хотелось бы. Фильм вышел на тысяче экранов в США, и это весьма неплохой показатель, но… у группы не было агента и адвоката, которые бы отстояли права создателей ленты в океане, где кишат акулы шоу-бизнеса. Они так и не увидели ни пенни за свою работу, хотя фильм прошел в кинотеатрах по всему миру.
Примерно год спустя его увидел Ирвин Яабланс, человек, который, посмотрев «Нападение на полицейский участок 13», открыл миру Джона Карпентера и спродюсировал его «Хэллоуин» (альтернативное прокатное название в России «День всех святых»). Фильм стал самым прибыльным независимым проектом 1970-х. Яабланс, посмотрев «Рожденных американцами», решил, что перед ним новый Карпентер, выделил 1,3 миллиона долларов и предложил экранизировать его рассказ «Тюрьма». На главную роль пригласили Вигго Мортинсена – актера, которому до сих пор не очень везло с ролями – сцены с его участием даже Вуди Аллен вырезал из «Пурпурной розы Каира». Работа шла вяло. Все съемки проходили в государственной тюрьме в Вайоминге. Но до того момента, как фильм был сдан, Харлину приходилось перебиваться в хлеба на воду, перемещаться по Штатам без авто и ловить тараканов по карманам. Около года он был вынужден жить в гараже одного из домов в Лос-Анджелесе. Но и после завершения фильма богатым и знаменитым режиссер не стал. На деньги за выполненную работу он мог снять комнату в отеле «Magic Hotel» за 25 долларов в сутки, да и то платить мог лишь за один-два дня вперед, после чего приходилось снова наскребать финансы. Чтобы немного заработать, Харлин занимался тем, что писал кинообзоры для финских газет.
Тем временем фильм «Тюрьма» в прокат не вышел. Сложно сказать, как много народу вообще видело эту ленту, но в 1987 ее продемонстрировали руководству New Line Cinema. Пять раз Харлин приходил к ним, но те были твердо намерены не нанимать его. «Похоже, что они сделали это принципом компании – не принимать меня на работу. Но с постоянством сумасшедшего я приходил туда, что в итоге и сыграло мне на руку». Ему доверили постановку фильма «Кошмар на улице вязов 4: Хозяин снов» в 1988 году. К удивлению студии, эта лента стала самым успешным независимым проектом года и сделала лучший старт в августовском прокате. Этот первый уик-энд с Фредди Крюгером все изменил. Двери теперь действительно открывались ногами. Все!
Вторым проектом, за который было взялся Харлин, стал фильм «Чужие3», но, что называется, не срослось. Около года режиссеру приносили на суд различные варианты сценариев, но они не устраивали либо продюсеров, либо режиссера. Впрочем, сам Харлин объясняет свой выход из проекта иными причинами. Его унижала мысль, что, ступая по проторенной Ридли Скоттом и Джеймсом Кемероном дорожке, он просто не смог бы сделать что-то совершенно иное, сделать лучше, чем они. «Никакого давления со стороны не было. Всего лишь эго. Я просто чувствовал, что моя карьера закончится, если я сделаю этот фильм менее хорошим или менее успешным, а ведь работа над ним велась очень напряженная». По замыслу Харлина, действие должно было разворачиваться на планете, откуда явились Чужие. Аргументация была простой: «Мы не можем делать еще один фильм, в котором будет просто больше пушек, больше огнеметов и больше чужих, атаку которых придется отражать. Я хочу отправиться на другую планету и выяснить: «Что они такое? Почему природа создала нечто подобное? Действительно ли они плохие? Может быть, они потому выглядят злобными тварями, что среда, в которую они попали, слишком агрессивна?» Но цель, которую я поставил перед фильмом, никто не смог воплотить в сценарии. В конце концов я ушел, сказав: «Мне очень жаль, но этого я понять не могу».
Опасения, что подобный шаг обрушит едва начавшуюся карьеру режиссера, у Харлина, конечно, были. Но в тот же день, когда он отказался от проекта «Чужие3», студия FOX предложила ему работу над комедией «Приключения Форда Ферлейна». После мрачной атмосферы «чужих» галактик рок-н-ролльный проект оказался весьма кстати. И уже в процессе съемок от студии поступило второе предложение – параллельно с комедией снять рождественский экшн «Крепкий орешек 2». Студия обещалась помочь, потому как всем было ясно, что тянуть два гигантских проекта, которые к тому же запланированы к выходу в прокат в один день, было непросто.
«Приключения Форда Ферлейна» был из того рода фильмов, которые весело снимать, на площадке которых – раскрепощенная атмосфера, но такие картины редко становятся хитами проката. Но была еще одна причина, не позволившая ленте собрать достойную кассу, – исполнитель главной роли Эндрю Дайс Клей. На момент, когда студия подписывала контракт на производство картины, актер был, что называется, на гребне волны своего успеха. Но, как ни прискорбно, к моменту выхода на экраны летней истории про поющего детектива подогревать интерес к персоне оказалось просто нечем. Звезда сгорела. Век ее недолог. А потому вместо кассовых сборов лента лишь приобрела культовый статус, что не всегда плохо.
Что же касается «Крепкого орешка 2», то этот фильм стал для режиссера настоящим испытанием – 70-миллионный бюджет был самым большим среди его прежних работ. Шлейф взорванного двумя годами раньше Джоном МакТирнаном небоскреба еще тянулся за проектом, и тут уж лицом в грязь никак нельзя было промахнуться. Была еще одна сложность, выход из которой, предложенный Харлином, в дальнейшем стал активно использоваться другими студиями. По сюжету картины действие происходило на снегу. Но, как назло, именно в этот год зима была не очень богатой на осадки. Проще говоря, снега не было! Поиски велись не только в США, но и в Канаде, студия прессинговала, потому как бюджет рос с каждой новой точкой на карте. Снега все не было, а команду «Мотор!» уже ждали. «Я помню первый съемочный день, – вспоминает Харлин. – Я подъезжал к церквушке в Денвере, которую выбрал, и не мог поверить, что все эти грузовики, трейлеры, съемочная группа оказались в этом месте потому, что я захотел там снимать. У меня чуть мозг не взорвался!» Но большинство съемочных дней было проведено именно в Канаде. Харлину просто повезло, что в тот год не было снега. Он стал первопроходцем, ведь благодаря этой экспедиции выяснилось, что снимать в Канаде дешевле, и этим стали пользоваться.
После успеха «Крепкого орешка 2», который вышел на экраны в июне 1990 года, Харлина стали звать в новые проекты – как персону, творения которого безусловно сулят прибыль. Он откликнулся на предложение от Марио Кассара и его студии Carolco. Проект носил имя «Штормовое предупреждение» («Gale Force»). Должен был получиться ураганный фильм-катастрофа, и вышел бы он на экраны двумя годами прежде «Смерча». Но не сложилось. Сценарий так и не был приведен в удобоваримое для постановки состояние, а потому началась работа над «Скалолазом». Сценарий, что называется, свалился с неба, и Харлин, когда получил копию от Кассара, просто завернул его. Это был очередной фильм про заложников – направление, за которое режиссеру после «Крепкого орешка 2» браться уже не хотелось. Но после обсуждения оказалось, что главная тема тут – горы. А что может быть лучше них? Сталлоне внес в скрипт какие-то изменения, и хотя режиссеру больше нравился первоначальный вариант, со звездой спорить не стали, и работа закипела.
Каждый день подъем на вертолете на съемочную площадку, расположенную на высоте около трех километров, ледяные ветра, которые в мгновение менялись или затихали совсем, чтобы вновь наброситься на съемочную группу. Было даже несколько электрических бурь. В буквально наэлектризованном воздухе волосы, порой, вставали дыбом. Впрочем, все труды были с лихвой вознаграждены кассовыми сборами. При бюджете в 65 миллионов долларов мировой прокат принес 255 миллионов.
Вот тогда, наверное, режиссер совершил первую ошибку. Он согласился на разработку сценария «Острова головорезов» для студии Carolco. Сценарий был сырой, и что бы ни делали с ним в процессе работы над фильмом, он расползался по швам. Фильм готовился под звезду Майкла Дугласа, но тот отказался от участия в проекте под предлогом, что главная женская роль, которая досталась супруге Харлина Джине Дэвис, затмевает его персонажа на экране. И это были не первые вилы в бок терпящей крах студии Carolco. У Харлина был контракт на постановку «Долгого поцелуя на ночь» для New Line – сценарий приобрели специально для него, но закончить с «Островом головорезов» требовалось прежде, чем приступать к новому проекту. На съемочной площадке в Таиланде все было весело, и даже начинало казаться, что в сюжете можно найти связующие нити, но спешка, важная при ловле блох, и тут подвела.
Кроме того, существовала и еще одна причина, по которой лента стоимостью в 92 миллиона долларов собрала в общей сложности 10 миллионов, что позволило внести ее в Книгу рекордов Гиннеса за самую большую потерю производящей киностудии всех времен. И причина эта – прокатчик на территории США студия MGM.
Не стоит забывать, что приключенческое кино про пиратов, которое, к слову сказать, на долгие годы закрыло дорогу подобным историям на большой экран, было запланировано к выходу в рождественский сочельник. Это то время года, когда все киностудии выкладывают невероятные суммы для того, чтобы любым способом заманить зрителей в кинотеатры – в эти дни люди с такой охотой расстаются со своими кровными. Что же сделала компания MGM? Ничего! Не потратила на рекламу фильма ни единого цента! Как видно, авось – национальная черта не только русских. Возможно, в наши дни это бы не стало такой проблемой – налаженная видео и DVD-дистрибуция сегодня приносит деньги, порой многократно превышающие сборы фильмов в кинопрокате. Но на дворе стоял 1995 год, и подобное решение прокатной компании возложило тяжелый камень на могилу студии Carolco, принесшей миру «Терминатора», «Красную жару», «Звездные врата» и массу других памятных кинолент.
За провалом «Острова головорезов» последовал малоуспешный американский прокат менее затратного «Долгого поцелуя на ночь» с той же Джиной Дэвис. И снова проблема была в маркетинге, ибо продвигать картину, главный героем в которой становится женщина с заряженным оружием, оказалось почему-то непросто. И хотя пресса весьма благосклонно отреагировала на фильм (о нем писали и Times, и Newsweek), на сборы в США это не повлияло. Кассу принес только международный прокат.
После каменных джунглей больших городов переход на морскую тематику в пасти механических акул был как нельзя кстати. Но в съемках в воде есть одна неприятная вещь. Она мокрая. Понятное дело, что ассоциации с «Челюстями» избежать было невозможно, а потому с первого кадра было решено делать все иначе, чем в традиционной истории про плавучих монстров. Акул не прятали, а являли миру во всей красе. Рыбина, которая выпрыгнула из воды, чтобы закусить человеческими ногами, – такая сцена не скоро оставит память впечатлительного зрителя. Отдавая должное предшественникам, Харлин расправлялся с акулами в последовательности, продиктованной Стивеном Спилбергом, Жано Шварцем и Джо Алвесом. Первая была взорвана газовым баллоном, вторая напоролась на электрокабель, третья же подорвалась на бомбе.
К тому времени Харлин уже несколько лет разрабатывал идею фильма про гоночные автомобили, но всем начинаниям в свое время насыпал песку в смазку Том Круз. После финансового неуспеха драмы «Дни грома» продюсеры пришли к твердому мнению, что снимать фильмы про автогонки убыточно. Если уж такая звезда не смогла затащить зрителя в кино, то и высоким скоростям на экране делать и подавно нечего – желающих посылали смотреть телевизор, там все показывают. Наверное, они были правы. Но у Ренни Харлина оставался один, хотя и сомнительный, козырь. За годы, прошедшие с поры постановки Тони Скотта, технологии шагнули далеко вперед, поэтому некоторые особенно затратные эпизоды можно было сделать более зрелищными за меньшие деньги.
Посыпались проблемы, как видно, уже знакомые продюсерам, не решавшимся вкладывать деньги в проект. Прежде всего пришлось отказаться от идеи рассказать про Formula 1 – пришлось бы переделывать готовые треки, ставить на них рекламу новых спонсоров, потому как те, что обычно размещают свои логотипы, финансировать фильм не собирались. Но проблем хватало и без того, и решение было найдено – в состязаниях CART меньше пафоса, больше свободы действия. Единственный минус – эти забеги не так известны в мире: кроме США их проводят в полудюжине стран, включая Японию и Португалию. И, как это зачастую случалось с фильмами Харлина, хотя знатоки однозначно определили его работу как лучший фильм о гонках, простой американский зритель опять его не понял.
Почти одновременно с производством «Гонщика» на Franchise Pictures был запущен еще один проект для Ренни Харлина – экранизация легендарного рассказа Рея Брэдбери «И грянул гром» о путешественниках во времени, один из которых случайно раздавил бабочку, чем перевернул всю мировую историю. Сценарий достался студии от Dimension Films, где режиссером числился Брек Эйснер (он в конечном итоге остался исполнительным продюсером проекта). К концу 2000 года сценаристы Томас Дин Доннелли и Джошуа Оппенхаймер уже неоднократно переписали сценарий, но что-то в нем не устраивало студию. На главную роль уже пригласили Пирс Броснан, да и Харлин был готов встать за камеру уже в первом квартале 2001 года, как только закончится пост-продакшн «Гонщика». Он очень надеялся, что к тому времени основа для постановки будет приведена в соответствие с его пожеланиями. Кто бы мог подумать, что все закончится таким скандалом!
Съемки должны были начаться 16 апреля, но взбунтовался Броснан, который потребовал переписать сценарий. У него горели сроки, на носу – постановка очередной серии бондианы, но в том, что было ему предложено, он сниматься не собирался ни за какие коврижки. Уже в ноябре на роль режиссера начал претендовать Питер Хайамс, да и кандидатура Броснана, кажется, выпала из проекта. А в эти полгода произошло страшное – Харлин стал для Брэдбери кровным врагом. Всему виной была… бабочка.
В своем интервью SciFi.com в декабре 2001 года Брэдбери не находил слов: «Он занимался этим проектом больше года, и он хороший режиссер… Но когда он сказал мне, это было так неожиданно: «А почему бы нам не убрать бабочку из «И грянул гром»? Вы в это можете поверить? Когда я услышал это, я едва не захлебнулся от смеха. Я сказал: «Бог ты мой… Если вы могли выставить себя глупцом – вы это сделали! По-моему, это дикость, вам не кажется? – продолжал возмущаться фантаст. – Это центр всей истории. Меня опубликовали в восьмидесяти антологиях, в каждой школе каждой страны. А если вы уберете бабочку, то кино не получится. Еще когда проектом занимались Crusader Entertainment, они принесли мне большущий каталог бабочек, полтора метра в длину, прекраснейшие бабочки. У меня даже песня в исполнении Фрэнка Синатры «Poor Butterfly» есть». Возмущение фантаста, наверное, можно понять. Правда, поговаривают, что в окончательной версии постановки бабочку все-таки убрали.
К моменту разрыва отношений Харлина с проектом «Гонщик» уже показал себя в прокате, а потому студия не стала настаивать на продлении контракта. Режиссер намеревался после окончания работы над «И грянул гром» заняться у себя на родине биопиком о Карле Густафе Маннерхайме – человеке, который, по словам Харлина, не позволил, чтобы его родину постигла участь большинства европейских стран, оказавшихся в послевоенное время под пятой Советского Союза. В главной роли режиссер видел Джуда Лоу. Бюджет был заявлен довольно скромным для Голливуда, но существенным для Финляндии – 30 миллионов долларов. Часть расходов планировалось покрыть из инвестиций, полученных от Nokia, но, как показало время, до реализации дело не дошло.
В августе Харлин, похоже, почувствовал, что с фантастикой, динозаврами и бабочками у него не ладится, и перекинулся в новый проект – «Охотники за разумом», съемки которого запланировал на ноябрь того же года. Первоначальный сценарий к этому времени уже был окончательно переписан, актерская команда быстро собрана, причем одним из первых в ленту пригласили LL Cool J, уже работавшего с Харлином в «Глубоком синем море», а в декабре в группу попали Патрицая Веласкез, Кристиан Слейтер и Жерар Батлер (правда, он вскоре покинул проект, перекинувшись в постановку Доннера «В ловушке времени»). В феврале 2002 начались съемки. Все натурные эпизоды снимали в различных областях Нидерландов, в том числе и на территории Академии ФБР Хаагсе Хогенскул. Премьеру в Финляндии назначили на декабрь того же года. На съемки ушло немного времени – в мае все уже было закончено, а к июню и производство ленты завершено. Но скоро только сказка сказывается…
После трех демонстраций на международных фестивалях, в том числе и фантастического кино, широкий международный прокат начался летом 2004 года, когда экраны штурмовали «Я, робот», «Король Артур» и «Изгоняющий дьявола» – еще одна режиссерская работа Харлина. И вот что примечательно. Четыре недели фильм о работниках аналитического отдела ФБР занимал строчки в первой десятке в кинематографе Финляндии. Фильм с успехом прошел по всем европейским странам. Американский же прокат задерживается – студия Dimension Films планирует пустить фильм только в 2005 году, причем дата не определена. Было решено, что для выпуска картины необходимо провести продолжительную рекламную кампанию.
Собственно, на этом рассказ о Ренни Харлине можно было бы и закончить. Разве что упомянуть вскользь про его заслуги в продюсировании фильмов с участием прежней супруги Джины Дэвис да рассказать о готовящихся картинах «Северянин» («Northman») и «Страна Легенд» («Land of Legend»), но не в этот раз. Ведь на счету у Харлина есть еще один фильм, которым он занялся вскоре после того, как работа над «Охотниками за разумом» подошла к концу. По заказу студии Morgan Creek Productions он перемонтировал, а фактически переснял мистический триллер «Изгоняющий дьявола: Начало». Но это уже совсем другая история…
«Охотники за разумом». Как это было?
Работа над «Охотниками за разумом» была начата прежде, чем за нее взялся Харлин. Так уж повелось, что ему последнее время приходится доделывать то, что делали другие, либо отдавать проекты, не достигая консенсуса с продюсерами. Прежде над разработкой проекта «Mindhinters» трудился Питер Хьюитт. К тому времени он сделал очень успешные «Невероятные приключения Билла и Теда», почивал на лаврах и еще не мечтал, что когда-нибудь будет снимать «Гарфилда». Студия Intermedia Films сделала на него ставку, но режиссер ушел из фильма для работы над другим несостоявшимся проектом «Свадебное путешествие» («Vacation from Marriage») для Warner Bros. Вслед за ним в мае 2001 года в проект влился бывший протеже Роджера Кормана Джо Данте, славный своим умением общаться с игрушками: Гремлинами и Солдатиками. К тому времени оригинальный сценарий Уэйна Кремера был уже переписан Кевином Бродбином и Карло Салемом. Как видно, заинтересовал проект «Охотники за разумом» студию основательно, но режиссеры и продюсеры не смогли договориться.
Поднятая годами раньше волна интереса к аналитическому отделу ФБР уже вылилась для конкурентов двумя успешными лентами «Молчание ягнят» и «Ганнибал», к тому же был заявлен «Красный дракон». Требовалось дать знать зрителю, что аналитики не только бегают по дорожкам парка в Квонтико да разгуливают в нарядах от Gucci по Венеции, но и занимаются реально грязной работой, подвергают жизнь опасности и временами от собственного несовершенства сходят с ума. В основу фильма легла новелла агента ФБР Джона Дугласа – реального человека, чей образ стал прототипом персонажа Джека Кроуфорда в экранизациях Томаса Харриса (в «Молчании ягнят» эту роль исполнял Скотт Гленн, а в «Красном драконе» – Харви Кейтель). Сам же Дуглас написал документальное исследование «Охотники за разумом», в котором погружался в детали работы отдела исследования поведения. Логично, что фильм о тружениках отдела получил то же имя, хотя сценарий к книге никакого, даже косвенного отношения не имел.
// Настоящее кино