Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

Чужой | История пассажира № 8

С чего начинается легенда? Со встречи людей, которые понимают друг друга с полуслова. Примеров масса: Моцарт и Сальери, Гензель и Гретель, Ромео и Джульетта, Ньютон и Яблоко, Сцилла и Харибда… Впрочем, это уже из другой оперы. Так случилось с Ридли Скоттом и Хансом Руди Гигером. Они в разное время начинали работать над экранизацией «Дюны» Френка Херберта еще в 1975 году, когда к постановке привлекали Сальвадора Дали, а подготовкой к съемочным процессам заведовал режиссер-сюрреалист Алехандро Ходорвский. Но их смелые фантазии не вдохновили продюсера Рафаэллу Ди Лаурентис, а потому проекту пришлось шесть лет дожидался прихода в него Дэвида Линча (еще три года ушло на съемки). Тем временем Скотт и Гигер получили добро и бразды руководства постановкой «Чужого» от Уолтера Хилла, и тогда родилась легенда. Впрочем, история «Чужого» все-таки началась раньше, в 1972 году, когда Дэн О’Бэннон написал роман «Память» — то, что в конечном итоге стало основой для фильма, с легкой руки Скотта названного «Чужой».

Чужой / Alien
Рабочие варианты названия
Звездная тварь / Space Beast

Режиссер Ридли Скотт
Режиссеры, выбывшие из проекта
Роберт Олдридж
Питер Йейтс
Джек Клейтон
Дэн О’ Беннон
Уолтер Хилл

В ролях Том Скеррит, Сигурни Уивер, Вероника Картрайт, Гарри Дин Стентон, Джон Херт, Иен Холм, Яфет Котто, Болажи Бадежио
Актеры, выбывшие из проекта Джон Финч

Слоган «В космосе никто не услышит твой крик» (In space no one can hear you scream)

Оригинальный сценарий Дэн О’Бэннон по рассказам Рональда Шусетта и Дэна О’Бэннона
Композитор Джерри Голдсмит

Бюджет / Маркетинг $11 млн / не разглашается
Кассовые сборы 3,5 млн (премьерный уик-энд, ограниченный прокат), 80,9 млн (США), 24 млн (мировой прокат)
Общие сборы 104 930 630 долларов

Фаза проекта завершен
Производственная компания Brandywine Productions Ltd.
Дистрибутор 20th Century Fox
Премьера 23 мая 1979 (США)
Рейтинг R

Кто так напугал О’Бэннона в детстве — он навряд ли и сам помнит, но образ осы-наездника — насекомого, использующего в качестве инкубатора для своих яиц живые организмы других насекомых, приходил в кошмарных снах впечатлительному парню неоднократно. И именно эта, казалось бы, безобидная мошка родила в его сознании образ инопланетной твари.

В кинематограф Дэн О’Бэннон, что называется, попал. Работая с Джоном Карпентером над картиной «Темная звезда» в 1974 году, он не только в соавторстве с режиссером написал сценарий, но и выполнял для фильма все работы, связанные с художественным оформлением, — на него возлагались функции художника-постановщика и декоратора, создание спецэффектов и монтаж. Ко всему прочему он успел сыграть в ленте одну из главных ролей. При мизерном бюджете, которым располагали создатели картины, всем приходилось выкладываться по полной программе.

О’Беннон тоже попытал счастья в Европе на постановке «Дюны», но вернулся в США не солоно хлебавши — проект затягивался, да и согласия с продюсерами достигнуть не удалось. Однако в поездке он познакомился с Ридли Скоттом и Хансом Гигером. В Голливуде он начал вместе со сценаристом и продюсером Рональдом Шусетом работу над постановкой картины «Звездная тварь» (Star Beast). Казалось бы, кроме его создателей проект был никому не нужен. Боссы студии 20th Century FOX отрекались от фильма, потому как видели в нем слишком много крови. И единственным продюсером, который с радостью бы взялся за картину, был Роджер Корман. Но такая судьба картины не устраивала уже сценаристов.

Один за другим к постановке привлекались Роберт Олдридж, Питер Йейтс, Джейк Клейтон. Но они представляли эту историю очередным научно-фантастическим фильмом «класса B», из тех, что кинотеатрам давали в нагрузку к блокбастерам. Отчаявшись найти единомышленников, понимающих, каким должно в конечном итоге получиться кино, у руля картины были готовы стать и Дэн О’Бэннон, и Уолтер Хилл. Так продолжалось, пока на площадке не появился Ридли Скотт и не предложил свое видение картины. Он прямо заявил, что картина должна стать чем-то вроде «Техасской резни бензопилой» в области научной фантастики. Подобное предложение было принято единогласно.


Ханс Руди Гигер и Ридли Скотт

Противостояние новшествам со стороны студий вполне можно понять и простить. Эпоха психоделики 70-х была в самом разгаре, а космические похождения и встречи с инопланетянами в кинематографе тех лет остались на уровне телесериала «Звездный путь» и малобюджетных развлекательных картин (подробности см. в материале о «Хищнике»). Но это не останавливало продюсеров картины, готовых сломать все представления о космической фантастике.

Сценарий был почти готов, осталось только адаптировать поведение хищной твари к тому, что предложит художник, поиски которого не прекращались. К тому времени над дизайном космического корабля Nostromo уже работали Рон Кобб и Крис Фосс.

Жан «Мебеус» Жиро (ныне известный как автор комикса «Блюберри», дизайнер картин «Пятый элемент», «Уиллоу», «Бездна», «Властелины Вселенной») разрабатывал костюмы. Но концептуально ни один из них не подходил к реализации повадок Чужого.

Во время обсуждения концепции оформления фильма О’Браен вспомнил про Гигера — художника, с которым познакомился в Италии. Летом он рассказал тому о замысле ленты, осенью вышел альбом его работ «Некрономикон», тогда же работы художника попали в руки Ридли Скотту. Тот остолбенел. Словно бы кто-то влез в его голову и увидел его мысли. Опиумные фантазии Гигера, кошмарные сны О’Беннона и режиссерские задумки Скотта лежали в одной плоскости и не могли не встретиться.


Один из рисунков Гигера

Все бы ничего, однако Гигеру, при всем принципиальном согласии режиссера с направлением мысли художника, пришлось несколько раз перерисовывать «восьмого пассажира». Он у него получался слишком порнографическим, что было хорошо для картины, но никак не устраивало продюсеров, и без того имевших немало проблем с дистрибуцией будущего творения. В конечном итоге Гигер создал около трех десятков рисунков и отправил их в Англию. По этим материалам скульпторы должны были создать фигуру Чужого в полный рост, но они не справились. И вместо запланированных трех недель он провел на Туманном Альбионе пять месяцев. Столько потребовалось времени, чтобы воплотить его замысел, а заодно и создать разбитый космический корабль, его интерьеры, пилота-инопланетянина, пейзажи планеты и все стадии развития Чужого, кроме, разве что, самой Королевы.

С погибшим инопланетным кораблем возникла проблема, едва не стоившая проекту жизни. Гигантская постройка не влезала ни в один из существующих в те годы павильонов киностудии! Гигер наотрез отказывался менять пропорции — по сравнению с погибшей тварью астронавты должны были чувствовать себя букашками, и никакие оптические ухищрения не могли этому поспособствовать. Требовался макет в натуральную величину. 20th Century FOX настаивала на уменьшении размера. Компромисс был найден. Вместо Ламберт, Далласа и Кейна на фоне так называемого Космического Жокея Ридли Скотт снял двоих своих детей и еще одного ребенка, одетых в скафандры.

Для фильма было создано три «чужих» — один манекен и два костюма. В один из них влезал выходец из племени Масаи Болажи Бодежио — африканский студент-дизайнер. Его Ридли Скотт приметил в ближайшем баре. Сложно было не обратить внимания на гиганта ростом 2 метра 18 сантиметров. Скотт и задумывал сделать тварь именно такой — высокой, местами угловатой, с нестандартными пропорциями тела, чтобы возникало ощущение, что это никак не может быть человеком. Найти того, кто бы еще так подходил на роль «Чужого», было непросто. Так Болажи Бодежио стал Пассажиром № 8. Второй костюм, идентичный первому, был предназначен для каскадера Эдди Пауэлла.

В изобразительных средствах художники не стеснялись буйства фантазии. Прототипом корабля Nostromo были разработанные в те годы в NASA чертежи космических кораблей. Для демонстрации внутреннего свечения яиц Чужого пришлось позаимствовать лазерную установку у группы «The Who». За основу физиономии Чужого Гигер взял, чего там мелочиться, человеческий череп. Художник хотел еще усилить эффект от взгляда ксеноморфа, подсветив его глаза изнутри, но что-то его остановило. Сцена появления разрывающего нутро «эмбриона» Роджером Дайкеном, дизайнером и «кукловодом» ксеноморфа на этой стадии, была задумана несколько в ином виде. Он хотел, чтобы эмбрион выкарабкивался из грудной клетки Кейна, помогая своими маленькими лапками, но на это не решились продюсеры. По крайней мере они не противились другому решению. Изображая же тварь на лице Эша, решили задействовать внутренности распотрошенной рыбы. Просто никто из зрителей про это не догадывался.

Когда же было принято решение, что роль Рипли будет исполнять женщина (этой мысли у создателей картины на первых этапах и не возникало), ее едва не сыграла Вероника Картрайт. Лишь во время кастинга выяснилось, что по мужеподобности женственной Уивер равных нет. «Она прирожденная Рипли», — сказал Скотт, и вопрос был решен. Проблем с тем, что Картрайт сыграет другую роль, не было — сценарий к тому времени переписали таким образом, чтобы имена героев были универсальными, что называется unisex.

Казалось бы, вот сейчас все должно пойти гладко. Но увы! Скотту в затылок дышали девять продюсеров и наблюдателей от студии. Джона Финча во время съемок первой же сцены пришлось откачивать после приступа диабета. Актера были вынуждены заменить на Джона Херта. На съемочной площадке атмосфера накалялась. Актеры в скафандрах изнывали от жары и страдали клаустрофобией, а у Сигурни Уивер, ко всему прочему, обнаружилась аллергия на глицерин, содержащийся в кошачьей шерсти. Из-за сильной влажности в помещении и используемой на съемках слизи модели приходилось перекрашивать едва не каждый день, потому как акриловая краска постоянно смывалась. В конечном итоге сохранявший хладнокровие Скотт во время одной из сцен все-таки закипел и крепко стукнул кулаком по столу… на котором располагались миниатюрные декорации.

Известно что в первоначальной версии сценария роль сержанта Рипли отводилась мужчине. И кто знает, как выглядела бы финальная сцена картины: Рипли выходит после посещения душа в одних трусах и прогуливается в таком виде по космическому кораблю, поглаживая кошку… Роджер Корман был бы очень доволен — кошек он любит. Была у Скотта и более брутальная версия финала. В кадре голова Рипли, слышен голос сержанта, который устанавливает связь с Землей. Камера отъезжает, и видно, что Чужой держит оторванную голову Рипли в лапах…Стоит ли говорить, что студия наотрез отказалась от такого варианта окончания картины. Крови и без того было через край. Собственно, это было одной из причин, почему от оригинального эпических размеров хронометража в 4 часа 30 минут до режиссерской версии дожили только 3 часа 12 минут. В 1979 году эта цифра была и того меньше — 2:45.

Премьера состоялась в кинотеатре «Egyptian» 23 мая 1979 года. Вероника Картрайт вспоминала позже, что ей приходилось выстаивать очередь за билетами, и поверить не могла, что некоторые зрители едва успевали выбегать из зала, прежде чем их стошнит. Ходили слухи, что кто-то пытался спалить модель Космического Жокея, собранную в фойе кинотеатра, ибо считали это порождением дьявола. А Том Скеррит утверждал, что в некоторых кинотеатрах владельцы, устав вычищать уборные, самовольно сокращали сцену, в которой эмбрион ксненоморфа появлялся из нутра.

Стоит заметить, что ужас, царящий на лицах героев во время этой сцены, неподдельный. Ведь от том, что ожидает героев, знали режиссер, гример и, некоторым образом, Джон Херт. Актеры лишь примерно представляли, что им надо делать, но каким образом все будет происходить, было сюрпризом. А уж когда ошметки слизи полетели в лицо Веронике Картрайт… В общем, дубля для этого эпизода делать не потребовалось.

В первый же уик-энд вышедшая в ограниченный прокат (на 61 экране) картина собрала свыше 3,5 миллионов долларов (см. врезку). Лишь спустя месяц число залов было увеличено в десять раз. За это время нашлись люди, пожелавшие откусить кусок пирога. В числе прочих был некто А.Е. ван Вогт, который подал иск на создателей картины. Он утверждал, что сюжет позаимствован из его рассказа «Расхождение в Красном» («Discord in Scarlet»), написанного в 1939 году. Конфликт был улажен без суда. Возможно, это было лишь умелым PR-ходом, чтобы создать шумиху вокруг фильма. Сегодня навряд ли кто-то вспомнит правду. Столько легенд родилось вокруг Пассажира № 8. И не сосчитать!


Режиссеры, привлекавшиеся к работе над проектом «Звездная тварь» («Чужой»), и их заслуги перед Голливудом

Роберт Олдридж: режиссер, сценарист и продюсер, вошедший в историю картинами: «Что-то случилось с Бэби Джейн?» (What Ever Happened to Baby Jane?), «Полет "Феникса"» (The Flight of the Phoenix), «Грязная дюжина» (The Dirty Dozen).


Питер Йейтс: один из режиссеров старой английской школы. Начинал в качестве ассистента режиссера Терри Бишопа в постановке «Убийца девушки с обложки» (Cover Girl Killer, 1959). Режиссерским дебютом стал телевизионный сериал «Святой» (The Saint, 1962). На его счету киноленты «Буллитт» (Bullitt, 1968), «Бездна» (The Deep, 1977), «Очевидец» (Eyewitness, 1981), «Крулл» (Krull, 1983).


Джек Клейтон: в кино с 1940 года. Начинал в качестве ассистента режиссера Людвига Бергера в картине «Багдадский вор» (Thief of Bagdad, 1940). Был более удачлив в качестве продюсера. Из немногочисленных режиссерских работ наиболее заметными стали «Великий Гэтсби» (Great Gatsby, 1974) и экранизация романа Рэя Бредбери «Что-то страшное грядет» (Something Wicked This Way Comes, 1983).


Дэн О’Бэннон: начинал работу в кино с постановки Джона Карпентера «Темная Звезда», где сочетал функции декоратора, актера и сценариста. Режиссерским дебютом стал фильм «Возвращение живых мертвецов» (Return of the Living Dead, 1985). В качестве сценариста работал над лентами «Голубой гром», «Вспомнить все», «Крикуны».


Уолтер Хилл: в кино пришел как сценарист баддикоппера «Хайки и Боггс» (Hickey & Boggs, 1972), в 1975 году поставил по собственному сценарию боксерскую драму «Трудные времена» (Hard Times, 1975) с участием Чарльза Бронсона. «Чужой» стал его дебютом в качестве продюсера, но до прихода Ридли Скотта он сам готов был заняться постановкой. Среди коммерчески успешных лент в его постановке стоит выделить ленты «48 часов» (48 hrs., 1982) и «Другие 48 часов» (Another 48 hrs.), «Красная жара» (Red Heat, 1988), «Миллионы Брюстера» (Brewster's Millions, 1985), «Суперновая» (Supernova, 2000, под псевдонимом Томас Ли).


Ридли Скотт: обучался киноискусству в Королевском колледже искусств в Лондоне и в Вест-Харлепольском колледже искусств. Режиссерским дебютом стало участие в телесериале «Z-Cars», который выходил на экраны с 1962 по 1978 год. В 1977 году осуществил постановку «Дуэлянты» (Duellists) по рассказу Джозефа Конрада. Самыми кассовыми фильмами Скотта считаются «Гладиатор» (Gladiator, 2000; 187 млн долларов), «Ганнибал» (Hannibal, 2001; 165 млн), «Черный Ястреб» (Black Hawk Down, 2001; 108,6 млн). Следующим по абсолютным сборам идет лента «Чужой» (Alien, 1979). Ее сборы составили 80,9 миллионов долларов.

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.