Этот текст безразличен делу света.
Ночной дозор
Этот текст безразличен делу тьмы.
Дневной дозорГлубина
Рабочие варианты названия
Лабиринт отражений
Режиссер Михаил Хлебородов
В ролях Юрий «Гоша» Куценко, Марат Башаров, Рутгер Хауэр, Михаил Ефремов, Кристофер Ли
Слоган не объявлен
Адаптированный сценарий Михаил Хлебородов (по роману С. Лукьяненко «Лабиринт отражений»)
Композитор не объявлен
Бюджет / Маркетинг $3 млн / не объявлен
Фаза проекта остановлен
Производственная компания MB Productions, Первый канал
Дистрибьютор не объявлен
Премьера осень 2005
Сейчас задам дурацкий вопрос: назовите мне россиянина, который бы ни разу не слышал про «Ночной дозор». Затрудняетесь? Неудивительно. С момента премьеры российского блокбастера № 1 прошло четыре месяца, а в киноманских сообществах, да и не только в них, до сих пор не стихает полемика по вопросу о художественной ценности картины. И здесь совсем не важно, кто прав, а кто заблуждается, факт остается фактом: «Первому каналу» удалось пробить брешь в стене скептицизма в отношении российского кинематографа. Тимур Бекмамбетов с рекламным отделом «Первого» наглядно доказали: отечественное кино может приносить прибыль.
Но доказывали они это нам, зрителям, а в производственных кругах успех «Ночного дозора» был ожидаем. Иначе чем объяснить запуск сразу двух высокобюджетных проектов, один из которых разрабатывает компания «Централ Партнершип», а вторым занялся все тот же Константин Эрнст? Речь идет еще об одной экранизации Сергея Лукьяненко, в мгновение ока ставшего самым модным фантастом, книге «Лабиринт отражений» – Библии закоренелых интернетчиков и, наверное, первом российском киберпанке.
Роман «Лабиринт отражений» является первой частью одноименного цикла, куда входят также роман «Фальшивые зеркала» и повесть «Прозрачные витражи». «Лабиринт отражений» рассказывает о дайвере Леониде – человеке, умеющем выходить из виртуальной реальности без аппаратного контроля. Руководство популярной в сети игры «Лабиринт смерти» обращается к нему за помощью: игрок, прозванный Неудачником, застрял на одном из уровней «Лабиринта» и не может самостоятельно выйти из виртуальности...
Блуждая по недрам Сети, я наткнулся на один из форумов, где яро дискутировали о киноэквиваленте «Лабиринта». Казалось бы, что здесь такого? В рунете десятки подобных конференций, и обсуждаются на них вопросы куда серьезнее внешнего вида Стрелка или визуального решения Диптауна. Но меня привлекли сообщения одного из участников разговора, говорившего интересно и по делу. Просмотрев историю его сообщений, я понял, что из виртуальной реальности на киноманов вышел не просто абстрактный «человек в теме», а сам Михаил Хлебородов – отец отечественного клипмейкерства, ставший у руля «Глубины».
Непродолжительные поиски по паре дружественных форумов выдали мне контакты режиссера, и вот я уже сижу в одном из московских кафе, поджидая Михаила, и скрашиваю минуты ожидания ароматным зеленым чаем с жасмином. Михаил опаздывает, и это дает мне возможность еще раз мысленно повторить ту массу информации о готовящемся проекте, что я собрал, готовясь к интервью.
Когда на «Первом канале» возникла идея экранизации «Лабиринта отражений», то первым, к кому обратились его представители, был Юсуп Бахшиев – актер и генеральный продюсер кинокомпании MB Productions. В качестве режиссера-постановщика Бахшиев предложил своего друга – клипмейкера Михаила Хлебородова, чья кандидатура в скором времени была утверждена
Двери распахиваются, и на пороге возникает мужчина, которого можно было бы назвать молодым, если бы не отпечаток сильной усталости в его глазах. По-деловому собранный, он производит впечатление того человека, что всегда нарасхват и вынужден решать по несколько вопросов одновременно. Я волнуюсь. Это не первое мое интервью, но настойчивость, с которой я добивался встречи, накладывает на меня определенные обязательства. Однако, едва откинувшись на диванных подушках, Михаил преображается, словно скидывая с себя груз забот, и из озабоченного проблемами режиссера превращается в обычного человека с необычной работой, готового говорить и слушать.
Михаил, по Интернету ходят тревожные слухи. Поговаривают, что вы ушли из «Глубины» на другую картину…
Это не совсем верно. Дело в том, что я никуда не уходил – просто сама подготовка картины временно приостановлена. У «Первого канала» это же не единственный кинопроект, потому мы сейчас ждем, когда они закончат начатые ранее фильмы и переключатся на «Глубину». А я пока, чтобы не растерять собранную команду профессионалов и собственный запал, посчитал возможным переключиться на другой проект. Это экранизация раннего фантастического рассказа Ивана Охлобыстина, называющегося «Параграф 78». Мы вместе его придумали. Это будет некая смесь жанров, как в «Хищнике»: там боевик с фантастикой были перемешаны. В первых числах ноября мы собираемся запустить проект.
И какие производственные сроки вы наметили?
Мы с Юсупом в отличных отношениях, и это позволяет нам миновать сразу несколько формальных стадий. Мы уже приблизительно договорились, как это будет выглядеть, поэтому после сценария мы делаем небольшую раскадровку, а затем сразу начинаем снимать. Если говорить по датам, то на конец февраля – начало марта намечен старт съемочного периода, а на позднюю осень – премьера.
Действие рассказа «Параграф 78» орисходит в России ближайшего будущего. В недрах секретной военной базы велась разработка мощного биологического оружия. После непредвиденного происшествия командование принимает решение уничтожить результаты исследований и сам объект, для чего на базу направляется боевой отряд.
Честно говоря, услышав про другой проект, я подумал о сценарии, который вы написали в соавторстве со Станиславом Разбегаевым еще в конце 90-х...
Да, это был хороший сценарий, и мне он до сих пор очень нравится. Называется «Мокба» – так иностранец прочтет по-английски «Москва». Это такой жесткий фильм в духе «Бешеных псов» – тарантиновский по структуре. Он готов абсолютно, но еще не пришло время его снимать. Я думаю, он станет моим третьим или четвертым фильмом.
Возвращаясь к «Глубине». Законченный сценарий предполагает какие-то неожиданные повороты сюжета для зрителей, знакомых с книгой?
Ну, там убраны философские линии, такие как путешествия по картинам – просто это очень много по времени. Не будет Кепочки, эльфов. А так – осталось то же самое, объяснено досконально, кто такой Неудачник. Вот и все отличия от книги.
Еще в конце 50-х годов Толкиен продал права на экранизацию «Властелина колец» и «Хоббита». В конечном итоге они очутились в руках продюсера Сола Зэнца («Английский пациент»), до сих пор продолжающего их контролировать через Tolkien Enterprises. Проявив себя мудрым бизнесменом, Зэнц начал постепенно лицензировать все, что так или иначе связано с мирами писателя. По этой причине сценарию «Глубины» пришлось отказаться от сцены в ролевой игре по мотивам Толкиена.
Неудачник… В других интервью вы говорили, что он не окажется ни инопланетянином, ни путешественником во времени, ни машинным разумом. Честно говоря, единственное, что приходит в голову из оставшегося, – это отражение Леонида в виртуальном мире...
Это очень сложно. Вот почему отказались от идеи оставить название «Лабиринт отражений» – потому что большие деньги вкладываются в фильм, который должен быть окупаемым. Мы понимаем, что имеем дело с такими слоями населения, которые, ну скажем так, немножко не находятся даже на уровне того разговора, который мы ведем. Поэтому два слова: «лабиринт», слово путаное и непонятное, и «отражение». А когда вместе – так это вообще что-то если не заумное, то очень сложноассоциативное. Поэтому «Глубина» – более подходящее название. И поэтому исход фильма должен быть понятен и, скажем так, прост и не слишком заморочен.
Насколько я знаю, проблем с поиском актера на роль Неудачника было немало?
По-моему, Неудачник – это та роль, за которую стоило побороться. Вообще играть его должен человек особого склада. Может быть, даже и не актер. Честно говоря, я думал о двух людях из, скажем так, музыкальной тусовки. Это рокеры. Причем оба они… Им не надо ничего играть. Они такие и есть по жизни. Не в плане, что у них ничего не выходит, а в плане отрешенности от бытия.
А почему такой спорный выбор ведущего актера? Куценко сейчас снимается везде и успел набить оскомину. Для меня он уже ассоциируется с Дэннисом Хоппером…
А кто еще, если не он? Гоша совсем не такой, каким его видит публика. Он не антикиллер. Приглашая его в «Глубину», я был абсолютно уверен, что он сыграет лирику, но очень переживал за боевые сцены, потому что такого актера, как Брюс Уиллис или Киану Ривз, у нас нет и быть не может. Совершенно. Поэтому планировался огромный штат людей, которые бы занимались Гошей. Он в течение месяца должен был отрабатывать поединки с корейскими постановщиками. У меня в планах было провести не одну неделю, не один месяц бок о бок, чтобы втянуть его в эту ситуацию… Как говорится, Гоша для этой роли – идеальный вариант в том плане, что у нас нет актеров, которые не испортили свой имидж совсем.
А вас не смущают аналогии? «Ночной дозор» многие зрители сравнивали с «Властелином колец» (что остается для меня большой загадкой), и не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, с какой картиной будет сравниваться «Глубина». Вы постарались дистанцировать от этого сценарий?
«Глубина» – это то, что есть «Лабиринт отражений». Насколько разница видна в книге – настолько она будет видна в кино. То есть, если делать фильм, отличный от книги, то проще вообще не зацикливаться на Лукьяненко, а делать что-то свое. Иначе зачем экранизировать книгу так, чтобы она была совсем не похожа на себя на экране?
Для создания спецэффектов вы планировали привлечь ту же команду, что делала «Ночной дохор»?
Нет. Мы должны были закупать собственное оборудование и просчитывать их своими силами. То есть работа должна была вестись по другой системе, нежели в «Ночном дозоре». Но это опять же – размышления. Потом на pre-production должны были делать трехмерную аниматику, чтобы до начала съемок в плохом качестве мультипликации посмотреть ту или иную сцену.
По этой схеме сейчас снимается «Волкодав». А какую роль вы вообще отводите эффектам? Ведь в том же «Дозоре» они служили не на пользу сюжету, а были скорее яркими аттракционами, его затмевавшими.
Я считаю, что не стоит делать эффекты только ради «наворота». Это все-таки фантастическое кино, и жанр подразумевает эффекты сам по себе. Нагромождать их специально нет никакого смысла, лучше сосредоточиться на драматургии и персонажах.
Периодически в своих клипах вы используете где-то экспериментальные ходы, где-то провокационные. Стоит ли ждать чего-то подобного от «Параграфа 78» и «Глубины»?
Игорь Саруханов «Barber» (1990)
Первый профессиональный отечественный видеоклип.
Валерия «С добрым утром» (1995)
События клипа протекают перед зрителем в обратном порядке, для чего Валерии пришлось выучить собственную песню задом наперед. Ролик стал победителем регионального конкурса МТV, проведенного в рамках Третьего международного фестиваля «Поколение».
Дайкири «Успокой» (2002)
Именно Хлебородову принадлежит смелая идея: солистки должны попеременно играть мужчин и таким образом соблазнять друг друга.
Дело не в эксперименте, дело в том, что надо просто быть на острие моды и осознавать то, что ты не только можешь у кого-то драть, у кого-то учиться, но и сам генерировать новые течения. Поэтому старый лозунг MTV – free your mind – сюда абсолютно подходит. Ты придумал что-то, тебе нравится, ты взял это и шаг за шагом воплотил идею. И если тебе самому нравится, значит, это понравится большинству людей.
Спорное утверждение. Возьмем в качестве примера «Дневник камикадзе» Месхиева…
Это из другой области, скорее – отклонение от правил. Все фильмы, которые мы смотрим, которые гениальные, которые нам нравятся, – они находятся в пределах рамок. А такие экспериментальные ленты являются нарушением законов и лишь подтверждают то, как хороши рамки установленные.
Это беда всего кинематографа – пошли быстрые деньги. А для того чтобы снять хороший фильм, надо потратиться морально. Сейчас же получается, что достаточно вложить много денег, и по-любому они окупаются, потому что ведь надо людям что-то смотреть. Люди любят смотреть кино.
А как вы оцениваете сейчас состояние российского кинематографа?
Кинематограф есть, а фильмов пока нет. Можно ожидать появления хороших картин. Скажем так, есть фильмы, которые можно смотреть и получать от них удовольствие, но фильмов реально с большой буквы, которые могли бы изменить представление о российском кинематографе, пока нет ни одного. Слава богу, «Ночной дозор» при всех его минусах проложил дорогу многобюджетному кино.
И что же, в таком случае, по-вашему, Настоящее Кино?
Это то кино, которое чуть-чуть меняет настроение человека во время просмотра и после него. То, что у греков называется катарсисом: после мелодрамы нам хочется любить, после боевика – махать ногами или куда-то ехать быстро на машине. То есть это хорошее кино, которое заставляет голову человека работать.
// Настоящее кино