За последние несколько лет было экранизировано такое количество комиксов, что обычными супергероями уже никого не удивишь. Высокобюджетные постановки о скачущих по крышам борцах с преступностью проваливаются в прокате и попутно угрожают поставить крест на всем поджанре. Но Джона Константина не волнуют грабители и убийцы. Его противник в сотни раз сильнее и беспощаднее. Побывавший в аду и вернувшийся оттуда, чтобы противостоять Дьяволу, герой-экзорцист – возможно, одна из последних надежд Голливуда вернуть интерес зрителей к кинокомиксам.
Внимание! Полный вариант статьи читайте в шестом номере журнала "Настоящее кино".
Константин: Повелитель тьмы / Constantine
Режиссер Фрэнсис Лоуренс
Режиссер, выбывший из проекта
Тарсем Сингх
В ролях Киану Ривз, Рэйчел Уэйз, Шиа ЛаБёф, Джимон Хунсу, Тильда Суинтон, Питер Стормаре
Актер, выбывший из проекта
Николас Кейдж
Слоган «Ад жаждет его. Небеса отвергают его. Земля нуждается в нем» (Hell wants him. Heaven won't take him. Earth needs him)
Оригинальный сценарий Кевин Бродбин, Фрэнк А. Каппелло
Композиторы Клаус Бэделт, Брайан Тайлер
Бюджет / Маркетинг $100 млн / не объявлен
Фаза проекта завершен
Производственные компании Warner Bros., The Donners' Company, Village Roadshow Pictures, 3 Art Entertainment, Batfilm Productions, Di Bonaventura Pictures, Weed Road Pictures
Дистрибьютор Warner Bros. (США), Каро Премьер (Россия)
Премьера 16 февраля 2005 (США), 17 марта 2005 (Россия)
Рейтинг R
Первая версия сценария фильма о Джоне Константина была написана в июне 1997 года Кевином Бродбином, и уже тогда стало понятно, что образ культового героя подвергнется серьезным изменениям. Прежде всего решено было сделать его американцем, живущим в Нью-Йорке, и уже этого повергло в шок всех фанатов оригинального комикса.
В ноябре 2000 года была обнародована официальная информация, что проект находится в активной разработке, и за производство фильма взялись The Donners' Company и лично Лорен Шулер-Доннер, продюсер «Наемных убийц», «Каждого воскресенья» и «Людей Икс». И если кандидатура продюсера вызывала едва ли не восторг, то сообщение, что переработка сценария доверена Фрэнку Каппелло («Коммандо из пригорода»), вновь повергла фанатов в шок. Радовало лишь то, что прокат будущего фильма взяла на себя Warner Bros., а ее продюсеры известны своей въедливостью.
В январе 2001 года были объявлены первые претенденты на роль Константина. Ими стали Николас Кейдж, Мел Гибсон, Кевин Спейси и Хью Джекман. Чуть позже было сообщено, что постановкой фильма, скорее всего, займется Тарсем Сингх, незадолго до этого прогремевший с триллером «Клетка».
Еще через месяц свои комментарии происходящему дал Фрэнк Каппелло, подтвердивший, что сделал из Джона Константина американца, и сказавший, что фильм будет называться «Константин».
Следующие новости появились лишь через полгода. Это было объявление о назначенных на 1 марта 2002 года съемках, которыми будет руководить Тарсем Сингх. Главной же новостью стало утверждение на роль Константина Николаса Кейджа. Это было по меньшей мере странно, ведь Кейдж – брюнет, а Константин – блондин. Хотя еще оставалась надежда, что актера для роли перекрасят.
15 января 2002 года все, кто с нетерпением ждал фильма, были ошарашены тем, что Тарсем Сингх покинул проект из-за проблем с финансированием. Насколько можно было судить, режиссер настаивал на увеличении бюджета картины, которое позволило бы сделать более впечатляющие спецэффекты, а студия отказалась удовлетворить его требования. Оставалось большим вопросом, останется ли в команде Кейдж после ухода Сингха.
Вся эта история аукнулась 29 апреля, когда Warner Bros. подала в суд на Тарсема Сингха, обвинив его в том, что он нарушил условия контракта, что повлекло за собой серьезные убытки. Сингх не остался в долгу и подал встречный иск, обвинив студию в нарушении обещаний и клевете. В результате проект был отложен на неопределенный срок.
Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в конце сентября, когда претендентом на пустующее режиссерское кресло назвали Фрэнсиса Лоуренса. «Константин» должен был стать первой его работой в большом кино, но, несмотря на это, Лоуренс отнюдь не новичок. Он стал известен как режиссер видеоклипов Уилла Смита, Бритни Спирс, Пинк, Лорен Хилл и Aerosmith и в 2002 году был назван Ассоциацией производителей музыкального видео режиссером года. Уже через две недели прогремела новость, что на роль Константина назначен Киану Ривз. На каком этапе от проекта откололся Николас Кейдж, так и осталось загадкой.
После этого новых сообщений не было аж до апреля 2003 года, когда Лорен Шулер-Доннер поделилась своими соображениями по поводу будущего фильма. В частности, она сказала, что у него та же целевая аудитория, что и у «Людей Икс», хотя она и понимает, что это разные картины. По словам Лорен, «Константин» глубже и мрачнее. Также она сказала, что съемки ленты начнутся в конце сентября.
Уже незадолго до начала предполагаемых съемок, 21 августа стало известно, что в фильме будет сниматься Рэйчел Уэйз, которой досталась роль женщины-детектива Анжелы Додсон, расследующей смерть собственной сестры-близнеца Изабель. Для флэшбек-сцен студия озаботилась поиском близняшек 8–10 лет, которые бы сыграли Анджелу и Изабель в детстве. Видимо, подходящие дети так и не были найдены, поскольку в фильм эти сцены не вошли.
Подготовительная работа над картиной явно подошла к кульминации, потому что всего через четыре дня появилась новость о том, что на роль архангела Гавриила (или Габриэля) утверждена Тильда Суинтон, которой не привыкать к роли бесполого существа (она играла близкий по духу персонаж в фильме Салли Поттер «Орландо»), и потому она является едва ли не единственно правильной кандидатурой. Эта новость стала одной из самых важных, поскольку имела прямое отношение к мифологии комикса, а в ней Габриэлю была отведена не последняя роль. В «Hellblazer» Габриэль живет на Земле в образе респектабельного господина из высшего общества. Он олицетворяет собой антагониста Константина, с которым находится в практически открытой вражде, поскольку тот не раз использует его в своей борьбе против Зла, несмотря на абсолютное нежелание Габриэля помогать Джону.
Еще через пять дней фанаты комикса жадно читали свежеопубликованный бюллетень одного из авторов «Hellblazer» Уоррена Эллиса, в котором тот делился удовольствием от встречи с Тильдой Суинтон, а также своими мыслями по поводу фильма. В частности, Эллис сказал, что ему жаль, что Константина будет играть не Кейдж, поскольку он знает, что этот актер прекрасно сыграл бы всю внутреннюю пустоту Джона. «Но вместе с тем, – добавил Эллис, – я считаю, что и Ривз – неплохая кандидатура, поскольку он прекрасно справится с другой стороной Константина – с его стремлением к правосудию и этической неразберихой, царящей в его голове».
8 сентября, всего за пару недель до начала съемок, были подписаны контракты с Гэвином Россдейлом (солистом распавшейся группы Bush, мужем Гвен Стефании из No Doubt), Джимоном Хунсу («Гладиатор», «В Америке») и Шиа ЛаБёф («Клад»), которым достались роли Бальтазара, Миднайта и Часа соответственно. По мифологии комикса, первый – верховный демон, один из трех королей Ада, с которым приходится схлестнуться Константину, второй – помощник Джона, вудуистский священник из Нового Орлеана, осевший в Нью-Йорке, третий – ближайший друг и помощник Константина.
Несмотря на то что съемки начались 22 сентября, лишь в декабре стало известно, что к съемочной группе присоединился Питер Стормаре («Армагеддон», «Шоколад»), которому отведена роль Сатаны. В «Hellblazer» Сатана появляется не раз и является одним из главных врагов Константина. В частности он фигурирует и в выпусках под общим названием «Опасные привычки» (№ 41–43), на которых частично основан сюжет фильма.
4 марта 2004 года разразился скандал, когда Алан Мур потребовал, чтобы его имя никаким образом не фигурировало в титрах картины. Это решение было принято Муром после ознакомления со сценарием ленты, вызвавшим у него сильнейшее негодование. По словам Мура, сценаристы настолько сильно исказили придуманный им образ Джона Константина, что он не хочет иметь с фильмом ничего общего, отказывается от причитающихся ему авторских гонораров и впредь зарекается когда-либо иметь дело с Голливудом. Правда, на этот момент два проекта по его работам уже были запущены, так что «Константин» не станет последним блокбастером по мотивам комиксов Мура.
15 марта была определена дата премьеры фильма, которую назначили на 11 февраля 2005 года, после чего ни одной мало-мальски интересной новости не просачивалось еще полгода. В начале сентября было объявлено, что один крупнейший британских производителей компьютерных игр, компания SСi, планирует подготовить к премьере фильма одноименную игру, которая будет базироваться на его сюжете. Увы, скриншоты продемонстрировали крайне низкий уровень графики, который свойственен большинству игровых адаптаций голливудских блокбастеров.
1 ноября прошел слух, что фильму присвоили рейтинг R, который очень не понравился продюсерам, и теперь некоторые сцены спешно переснимаются. Так это или нет, но рейтинг так и остался жестким, что для любого фаната – большая радость, ведь это значит, что лента не подверглась оскоплению в угоду пуританским цензорам. Еще через две недели состоялся первый тест-просмотр, который не вызвал бурных восторгов, но фильм был охарактеризован как неплохой. Лестной оценки удостоилась работа Ривза, Уэйз и Россдейла, а основная критика прозвучала в адрес сценаристов. По некоторым оценкам, лента была названа типичным блокбастером, работой, которая вполне стоит того, чтобы поздравить Warner Bros. с победой.
Ну а дальше началась пора бесконечных трейлеров, тизеров, постеров и прочей рекламной продукции, призванной подогреть интерес к картине у ее потенциальных зрителей. Участники проекта давали интервью, в которых рассказывали о том, какой замечательный фильм у них получился. Например, за две недели до премьеры Ривз сетовал, что его контракт распространяется только на одну ленту. Мол, он так полюбил этого парня Джона, а о продолжении пока речь не идет. Как вскоре выяснится, актер вполне сознательно лукавил, поскольку фильм заканчивается недвусмысленным намеком на продолжение.
Самым важным было, конечно, интервью с режиссером. Удалось ли ему получить необходимую творческую свободу и реализовать задуманное? Лоуренс говорил, что отдает должное продюсерам, наивно полагавшим поначалу, что это будет фильм типа «Охотников за привидениями» или «Людей в черном», но не настоявшим на глобальной переделке, когда лента получила рейтинг R. Правда, от некоторых сцен он отказался сам. Так, на полу монтажной осталась сцена с сексом Константина и полудемона Элли, которую играет Мишель Монаган. Это достаточно важный персонаж оригинального комикса, а потому его фанатам будет вдвойне приятно увидеть эту сцену в DVD-версии фильма.
// Настоящее кино