Известие о том, что в ходе Каннского кинорынка в 2001 году была совершена сделка о продаже прав на экранизации серии бестселлеров, мало кого могла бы всполошить. Этот кинофорум для того и существует, чтобы на нем заключали сделки. Однако подписание договора между Говардом Болдуином и Клайвом Касслером – из другой категории. В случае удачного стечения обстоятельств, из этого контракта вполне мог бы получиться прибыльный приключенческий киносериал. Но чем дальше развивалась ситуация, тем менее радужными становились эти перспективы.Сахара / Sahara
Режиссер Брек Эйснер
Режиссер, выбывший из проекта
Роб Боуман
В ролях Мэттью МакКонэхи, Пенелопа Крус, Стив Зан, Уильям Мейси
Актеры, выбывший из проекта
Хью Джекман, Том Круз
Слоган «Дирк Питт. У приключения есть новое имя» (Dirk Pitt. Adventure has a new name)
Адаптированный сценарий Томас Дин Доннели, Джошуа Оппенхаймер, Джон Ричардс, Джеймс Харт
Композитор Клинт Манселл
Бюджет / Маркетинг $100 млн. / не объявлен
Кассовые сборы $18.0 млн (премьерный уик-энд)
Фаза проекта завершен
Производственные компании Crusader Entertainment / j.k. livin prods.
Дистрибьютор Paramount Pictures (США), Централ Партнершип (Россия)
Премьера 25 марта 2005 (США), 14 апреля 2005 (Россия)
Рейтинг PG-13 за жестокость в сценах экшн
Crusader Entertainment удалось подписать Касслера на экранизацию целой серии романов. Вслед за «Сахарой» должны были последовать «Атлантида», «Ночной зонд», «Золото инков», «На грани потопа». А там, не исключено, что и остальные книги Касслера – права на экранизацию всех произведений популярного автора были переданы Crusader Entertainment, но на условиях обязательного утверждения сценария автором литературных первоисточников. В условиях пробного контракта было оговорено, что компания обязана начать съемки в течение трех лет после подписания договора. В случае если все требования будут выполнены, компания Crusader Entertainment получала бы права на все прочие экранизации похождений Дирка Питта.
Беда в том, что у Говарда Болдуина опыта в кинопроизводстве было ничуть не больше, чем у руководимой им компании. Вообще поговаривают, что эта сделка никогда бы не состоялась, если бы не вмешательство Ловелла Уейкера – бывшего сенатора от Республиканской партии и губернатора Коннектикута, большого друга Болдуина со времен, когда тот владел хоккейной командой Hartford Whalers. В одно время Уейкер спускался под воду вместе с Касслером на исследовательской подводной лодке.
«На протяжении лет я чувствовал уверенность, что когда-либо найду достойных людей, ведь многие компании обращались ко мне с предложениями перевода моих книг на язык кино, – комментировал сделку Касслер. – Я завещаю это дело людям из Crusader и доверяю их философии ведения дел. Они по-настоящему понимают интересы моих читателей и меня самого, что уже немало».
«Истории Клайва любимы по всему миру, и нам оказана честь перенести их на большой экран», – отвечал поклоном на поклон Болдуин. Во время сообщения о сделке мало кто обратил внимание на фразу, последствия произнесения которой позже наделают много шума. А сказал шеф Crusader Entertainment, что собирается сделать фильм, который «понравится каждому члену семьи», при этом гарантировав, что это будет достоверный перенос книги на экраны. О том, что это в принципе невозможно (достаточно сказать, что «Сахара» начинается со сцены каннибализма), все вспомнят несколько позже.
О сделке вспомнили спустя год. Только начавший набирать обороты проект, как и многие другие, был заморожен после событий 11 сентября, и вернулись к нему только ближе к очередному фестивалю в Каннах. Тогда же поступили уточнения условий договора. Было объявлено, что режиссером в проект приглашен Роба Боуман, а на роль Питта – Том Круз или Хью Джекман. Достоверно известно, что на первом этапе работы над проектом постановка была предложена Бреку Эйснеру, но вскоре проект официально остался без режиссера. На роль Питта на этом этапе прочили Джорджа Клуни, Сальму Хайек видели в образе Евы Рохос, а Уильям Х. Мейси должен был сыграть Сэндекера. Вероятно, предложенный сперва Эйснеру, фильм действительно решили возложить на плечи более опытного режиссера, о чем поспешили объявить на кинофоруме в 2002 году. Как-никак под постановку предполагалось выделить около 100 миллионов долларов. Но спустя несколько месяцев Боуман заявил о выходе из проекта, сказав в интервью, что «все шло не тем путем, как, я думал, будет правильно для этой картины, а потому я решил отступить». Так, после отказа Боумана было принято решение о возвращении к прежней кандидатуре Брека Эйснера. Или же это был симпатичный маркетинговый ход для привлечения инвестиций в проект? Кто теперь сможет докопаться до истины…
Еще год спустя, в 2003 году, стало достоверно известно, что исполнять роль Дирка Питта будет техасский парень Мэттью МакКонэхи, его соратника сыграет Стив Зан, а на роль его подруги в ленте претендует Пенелопа Крус. С приходом МакКонэхи, к производству присоединилась и его продакшн-компания j.k. livin prods. (что в расшифровке означает just keep livin’ – «просто продолжать жить» – прим. автора), а сам актер начал выступать еще и в роли исполнительного продюсера ленты. И вновь съемки назначили на осень.
Вот тут и разразился скандал. Дело в том, что все эти годы производство фильма не начиналось, поскольку не было утвержденного Касслером сценария. Он получал не меньше десятка различных вариантов, но отвергал все. В итоге на студии решили махнуть рукой на писателя и на пункт в контракте, оговаривавший обязательное утверждение автором изменений в сюжете, поставив тем самым под угрозу дальнейшее сотрудничество с писателем, а значит, и на целом киносериале, на который так рассчитывала Paramount Pictures.
С одной стороны, Касслера можно понять. Он так устал от сомнительных предложений студий и вот наконец получил удовлетворившие его условия. Но не стоит забывать, что по контракту, за каждую экранизацию ему причиталось по 10 миллионов – в практике Голливуда сумма за права на экранизацию неслыханная! Это оказалось своеобразной платой продюсеров за долготерпение и свободу принимать решения без оглядки на автора.
Сам писатель, поняв, в конечном итоге, что чего-то не доглядел в контракте, теперь так комментирует происходящее вокруг фильма: «Подъем «Титаника» был монументальным разочарованием. Теперь они делают еще одно, но уже называется оно «Сахара». Я думал, что, подписывая контракт, я получаю безусловные права на утверждение актерского состава и сценария. Я отверг семь или восемь сценариев, а они и ухом не повели. Я продолжал говорить, что не знаю, какую книгу они экранизируют, но точно не мою. На что мне сказали: «А хрен с вами!», и стали снимать без моего одобрения. Поэтому я подал иск на этих ублюдков. И я буду очень удивлен, если фильм окажется хорош. И даже если это станет еще и блокбастером, я все равно не собираюсь в этом больше участвовать! Я сказал своему агенту, что если картина пройдет с большим успехом, меня будет тошнить всю дорогу к банку».
С одной стороны, с рассуждениями автора можно было бы и поспорить, вспоминая, что книги и литературные произведения – это совершенно разные вселенные. Но настораживают некоторые факты. В частности, присутствие, пускай и незримое, в проекте борца за чистоту голливудского семейного кино Филиппа Аншутца. Он уже продюсировал 100-миллионный провал под названием «Вокруг света за 80 дней». По мнению наблюдателей, он сделал своей миссией очищение фильмов от секса, грязного языка и жестокости. А заявления в ходе промокомпании Пенелопы Крус, что фильм, заряженный энергетикой Индианы Джона, предназначен для просмотра всем от 8 до 80 лет, тем более приводит в некоторое недоумение. Конечно, творение Спилберга-Лукаса тоже получило рейтинг, позволяющий просмотр в любом возрасте с родителями, но это только со временем. Первоначально же возрастной ценз был выше. «Сахара» же претендует на посещение кинотеатров с 13 лет с родителями, в то время как книги рассчитаны на несколько более взрослую аудиторию. Вряд ли поклонники приключенческого жанра будут от этого в восторге.
Есть надежда, что в режиссерской версии, которая будет демонстрироваться на специальном показе в Лос-Анджелесе, а позднее ожидается на DVD, режиссер позволил себе некоторые вольности, которые бы не пропустил комитет, присваивающий прокатную категорию, но надежда очень слабая. Добавляет оптимизма и тот факт, что в декабре 2004 года были устроены пересъемки из-за того, что на тестовых просмотрах зрители не были вполне удовлетворены финалом картины. И остается верить, что Дирк Питт наконец станет полноправным героем киноэкрана, а надежды на появление нового героя приключенческого кино не уйдут в песок «Сахары».
// Настоящее кино