О работе над ролью Матильды в "Долгой помолвке".
Когда Жан-Пьер Жене впервые заговорил с Вами о фильме “Долгая помолвка”?
Это было в Лос-Анджелесе, прямо перед церемонией награждения Оскар, где “Амели” был представлен в номинации “Лучший иностранный фильм”. В то время я не знала ничего об этом романе. И Жене прислал мне книгу Себастьена Жаприко, а затем сценарий. Упорство этой девушки, Матильде, поразило меня с самого начала. Все, казалось бы, указывает на то, что поиск безнадежен, а она упрямо продолжает верить в успех. Я бы не смогла бороться, так как боролась она. Мне понравился сюжет романа, а ещё больше перспектива снова работать с Жаном-Пьером.
Между съёмками “Амели” и “Долгой помолвки” прошло некоторое время, и Ваш статус как актрисы изменился. Не мешало ли это Вам на съёмках?
Нет. Я вообще об этом не думала. Для меня очень важно моё становление как актрисы. Сотрудничество с такими режиссёрами как Стефан Фреарз (Stephen Frears), Кедрик Клапиш (Cédric Klapisch) и, конечно же, Ален Резне (Alain Resnais) несомненно, обогатило меня в профессиональном плане. Я стала опытнее, но у меня всё ещё бывают сомнения! Перед съёмками “Амели” я больше всего боялась не оправдать доверия и ожиданий Жана-Пьера. В “Долгой помолвке” нужно было не просто рассказать об этой необыкновенной героине, чьей силе характера я завидую. Роль Матильде намного сложнее и больше. Практически весь фильм - это рассказ о ней. Существуют тысячи походов и способов игры таких сложных ролей. Я провела очень большую подготовительную работу, прежде чем нашла единственно правильный для этой роли подход.
Это было очень сложно?
Я довольно жизнерадостный и весёлый человек, но во время съёмок я находилась в состоянии какой-то отрешённости. Я не реагировала на окружающий мир. Полностью погрузилась в свою роль. На съёмочной площадке мной управляла Матильде, что требовало от меня большей серьёзности и отрешённости. Я впервые ощутила, что персонаж, которого я играю, может управлять моим поведением на съёмках. Когда моя работа над фильмом, которая мне очень и очень нравилась, была завершена, я почувствовала… почти облегчение.
Расскажите о вашей совместной работе с Жаном-Пьером Жене на съёмочной площадке.
Мы с ним на одной волне. Мы каким-то образом чувствуем друг друга. Наша совместная работа проходили в атмосфере полного взаимопонимания и доверия. Мы оба настоящие педанты – в работе любим совершенство!
Что вы можете сказать о его выборе актёров?
Одно из самых замечательных его качеств - это умение правильно подбирать актёров. Он всегда сам производит отбор на прослушиваниях. И если он выбрал актёра, то это именно тот актер, который справится с ролью без подсказок и помощи. Он из тех людей, которые точно знают, чего хотят. Этим он вселяет уверенность во всех вокруг себя.
Матильде страдает физическим недостатком – она хромает. Это, наверное, усложнило вашу работу над ролью?
Это как раз не составляло трудности. Я носила на ноге специальный сдерживающий браслет, но всё остальное тело не было сковано в движениях. Сложности возникали больше психологические. Помните эти фразы за кадром? “Если бы Манеш умер, Матильде бы это почувствовала”. После получения извещения о смерти она упрямо доверилась своей интуиции, ухватилась за неё, как за спасительную соломинку. Каждый раз, когда соломинка обрывается, Матильде связывает её заново. Она не перестаёт надеяться. У неё очень жизнелюбивый характер. Она говорит себе, что если эта соломинка не поможет найти любимого - плохо, но хорошо то, что она сама всегда сможет за неё удержаться. Я повторяла себе эти фразы на протяжении всех съёмок. Они выражают саму суть характера Матильде.
Помогали ли вам раскрывать новые грани личности Матильде костюмы?
Матильде не богата, но и не совсем без средств, она получила некоторую сумму в наследство. В костюмах это обязательно должно быть отображено. У Матильде они скромные, но элегантные и ни в коем случае не вычурные.
Вам пришлось сниматься со многими актёрами. С кем из них вам больше всего понравилось работать?
Сложно ответить. С каждым из них было по-разному. Но, если нужно выделить кого-то одного, то я назвала бы Тикки Хогальдо. Он был такой милый и забавный. Для нас всех было очень странно заканчивать эту увлекательную работу без него.
Как бы вы охарактеризовали фильм “Долгая помолвка”?
Это история любви двух разделённых войной людей. Сила фильма во взаимосвязи упорства и силы воли Матильде – она готова на всё, чтобы найти возлюбленного, которого все считают умершим – и суровой правдой исторических событий. В чувствах, показанных в фильме, нет ничего слезливо-сентиментального или наигранного. Эта давняя история любви показывает нам весь ужас и грязь войны.
// Настоящее кино