Как рождалось "очень странное кино"...
Сергей Сельянов (продюсер):
Он пришёл как сценарист, принёс сценарий. Другой сценарий, который мне показался интересным. Валера тогда завёл разговор о том, что он хотел бы стать режиссёром, но никаких работ для того, чтобы доказать это, у него нет. Я ему сказал: Валера, как минимум мы готовы продолжать с тобой сотрудничество как со сценаристом. А чтобы стать режиссёром, действительно надо что-то показать, что-то снять. Хочешь, принеси мне какой-то сценарий короткометражки. Хочешь, не приноси - сам сделай. Камеру я могу тебе дать – это не проблема. Сними что-то своё, а ещё может лучше взять того же Чехова, какой-то рассказ, и продемонстрировать, что ты режиссёр. Не думая о том, чтобы высказаться как художнику, а доказать, что ты кинематографическое вещество чувствуешь.
Через какое-то время пришёл сценарий «Ночного Продавца». «Вот, - говорит, - мой сценарий. Я его могу снять. Поверьте, он так написан, что я его могу снять». В итоге упорство его победило.
Сценарий был, очень качественный, очень сильный. Замечательный. Это в существенной степени меня убедило. Хороший сценарий всегда имеет огромное значение, особенно когда человек снимает кино в первый раз. Если режиссёр опытный, то можно доверить ему решение каких-то проблем, которые он понимает, как преодолевать. Здесь я таких проблем не увидел, что говорит о качестве сценария. Сразу было видно, что это стильная история с очень яркими колоритными персонажами. В целом образ фильма явно современный. Это вычитывалось из сценария по киноязыку и по всяким разным фишкам. Вот так мы начали.
Этот фильм нетипичен, он не похож на многое. Непохож в хорошем смысле этого слова.
Хорошее кино надо делать, неважно про что. Дело не в теме фильма и даже не в жанре. Дело в том, что оно должно быть сильным, качественным, иногда не похожим на другие, или похожим… Кино – чувственный вид искусств. Мы не исследователи и не социологи, не аналитики. Мы производители кино. Для производства кино нужна энергия. Энергию даёт страсть. Страсть возникает потому, что что-то прочитал, и тебя это поразило, потому что тебе этого ХОЧЕТСЯ. Слово «хочется» при всей его простоте - ключевое.
Что в итоге получится, тоже не всегда знаем.
Как назвать – это не так важно. Главное, чтоб вещь была сильная. Как назвать автопортрет Ван Гога, где он отрезает себе ухо? Имеет ли это значение?
Российский рынок кино только становится на ноги. Очень быстрыми темпами, уже достаточно много серьёзных достижений… но только становится. Зрители и отчасти кинематографисты не совсем понимают, что такое комедия и, что нет. Со времён «Особенностей национальной рыбалки» и «… охоты» комедий почти снято и не было. Сейчас время первооткрывателей. И может появиться комедия, которую человек назовёт комедией, и всем страшно понравится, и все скажут: «Вот оно!»
У режиссёра при этом ещё и несколько реактивное сознание. К тому же это очень амбициозная профессия, что абсолютно нормально и правильно. Каждый хочет быть лучшим и непохожим на других: «Все делают криминальные истории, а я не буду!»
Никуда жанр криминальный не уйдёт. На нём стоит четверть мирового кинематографа, а может и больше. Во все времена так было и будет.
«Ночной Продавец», собственно, и не является комедией. Это неопределённый жанр. Другой. Комедией мы его стараемся не называть, он им не является. Это такая забавная сильная яркая история, которую назвали «Очень Странное Кино». Это конечно, слоган, а не обозначение жанра. Но эти слова больше, чем все прочие, говорят о том, что зритель примерно увидит. Ещё нет между производителями фильмов и тех, кто их смотрит, языка, который все понимают. Надеюсь, что в ближайшие года два что-то определится и появится эта обратная связь.
У СТВ в этом отношении нет какой-то политики. Режиссёр и каждый продюсер делает то, что он хочет. И, конечно же, они смотрят на то, что происходит вокруг. Они живут же не где-то на Марсе. Мы все здесь.
Кино – очень рискованный бизнес. Но первоначальный толчок связан именно с желанием. Ты сделал кино – и оно начинает существовать в мире. Но это уже без тебя.
Дебютанты – это вообще особая часть деятельности продюсера. Это всегда утроенные риски: и финансовые, и творческие, и организационные. Очень много требуют внимания, сил и внутреннего ресурса. Но это азарт, это волнует. Рождение режиссёра - почти мистический момент. Каждый, наверное, переживал что-то в жизни в первый раз. А переживания, связанные с кинодебютом, совершенно особенные. Сказать, что режиссёр волнуется, это не сказать ничего.
Сильных проектов, за которые стоит «рубиться», не так много. Их мало. Если проект на уровне сценария состоялся, это значит, что проект хороший. Талантливая вещь всегда гармонична. «Ночной Продавец» я считаю именно таким проектом. Фильм закончен, но обратная связь для режиссёра, реакция профессионалов и зрителей ещё не наступила. Он её ждёт.
Валерий Рожнов (режиссёр, автор сценария):
Однажды в магазине я услышал диалог покупателя с продавцом, где была такая фраза: «Я не могу быть человеком – я продавец». Вот с этого и началась история, которая вся от начала до конца писалась как чёрная комедия. С массой ссылок на всемирно известные фильмы. Я сам теряюсь, сколько заложил цитат в это фильм. Я на нём просто «отрывался».
На самом деле, было огромное чувство ответственности. Тем более, что мне не указывали, не приказывали – ничего такого не было. Хотелось оправдать доверие, а не ссылаться на дебют. Это ответственность другого рода. Страх, конечно, не превалировал, но страшно было. Я не имел права на ошибку.
Мы снимали 25 дней, была очень интенсивная работа. Этакая «матрица», когда смена длилась по 18 часов. Ощущение времени и реальности терялось.
Отбирал актёров тоже я. Вообще, все актёры сразу угадывались, за исключением Паши Баршака. Мы очень долго искали главного героя, пересмотрели много ребят. А потом, за две недели до начала съёмок, нашли Пашу, которого я знал по «Прогулке». Как кандидата на эту роль я его изначально не рассматривал, уж не знаю почему. Рассматривал массу других претендентов, но всё было «мимо». А когда пригласили Пашу, оказалось, что он подходит. В жизни он совершенно другой, чем, скажем, в «Прогулке». В «Ночном Продавце» он был такой, какой он есть, очень похожим на себя. Работой с ним и конечным результатом я доволен.
Что касается остальных: это большие профессионалы, которые многое дали и фильму, и мне как режиссёру. Они не просто делали то, что от них требовалось, но и привносили в роль многое от себя.
В ходе работы над фильмом было много интересных ярких решений, которых в сценарии изначально не предполагалось.
Очень многое придумал Андрей Краско, существенно наполнив свою роль. В диалоге про свинью, когда Даня говорит: «Вас бы к вечеру нашли!», сыщик по сценарию отвечал, что не нашли бы потому, что думали, что он уехал на море с соседским мальчишкой. А Краско сказал, давай сделаем «Всем на всё наплевать». Эта фраза уже была в первой сцене, а он внёс элемент повторения, который довольно хорошо сработал.
Сцена Даниного кошмара вообще была придумана «на ходу». Это была чистая импровизация. Вообще, актёры временами были как дети.
А почему именно комедия, а не какой-то другой жанр? Криминальная драма, например, до недавнего времени так востребованная.
Востребован-то он, востребован… Но его слишком много. Я сам когда-то писал криминальные сценарии. Захотелось написать комедию, тем более, что этот жанр мне понятен, так как мне уже довелось с ним работать. Хотелось написать что-то в чёрном стиле и достаточно абсурдное. Хотелось просто оторваться.
А не смущало ли то, что в российском кинематографе на сегодняшний день комедия как жанр себя дискредитировала? Публика к комедиям относится очень недоверчиво.
Да я об этом не думал. Задача была гораздо проще – написать сценарий, чтобы он был достаточно интересным, понравился продюсеру, ну и чтобы он изначально мне нравился. Результатом я в целом доволен, хотя не всё, что хотелось, удалось воплотить на экране. Задумывается одно кино, снимается другое, а в итоге получается третье. Получается, что фильм сам тебя ведёт, диктует форму. Многие вещи я представлял себе по-другому. Фильм получается не таким, каким был задуман по сценарию. Он не лучше и не хуже, просто – другой.
Виктор Сухоруков:
Мне позвонил генеральный продюсер СТВ и сказал: «Вить, запускаю картину режиссёра-дебютанта Валерия Рожнова. Сценарий смешной, интересный. Может, возьмёшься за одну из ролей?» Я прочёл сценарий, и он меня захватил. Я увлёкся, и когда пришёл на приём к Сельянову со словами согласия и одобрения, тут же на ковре перед письменным столом стал изображать и показывать нюансы моей роли. Заставил хохотать Сельянова, потому что показывал ему конвульсии, некие зарисовки. С этого и началось моё знакомство с этим материалом.
Трудность, с которой столкнулись все до единого участники этой картины, заключалась в том, что надо было снять большое, интересное, интригующее, захватывающее кино в трёх объектах: торговый зал, бухгалтерия и коридор с сортиром. Да ещё и за минимально короткий срок. Вот и попробуй разгуляйся! И, тем не менее, работалось хоть и тяжело, но очень увлечённо, интересно.
По сюжету я в основном работал с Павлом Баршаком и Ингеборгой Дапкунайте. Паша Баршак уже не новичок в кинематографе. У него были уже и главные роли, а это большая практика. Паша – великолепный партнёр, замечательный человек, интеллигент. Мне было приятно с ним работать. Другое дело, что у него больше ума, чем эмоций.
Что касается Ингеборги – она суперпрофессионалка. Она всё видит, всё слышит, всё понимает. Хитрая бестия! У неё всё продуманно. Одно слово – профи.
Я рад, что из Питера участвовал в этой картине Андрей Краско – замечательный актёр, отлично сыгравший свою роль. И вообще, это история, которая собрала великолепный актёрский ансамбль, возглавляемый молодым актёром Пашей Баршаком. Компания была прекрасная.
Было огромное количество всяких придумок. Но нас поджимало время, и режиссёр оказался меж двух огней. Мы стояли перед серьёзным выбором, и мне пришлось показать зубы. Слава богу, режиссёр был на моей стороне, и, в конечном счёте, дирекция одобрила наши действия. Были и хулиганские, сверхнеожиданные предложения, которые не были приняты потому, что могли напрочь разрушить сюжет, перевернуть всю историю.
Мне хотелось, чтобы меня в этом фильме было больше. Хотелось вывернуться наизнанку. Я не наигрался в этой истории. Все мы были в предвкушении удачной, весёлой и, как ни странно, поучительной картины.
Вы спросите, в чём поучительность этой истории? В резюме по окончании фильма. Лично я, работая только над ролью, даже не над сюжетом, всегда помню, чем история закончится и к чему она приведёт. В каждом из живущих на земле, сидит маньяк - случайный, сознательный ли, или навязанный. Вот главная мысль этого фильма, на мой взгляд.
Кстати, маньяк в Вашем исполнении получился довольно нетипичным для кино. Даже немного трогательным…
А Вы в жизни встречали настоящего сексуального маньяка?
Вообще-то они себя не афишируют, но надеюсь, что нет.
Я в таком случае привожу пример Чикатило. Говорят, обаятельнейший, миролюбивейший, прекрасный человек. Очень коммуникабельный. 13 лет он заблуждал общество – работал, жил, общался. От него не исходили чудовищность и мрак. Однако, это величайший сексуальный маньяк нашей эпохи. Стало быть, мы были на верном пути.
Говоря о Валерии Рожнове, я могу сказать, что, снимая кино, он совершал личный подвиг. Я хочу верить, что этот подвиг ему удался. Потому что я в этом участвовал и инстинктивно понимаю, что должна быть удача. Самое главное, что Рожнов сделал кино, которое может быть любопытно людям. Я благодарен Рожнову, что он взял меня в свою команду.
Сегодня кино снимается много. Могу смело предположить, что 2005 год будет очень продуктивный на интересное качественное кино. И в этом ряду «Ночной Продавец» займёт достойное место. Во-первых, этот фильм имеет свою стилистку. Во-вторых, у нас вообще страшнейший дефицит кинокомедий. И если это кино прозвучит как комедия, то это будет большим достижением, и даже победой. Мне кажется, «Ночной Продавец» - это на сегодняшний день один из нескольких робких шагов в отечественной комедиографии. А что касается востребованности… Мы, как творческие люди не должны думать, насколько это востребовано. Главное – вызвать интерес, доставить публике удовольствие. И мне кажется, «Ночному Продавцу» это удастся. Потому что, у фильма есть свой достаточно неожиданный язык и великолепный актёрский состав. Это кино для огромной аудитории разного возраста.
То есть, можно сказать, что дебют состоялся?
Да, я так считаю. Я надеюсь, что Валера Рожнов не затеряется на просторах кинематографа и вообще искусства, потому что он очень талантливый человек. Он великолепно пишет, у него прекрасное мышление. Валера подарил мне на прощание фильм Джармуша «Мертвец». Сказал, что это его любимый фильм. Я даже на какое-то время испугался, как бы он, снимая фильм по своему сценарию, не оглядывался на Джармуша. Но этого не произошло, и я счастлив.
Billy’s Band:
Билли Новик:
Нам была передана видеокассета с фильмом и предложение действительно поступило. А у нас прямо в ходе просмотра возникла куча идей на те или иные моменты картины. Мы всегда мечтали о таком предложении. Бывало, играем какую-нибудь зарисовку и шутим: Это для фильма ужасов… А это для эротической сцены…
В общем, встретились с режиссером и продюсером фильма, все обсудили и сели в студию… Смотрели сразу отснятый материал, уже практически смонтированный. Мы поняли, что именно здесь музыка может сделать грань между чернухой и юмором наиболее размытой, дающей возможность зрителю поволноваться, чтобы потом посмеяться.
Многие, слава Богу, недооценивают роль музыки в фильме. На самом деле, музыка - это вещь, которая, в отличие от легко воспринимаемой вербальной части фильма, действует на подсознание, создавая атмосферу как отдельно взятых сцен, так и всего фильма в целом. К примеру, представьте себе, самая обычная постельная сцена… Под музыку для фильма ужасов!
Один мой знакомый долгое время работал в студии по производству порнографического кино, и однажды я застал всю бригаду на подборе музыкального сопровождения к уже отснятым сценам. Казалось бы, одно и то же действие и только музыка разная, Когда они стали пробовать музыку для утренней гимнастики - хохотали все!
Сам фильм и музыка к нему, конечно, разные вещи. И в том и в другом есть некая загадка, которую не всегда просто проанализировать.
Андрей Рыжик:
Несмотря на то, что я снимался в сериале "Линии Судьбы", это не изменило отношение к кино. В моей голове сам процесс съемки никак не стыкуется с готовым кинопродуктом. Сами посудите: снимают маленьким круглым объективом, а получают большой прямоугольный фильм :)
Билли Новик:
Безусловно, написание музыки к готовому видеоряду или сценарию - очень интересное занятие. Мы не против перевести написание музыки к фильму из эксперимента в практику. Если фильм хороший…
Андрей Рыжик:
Мы готовы рассматривать любые предложения. Нам приятно работать с талантливыми людьми и интересным материалом. Хотя мы бываем привередливы:) Уже отказались от участия в нескольких проектах. И, поверьте, с деньгами это никак не связано.
// Настоящее кино