Интервью Олега Меньшикова для "Русский Newsweek" о фильме "Статский советник".
Как это – не смотреть на премьере фильм, в котором снимался?
Вот именно - не смотреть на премьере! Это же премьерная публика, сидит тусовка профессиональная, а не зрители, их реакция ничего не дает. Лучше уж прийти в нейтральный зал, просто в киношку какую-то. Ну или на домашнем кинотеатре посмотреть.
Ведь никогда до сих пор не было роли, адресованной такой широкой публике? Детектив – чего уж народнее.
А я всегда хотел в детективе сняться. Только в таком, как «Пила» или «Олд бой». Потому что в фандоринских детективах то, что легко глотается при чтении, вызывает проблемы при экранизации. Не буду уточнять, но это проверено. А потом, пусть простит меня господин Акунин, роли Эраста Петровича Фандорина - нет. Как не существует роли главного героя, в общем, ни в одном кинодетективе. Джеймс Бонд - это что, роль, прости господи?
Ведь и в «Шерлоке Холмсе» – нашем лучшем, в общем-то, детективе – сыщик тоже маска?
Там, конечно, все придумано: на скрипочке играет, трубочку курит. Но главное - Василь Борисыч Ливанов нашел правильную маску, которая устроила абсолютное большинство населения страны. То же самое должно быть с Фандориным. И еще очень важно: в «Шерлоке Холмсе» было много юмора. Рина Зеленая, реакции Виталия Соломина, Михалков - сэр Генри Баскервиль. Потому что серьезно ставить «Турецкий гамбит» и «Статского советника» - это катастрофа! Надо сразу предупреждать: ребята, мы шутим-хулиганим.
Два молодых актера уже предлагали свои маски Фандорина – это не мешало предлагать третью?
Мне? Нет. Не потому, что я не вижу соперников за этими фамилиями. Если б и Гамлета кто-то играл со мной параллельно, я бы не волновался. Но долго - три картины - идет нащупывание Фандорина, а пора уже выстрелить таким стопроцентным: вот он, наш Джеймс Бонд!
Так вот ты какой, Эраст Петрович! И Меньшиков был бы российским Шоном Коннери и играл бы, пока его не сменил какой-то российский Пирс Броснан.
Ну, предположим. Несколько картин делали бы разные режиссеры. Но неправильно, что они хотят, насколько я знаю, все время делать разных Фандориных. Тогда всё запутается, и сама идея такой фандорианы может рухнуть. И отсутствие юмора тоже губительно. Юморку надо подпускать - я настаиваю.
А как маску Фандорина можно описать? Ну невозмутимый – это понятно, а дальше?
Акунин мне вообще сказал, что Фандорин - это чудовище. Я даже сначала не понял. А он объясняет: чудовище железобетонное. Придумал себе главное - служение Отечеству, а больше ничего не существует: ни любви, ни дружбы. Машина. Значит, нужно от этого уходить, придумывать какие-то оправдания.
Но в «Статском советнике» вы все играете маски. Свои публичные или чужие:
Меньшиков – с обложки глянцевого журнала, Михалков – Паратов из «Жестокого романса» и барин из Фонда культуры, Михаил Ефремов – Буба Касторский, Федор Бондарчук – одноглазый Айсман-Куравлев из «17 мгновений весны», а Табаков – кот Матроскин, только усы длинные и бакенбарды огромные.
Ну, говорю же тебе: маски. Поэтому юмор и нужен - у Зеленой, Ливанова, Соломина тоже были маски англичан. Глубин характеров там быть не может.
А как получилось, что Михалков–Пожарский оттеснил Меньшикова–Фандорина? Вот все пишут: второй герой переиграл первого.
А потому что Фандорин вечно второй - он идет за событиями, он сам обычно не ведет интригу. И в «Турецком гамбите» Фандорин идет за этой девочкой.
Но уж когда Никита Сергеич в роли князя Пожарского мохнатого шмеля помянул! Он бы еще, проходясь в соболиной шубе от санок к парадному подъезду, напел бы «а я иду, шагаю по Москве»!
Да этого даже больше надо, я говорю: хулиганить там нужно!
Вот опять усатая роль.(В это время гример приклеивает Меньшикову усы доктора Живаго.)
Но совсем другие усы - армейские такие, уже XX века, а у Фандорина были щегольские, за ними как-то особо ухаживать было бы надо.
Вот роль Юрия Живаго кажется меньшиковской, к которой он стремился – не то что к Фандорину.
Ха! А они обе не по моей воле! Я-Фандорин в «Статском советнике» - было условием Акунина, а во мне-Живаго был настолько уверен режиссер Александр Прошкин, что просто не оставлял мне возможности для отказа. А так я обе эти книги не очень люблю.
Даже на приглашении на премьеру «Статского советника» было написано: «по лучшему роману Бориса Акунина»
А по мне, куда лучше «Коронация» или вот «Смерть Ахиллеса» - замечательный роман. И «Доктор Живаго» мне не нравится - Пастернак поэт гениальный, а роман я его не люблю. Но тут в экранизации мне нравится такое соединение Живаго и Остапа Бендера.
А как получилось в финале «Статского советника», что Фандорин остался на службе, ведь в романе он выходит в отставку?
Как получилось? Акунин в сценарии переписал финал. Если бы, как раньше собирались, фильм ставил я - у меня бы он выходил в отставку и финал бы был другой.
Какой? Вместо нынешнего – вперед, на службу Отечеству – прохода Фандорина у Василия Блаженного?
А такой: на одном вокзальном перроне с помпой встречают нового генерал-губернатора Москвы, Великого князя. А на соседнем перроне уезжающего отставленного генерал-губернатора Долгоруцкого провожает только Фандорин.
// Настоящее кино