Почти четверть века ждала своего часа экранизация книги Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». Первоначально появившись в радиоэфире BBC как пьеса малоизвестного театрального критика и автора скетчей, книга получила еще четыре части, претерпела многократные переиздания и стала драматургической основой для нескольких телесериалов и радиопостановок. За нее еще до «Охотников за привидениями» хотел взяться Айван Рейтман, но донести до зрителя смог лишь режиссер видеоклипов группы Blur Гарт Дженнингс.
Внимание! Полную версию этой статьи вы можете прочитать в восьмом номере журнала "Настоящее кино", (в продаже с 23 мая).
Путеводитель по Галактике для автостопщиков
(в сокращении)
Автостопом по Галактике / The Hitch Hacker’s Guide to the Gallaxy
Режиссер Гарт Дженнингс
Режиссер, выбывший из проекта Джей Роач
В ролях Мартин Фриман, Сэм Рокуэл, Мос Деф, Зоуи Дешанель, Билл Найи, Джон Малкович, Уорвик Дейвис
Слоган «Не паникуй!» (Don’t Panic!)
Адаптированный сценарий Дуглас Адамс, Карей Киркпатрик
Композиторы Нейл Ханнон, Берни Лидон
Бюджет / Маркетинг $50 млн. / не объявлен
Кассовые сборы$21,1 млн (премьерный уик-энд), $35 млн (США, прокат продолжается), $44,3 млн (общие, прокат продолжается)
Фаза проекта завершен
Производственные компании Spyglass Entertainment, Touchstone Pictures, Everyman Pictures, Hammer & Tongs
Дистрибьютор Buena Vista Pictures (США), Каскад фильм (Россия)
Премьера 20 апреля 2005 (Великобритания), 29 апреля 2005 (США), 9 июня 2005 (Россия)
Рейтинг PG (за специфику темы, сцены действия и грубую речь)
Первый эпизод радиоспектакля «Автостопом по Галактике» появился в эфире радиостанции BBC Radio 4 в марте 1978 года. Было это поздним вечером, программа почти не анонсировалась, и тем больше было удивление ее создателей и автора произведения, когда уже на следующий день речи критиков наполнились цитатами из пьесы, а меньше чем за неделю поклонники научной фантастики начали активно искать друг у друга записи этой передачи. Студию BBC завалили письмами те, кто не услышал первые программы, в связи с чем, не успев окончиться, цикл из шести эпизодов был вновь пущен в эфир…
Печатная версия романа увидела свет в октябре 1979 года, и хотя успех радиопостановки был несомненным, фурор, который вызвало на рынке книжной продукции это произведение, оказался неожиданным для всех. Две недели книга держалась на первом месте в списке бестселлеров, а за четыре года разошлась тиражом в миллион экземпляров, за что писатель был награжден «Золотым пером». К слову сказать, он стал не только самым молодым лауреатом этой награды после Анны Франк, но и автором, получившим ее в кратчайшие сроки после выхода произведения в свет. Роман сломал бытовавшее представление о научной фантастике. Будучи едкой сатирой на современный мир, он объединил и тех, кто увлекался жанром, и тех, кто никогда не брал в руки фантастической литературы.
...
Всего хорошего и спасибо за рыбу
(в сокращении)
С появлением столь благодатного материала, как популярное радиошоу, и в связи с последовавшим за этим всплеском интереса к произведениям Адамса быстро нашлись желающие сделать экранизацию. В январе 1981 года на телеканале BBC появился первый фильм «Автостопом по Галактике». Это была шестисерийная, как и пьеса для радио, постановка, сценарий для которой также написал Адамс, позаимствовав многие приемы из радиоверсии. Для придания сериалу большей фантастичности там даже использовалось небольшое количество спецэффектов, которые было возможно в те времена создавать на телевидении. И пускай сегодня это выглядит местами наивно и нелепо, но на тот момент созданное вполне можно было отнести к разряду произведений искусства. Популярность у зрителей и критики принесла этой постановке три награды Британской академии BAFTA.
Вскоре речь зашла и о переносе книги на большой экран. Первым права на киноверсию произведения приобрел Айван Рейтман. Он даже предложил Адамсу три варианта сценария, но проект так и не сдвинулся с места. И дело тут вовсе не в неожиданной увлеченности Рейтмана «Охотниками за привидениями». По словам Адамса, комментировавшего слухи относительно работы с Рейтманом, когда тот приобретал права, он даже не читал книгу и видел в этом произведении не столько намерение воплотить фантастические идеи в кино, сколько большой коммерческий потенциал. Подобный подход не очень устраивал Адамса, но если бы сценарии, которые ему предлагались, хотя бы в какой-то мере были пропитаны духом книги, возможно, постановка бы и состоялась. Те же наброски, что получал от Рейтмана Адамс, оказались худшим, что Дуглас когда либо читал в жизни. Но самое печальное было в том, что на этих материалах стояло имя Адамса! «Поскольку эти записи долго бродили по рукам, каждый взявший их в руки мог предположить, что я плохой сценарист. А это не могло меня не огорчать», – рассказывал позже писатель. Проволочки с запуском картины и коммерческие успехи Рейтмана привели к тому, что права на постановку перешли к студии Columbia Pictures.
В основном безвредна
(в сокращении)
Вновь о картине в Голливуде широко заговорили только в сентябре 2002 года. Студия Spyglass Entertainment наняла Карея Киркпатрика, с тем, чтобы он переработал сценарий. Джей Роач оставался продюсером фильма и до поры числился режиссером, но, как видно, у него не возникало ни малейшего желания исполнять эти обязанности. Так продолжалось, пока в июне 2003 года Variety не опубликовала информацию о назначении для ленты нового постановщика. Им стал Гарт Дженнингс. Вместе с ним в картину пришел еще один продюсер – Ник Голдсмит.
Для Голливуда это были совершенно новые люди. Два англичанина, сделавшие себе имя на производстве рекламы и музыкальных видеоклипах, они основали компанию Hammer & Tongs (название переводится как «Молот и щипцы», что по-английски созвучно слову «Камертоны») и успели поработать с массой исполнителей, в числе которых Робби Уильямс, Fatboy Slim и Blur.
Похоже, что очередная порция свежей крови давно требовалась этой картине. Молодые и задорные англичане смогли сдвинуть покоившийся на обочине трассы голливудских блокбастеров неподъемный проект, и вот уже в октябре 2003 года студия Walt Disney Pictures дала добро – фильм «Автостопом по Галактике» по сценарию Дугласа Адамса с исправлениями Карея Киркпатрика будет запущен в производство. Кажется, им даже удалось уговорить людей в руководстве студии, чтобы съемки проходили в Англии, а декорацией для городских сцен стал Лондон. И, что немаловажно, они смогли уложить производственный бюджет картины в скромные 50 миллионов долларов. Для студии, наверное, этот факт оказался в числе решающих. Теперь дело было за подбором актеров.
Когда Адамса спрашивали, кого бы он хотел видеть в качестве исполнителей ролей в картине по своему сюжету, он составил примерный список, в котором были Саймон Джонс в роли Артура (он же исполнял эту роль в британской телеверсии), Джефф Голдблюм (предполагался на воплощение Форда), Шон Коннери (Слартибартфаст), Майкл Китон (Зафод), Стивен Мур (Марвин), а Триллиан бы предстала в лице Аманды Донахое.
Прошло еще пару дней, и в блоге продюсера картины Ника Голдсмита появилась картинка с прототипом параноика-андроида Марвина, созданная стараниями студии Джима Хенсона. Очевидно, что она более всего нравилась продюсеру, поскольку других вариантов воплощений этого робота публика так и не увидела. О них лишь было известно, что каждый ростом не превышает метра. Информация о росте андроида косвенно подтверждала, что на роль Марвина позвали актера Уорвика Дейвиса. Для кинематографа его открыл Джордж Лукас, пригласив на роль Эвока в «Возвращение Джедая». С ростом 106 см Дейвис воплотил в кино много запоминающихся образов, прежде всего Уиллоу из одноименного фильма Рона Хоуарда и главного героя в киносериале «Леприкон». Дейвис также работал и в «Лабиринте» Джима Хенсона, и в ленте «Рэй» Тейлора Хекфорда. Прочие исполнители ролей объявлялись едва не каждую неделю, лишь имя актера, нанятого на роль Марвина, официально держалось в секрете.
Единственным человеком, чье участие в фильме не было сюрпризом, являлся Джон Малкович. Ему было доверено стать предводителем культа. И хотя этого персонажа нет ни в одной книге цикла, приглашение актера на эту роль было творческим завещанием Дугласа Адамса.
Долгих двадцать четыре года проект «Автостопом по Галактике» путешествовал из студии в студию, из рук в руки, подобно путнику, стремящемуся попасть из пункта А в пункт Б и вскидывающему поднятый палец вверх на пустынном шоссе. Проезжающие мимо были готовы подобрать его, но по нелепому стечению обстоятельств за все эти годы нашелся только один водитель, которому с путником оказалось по дороге. Гарт Дженнингс довез проект до пункта назначения – благодарному зрителю. Премьерой 20 апреля 2005 года в Лондоне завершилась эта долгая дорога, и с этого дня легендарный «Путеводитель путешественника «Автостопом по Вселенной» обрел жизнь на большом экране. И перед людьми, которые вынесли его на своих плечах в течение этого изнурительного пути, хочется снять шляпу.
Артур Дент, увидев в зеркале желтый бульдозер, приехавший сносить его дом, не поддался панике. Он вознамерился побриться, после чего лечь на травку между бульдозером и его домом. Никто не предупреждал Артура, что его дом снесут, поскольку он находится на месте будущей скоростной автомагистрали. Артур так бы и поступил, как собирался, если бы сосед, неожиданно появившийся у него на пороге, не предложил ему срочно отправиться в паб и выпить несколько кружек пива. Для чего? Это расслабляет мышцы лица во время перегрузок. Ведь Земле осталось существовать еще двенадцать минут, после чего космические мусорщики Вогоны разнесут ее в хлопья – третья планета от Солнца тоже оказалась не в том месте. По планам космических проектировщиков, как раз через земную орбиту должна пройти межгалактическая трасса. И чтобы остаться в живых, Артуру Денту и его соседу Форду Префекту, застрявшему на Земле полтора десятка лет назад, нужно только успеть поймать проходящий мимо звездолет и отправиться в путешествие автостопом по Галактике, держа в руках книгу-путеводитель, на обложке которого написано два слова: «Не паникуй!»
// Настоящее кино