Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

9 рота | На безымянной высоте

Для Федора Бондарчука выпустить на экраны фильм «9 рота» стало делом чести. Своим дебютом в большом кино он хотел сделать ленту «Судьба человека 2» — новый взгляд на историю, некогда поставленную его отцом. И если бы эта картина состоялась, неизвестно, случилось бы еще когда-нибудь Федору Бондарчуку взяться за экранизацию сценария Юрия Короткова.


Внимание!
Печатается с сокращениями!
Полную версию этой статьи вы можете прочитать в 11 номере журнала "про НАСТОЯЩЕЕ КИНО".


9 рота Режиссер Федор Бондарчук
В ролях Артур Смольянинов, Алексей Чадов, Константин Крюков, Иван Кокорин, Михаил Евланов, Артем Михалков, Ирина Рахманова, Михаил Пореченков, Федор Бондарчук
Актеры, выбывшие из проекта Евгений Цыганов, Николай Фоменко
Слоган «Они хотели, чтобы их любили»
Сценарий Юрий Коротков
Композитор Дато Евгенидзе
Бюджет / Маркетинг $7 млн / $1,5 млн (заявлено)
Жанр героическая драма
Страна Россия–Украина–Финляндия
Фаза проекта завершен
Производственные компании Слово, Art Pictures Group, СТС, Украинская Медийная группа, 1+1, MRP Matila Rohr Productions Oy
Дистрибьютор Гемини Фильм (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан)
Премьера 29 сентября 2005 (Россия)

Сценарий для «Судьбы человека 2» написал Петр Луцик — автор «Лимиты» и «Окраины». Герою картины предстояло провести шесть лет в плену, скитаться по горам и попасть из пекла Чечни в Дагестан. Но фильм так и не был запущен в производство, а в 2000 году не стало и самого сценариста.

Прошла еще пара лет, за которые Бондарчук успел сыграть в телесериале «Мужская работа» бывшего афганца, для которого война стала работой, а полем битвы — Чечня. Тогда-то в руки Бондарчуку и попал сценарий Юрия Короткова, автора романа «Авария, дочь мента», по которому был снят одноименный кинофильм. Новый сценарий повествовал о событиях конца войны в Афганистане, и в его основу легла реальная история 9-й роты 345-го парашютно-десантного полка, сражавшейся с «черными аистами» Усамы Бен Ладена в Афганистане в первые дни 1988 года. С этого момента и следует отмерять минуты, часы, дни и годы, потребовавшиеся для переноса на широкий экран истории, получившей в память об участниках этих событий название «9 рота».

Обратить свое внимание на сценарий и загореться идеей рассказа о событиях в Афганистане, имеющей немало параллелей с происходящим в Чечне, — это одно, а реализовать столь масштабный проект в 2003 году — совсем другое. Герои были написаны очень живо, за их поступками вставали реальные люди и актеры, которые бы могли воплотить эти образы. И Алексей Чадов, появившийся на киноэкранах в картине Алексея Балабанова «Война», пришел на ум Бондарчуку в качестве претендента на роль в картине одним из первых. Примерно в то же время к проекту присоединились Михаил Пореченков и Константин Крюков. Что же касается Николая Фоменко, то он был зван Бондарчуком еще в картину «Судьба человека 2».

Запуск фильма откладывался несколько раз в силу разных причин, но в основном проблемы сводились к финансированию. Собрать запланированные 5 миллионов долларов на масштабную постановку о войне — задача не из легких. Бондарчуку было предложено, прежде чем браться за постановку «9 роты», попробовать себя в качестве режиссера фильма «Свои», но он отказался, решив не растрачивать силы. «Мы столько раз были на стартовой черте, даже были определены сроки выезда на натуру… Но проблемы с формированием бюджета всякий раз заставляли нас отложить тот вожделенный момент, когда наконец поднимется хлопушка и режиссер произнесет долгожданное слово «Мотор!», — делился наболевшим Бондарчук в одном из интервью. Даже дал себе слово, что если в 2004 году не отыщет окончательного финансирования для картины, позволит себе переключиться на что-то другое. Но в конце концов были найдены и государственное финансирование, и партнерское продюсирование проекта с помощью студии «Слово».

Долго пришлось решать и другую проблему. Из-за стремления к достоверности режиссер хотел делать картину в максимально приближенных к реальным условиях, выбирая натуру в Таджикистане, в местах, где небезопасно, но за страхование дорогостоящего кинооборудования никто браться не хотел. «В этой истории я не имел права обманывать. Ни зрителя, ни себя самого, — объясняет Бондарчук причины затяжной паузы. — Нельзя ее снять на десяти квадратных метрах подмосковного карьера. Нельзя, чтоб в кадре были полтора танка».

Потом натуру решили искать на Домбае, но и там не нашлось ничего подходящего. Ранней весной 2004 года группа выехала на выбор натуры в Крым, но заснеженные перевалы не позволили даже добраться до запланированных мест. Пришлось возвращаться в Москву.

Сомнения в том, что эта местность подойдет, конечно, были. Но крымским горам не привыкать изображать другие территории. Тут снимали «Кавказскую пленницу», «Всадника без головы», «Сердца трех» и «Королевство кривых зеркал». На этот раз стараниями художников местные ландшафты были превращены в выжженный Афган.

Параллельно с выбором места съемок шел подбор актеров. Алексей Чадов еще на первом этапе подготовки к картине был определен на роль Воробья, но за время, прошедшее с «Войны», он успел набрать мышечную массу, что совершенно не соответствовало образу тихого домашнего мальчика, которого ему предстояло сыграть. Впрочем, демонстрации хорошей физической формы актера в первой части картины удалось избежать благодаря проверенным временем кинематографическим приемам: где-то был выбран правильный ракурс, где-то одежда максимально сглаживала бугорки мышц на тренированном теле.

В картине также было заявлено участие Евгения Цыганова, дебютировавшего в «Коллекционере» Юрия Грымова, и Артура Смольянинова, ставшего любимцем публики после сериала «Тайный знак» и критиков после ленты «Шик» Бахтиера Худойназарова, где он сыграл вместе с другим актером из будущей «9 роты» Иваном Кокориным. Назывались имена Артема Михалкова, Константина Крюкова и Михаила Евланова. Пореченков был утвержден на роль прапорщика Дыгало, который хочет воевать, но вынужден натаскивать пацанов в приграничной учебке и отправлять на войну, где учиться будет уже поздно. Роль другого прапорщика по кличке Хохол была закреплена за Николаем Фоменко. Говорилось о возможном участии в ленте Александра Баширова и Александра Лыкова. Сам же Федор Бондарчук должен был сыграть небольшую роль белобрысого дембеля из Красноярска.

Однако незадолго до начала съемок в актерском составе появились изменения. Первым из группы выпал Евгений Цыганов. Какая роль ему отводилась в картине, нигде не сообщалось, поэтому можно только строить догадки.

«Когда мне дали сценарий, сказали: «Есть Джоконда и есть Лютый, выбирай», — рассказал нашему изданию историю своего участия в «9 роте» Артур Смольянинов. — Джоконда у меня вызвал больше актерского азарта. Лютый так написан, что он оказался очень близок мне по психофизике, и мне тогда казалось, что я это сделаю легко. А Джоконда был совершенно другим. И мне даже не очень было понятно, почему меня утвердили на эту роль. Он добродушный, лапочка такой, больше всех знающий. На меня посмотришь и не скажешь, что я лапочка и тюлень, в хорошем смысле этого слова. Я подумал, что роль будет на сопротивлении, мне будет интересно над ней работать, и выбрал Джоконду. Прошли пробы, после чего мне сообщили, что артист на роль утвержден. Я играл свой дипломный спектакль, когда раздался звонок. «Сейчас с вами будет говорить Федор Бондарчук». — «Артур, у нас есть изменения по вашей роли». Ну, все, думаю, буду играть седьмого солдата в шестой шеренге. Приезжаю. «Артур, мы решили, что вы будете играть у нас Лютого». Я это воспринял без энтузиазма, потому что уже начал психологически готовиться к Джоконде. «Там очень сложный финал, вы справитесь?» — спросил меня Федор. Я не был готов что-либо ответить, но поскольку надо было что-то сказать, я ответил: «Да». Хотя это был для меня удар, нужно было еще осмыслить, переварить. Я потом у Федора спрашивал, почему решили утвердить меня на эту роль. Он посмотрел на меня и говорит: «А потому что я очень умный!»

Случилась в актерском составе и другая замена. Уже в процессе съемок из картины выбыл Николай Фоменко. Для режиссера, конечно, это был удар ниже пояса. Срочно были организованы поиски замены. В числе откликнувшихся на просьбу об участии в фильме был Владимир Машков, но он в это время снимался в США и был готов приступить к работе над «9 ротой» только десять дней спустя. Останавливать же съемки, каждый день которых обходился в среднем в 25 тысяч долларов, стало бы слишком дорогим удовольствием. Решение сыграть Хохла далось Бондарчуку нелегко. Он никак не хотел соглашаться с мнением окружающих, которые, как один, говорили, что лучше, чем он сам, эту роль никто не сыграет. Когда же решение было принято, он первым делом известил об этом свою мать актрису Ирину Скобцеву.

График съемок спланировали таким образом, чтобы лента снималась посценно — так, как написано в сценарии. В какой-то мере это было необходимо — чтобы к концу съемок в учебной части актеры действительно обрели достойную физическую форму и могли в кадре наиболее достоверно «участвовать в боевых действиях» на съемочной площадке.

Съемки шли в очень напряженном режиме. В фойе алуштинского пансионата «Спартак» висело объявление «8.00 — завтрак. Опоздавшие обслуживаться не будут. Директор картины». Впрочем, тех, кто проспал завтрак, никто не винил. Главное было не опаздывать на площадку. В течение съемочного дня, который длился иногда почти сутки, участники группы ели и спали там же на камнях, но, приезжая в пансионат, после вечернего душа обязательно собирались все вместе.

За время работы в Крыму в кадр попадали карьеры Балаклава, скалы Роу, учебная база украинских вооруженных сил на Ангарском перевале и на военном аэродроме в Бекетово. Съемки велись в Саки, Агамыше, на мысе Чауда… По крымским дорогам группа проехала более десяти тысяч километров. Всего за время съемок в Крыму, Москве и Узбекистане, где делались общие планы, было задействовано 18 объектов. Киноэкспедиция длилась 150 дней, из которых на Москву и Крым пришлось 111.

Немало сложностей возникло с реквизитом. Любезно предоставленная украинскими военными техника требовала перекраски из ярко-зеленых в «пустынные» цвета и хаки. Та же участь постигла и учебные городки, которые поменяли жовто-блокитную расцветку на защитную. Всего во время работы над картиной было использовано около тонны акриловой краски, потому как после окончания съемок все объекты необходимо было привести в первоначальный вид.

Но больше всего неприятностей доставили самолеты. На площадке их было задействовано три штуки: один летал, второй снимали стоящим на взлетной полосе, а от третьего отрезали заднюю часть и сняли моторы, чтобы поставить сцену крушения. Тот лайнер, что снимался стоящим на аэродроме, был арендован у частных владельцев на несколько дней, но расцветкой категорически не подходил для фильма, резко отличаясь от того, который прежде уже летал и садился. В связи с этим его решено было перекрасить, но лишь с условием владельцев, чтобы краска легко смывалась. За вечер работы по приданию летательному аппарату нового внешнего вида были закончены, но когда утром пришло время устанавливать съемочное оборудование, оказалось, что вся свежая краска облезла. Пришлось задержать съемки еще на день, но теперь была гарантия, что избавиться от новой покраски окажется легко. Самолет снова был выкрашен в нужный цвет, съемки на аэродроме закончились. Но ни на следующий, ни через день владельцу летательный аппарат вернуть не удалось. Новая краска оказалась куда лучше прежней — она уже не смывалась.

На съемку же сцены взрыва самолета ушло 17 дней и обошлась она в 450 тысяч долларов. К слову, дополнительных финансовых вложений потребовали и растянувшиеся из запланированных 90 до 150 дней съемки. В итоге бюджет ленты вдвое превысил запланированный и составил 9 миллионов долларов. Порой простои на площадке случались из-за отсутствия какого-либо реквизита, на который требовались средства. Простой же, в свою очередь, влек за собой незапланированные расходы на поддержание съемочной группы. Ведь на площадке в разное время работало 150 человек, не считая двухтысячной массовки, основу которой составляли солдаты украинской армии.

Для соблюдения исторической достоверности консультанты у фильма появились еще на этапе работы над сценарием. Бывший министр обороны России Павел Грачев, командовавший в чине подполковника с июля 1982 по июнь 1983 года 345-м отдельным парашютно-десантным полком, прочитав сценарий, одобрил его, выразив уверенность, что это будет лучший фильм о войне в Афганистане. Консультировал Короткова и Валерий Востротин, командовавший 345-м опдп, когда происходила история, описываемая в кинокартине. Но и на съемочной площадке группа не оставалась без присмотра участников тех событий. К ним Бондарчук обязательно обращался, уточняя, какие сигареты курили афганцы, какие особенные слова были у них в обиходе, — все было направлено на то, чтобы ни один из афганцев не почувствовал фальши.

За четыре с лишним месяца съемок в группе случалось всякое, но к концу экспедиции они стали почти семьей. Лучше всего об этом поведал в интервью «Настоящему кино» Артур Смольянинов, рассказывая о съемках кульминационной сцены фильма: «В этот момент был закат. И такое небо! Нереальное! И мы словно оказались в другой реальности. Это было и страшно, и вызывало нечеловеческий, щенячий, восторг. Даже словами передать сложно. Все свою энергию собрали воедино, чтобы все получилось. Я в это время сильнее всего почувствовал, что мы все вместе, что рядом со мной свои. Все затаилось. Никто этого не говорил, но все понимали, что сегодня произойдет то, ради чего мы все собрались здесь. Напряжение и концентрация были предельными, и когда мы приехали с площадки, никто не вышел на вечернюю встречу. Все рухнули без сил».

Выход фильма был запланирован на 9 мая 2005 года, но затянувшиеся съемки сдвинули дату премьеры сначала на август 2005 года, а потом и на сентябрь. Последнее решение было связано с тем, что на зиму отодвинулся «Ночной дозор 2», прокатом которого занимается компания «Гемини фильм», а терять удачно выбранную дату премьеры было ни к чему. К тому же перенос позволил чуть более основательно подойти к процессу post-production. На цветокоррекцию ушло более 500 часов, во время которых удалость добиться правильного визуального решения ленты. А в июне-июле потребовался выезд в Крым для записи атмосферных шумов, которые потом монтировались на английской Pinewood — студии, где велась работа над всей «бондианой», «Черным ястребом» Ридли Скотта и полотном Сергея Бондарчука «Ватерлоо» в 1970 году.

Очевидно, что «9 рота» Федора Бондарчука претендует на звание самого громкого события 2005 года в российском кино. Заинтересованность в прокате ленты проявляют и международные студии, уже куплены права на прокат в Европе. Тема афганской войны сегодня столь же актуальна для мира, как и в 1989 году, когда воины-интернационалисты покидали непокорную страну, а военачальники забывали своих бойцов, оставляя погибать под огнем душманов на очередной безымянной высоте.

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.