Сотрудничество с Люметтом продолжилось на «Ловушке» и «Вердикте», после чего Бартковяк стал главным оператором режиссера, создав за двенадцать лет десять совместных проектов. За время сотрудничества с Люметом, Бартковяк заработал репутацию непревзойденного мастера городских пейзажей и визуальной структуры, доказав «Вопросами и ответами», что даже цветной фильм можно приблизить к эстетике черно-белого.
На протяжении 80-х и 90-х годов Анджей Бартковяк поработал над немалым количеством блокбастеров, ставших современной классикой. Он снимал Джека Николсона в «Словах нежности» и «Чести семьи Прицци», Ричарда Гира, Джина Хэкмена и Дензела Вашингтона во «Власти», Арнольда Шварценеггера в «Близнецах», Шона Коннери в «Семейном бизнесе» и «Хорошем человеке в Африке», Киану Ривза в «Скорости» и «Адвокате дьявола», Пирса Броснана в «Пике Данте», Мела Гибсона в «Смертельном оружии 4» и Кевина Костнера в «Тринадцати днях». В 1993 году Анджей номинировался на международном профессиональном операторском кинофестивале в родном Лодзе за работу над «Падением» («С меня хватит!»).
Как и многие люди его профессии, в конце концов он пересел в режиссерское кресло, дебютировав в 2000 году экшном «Ромео должен умереть» - первым голливудским фильмом Джета Ли, в котором он представал в образе хорошего парня. Год спустя Бартковяк возглавил проект «Сквозные ранения» - последнюю крупную кинотеатральную картину Стивена Сигала, а в 2003 выпустил гангста-боевик «От колыбели до могилы». «Doom» стал первой крупнобюджетной режиссерской работой Бартковяка. Забавно, что ни на одной из этих своих картин он не стоял за камерой.
Анджей, почему вы, будучи очень известным оператором, не снимали собственные фильмы?
Потому что нагрузка на этих проектах невероятно велика. Можете быть уверены, я глубоко вовлечен в процесс создания картины, но на все меня не хватает. Поэтому, если говорить про «Дум», я ограничился должностью супервизора. Я пришел на картину за шесть недель до окончания pre-production, в течение которых мне было необходимо отредактировать сценарий, внести коррективы в декорации и изменить гардероб. К счастью, все существовало только на бумаге, поэтому мои поправки не обернулись колоссальными денежными вложениями. Что до работы за камерой, то это невозможно совмещать. Я лично тестировал декорации, подбирал тон изображения, ставил свет и решал, какие ракурсы я хочу использовать.
Но не ужели за все время съемок вы ни разу не позавидовали своему оператору?
Поверьте, мое участие во всем этом было очень велико. Я готов поставить свою подпись на каждом кадре фильма.
Из истории создания «Дума»: Первые слухи о затевающейся экранизации шутера родились в 1996 году, когда на прилавках магазинов появилась обновленная версия «Doom II». Universal Pictures приобрела права на экранизацию, и волна мистификаций захлестнула профильные издания и интернет. Фанаты требовали фильма, утверждая что его постановкой интересуется Джеймс Кэмерон, а главная роль отойдет Брюсу Кэмпбеллу. Официальная книге об игре, выпущенная в поддержку игровой франшизы, содержала раздел интервью, в котором разработчики сообщали, что студия ведет переговоры с Айвеном Рэйтманом, а Джордж Ромеро добавлял, что велика вероятность участие в проекте Арнольда Шварценеггера. На Universal мыслили в одном с Ромеро направлении, и даже вели переговоры с Сильвестром Сталлоне, связанным со студией контрактом на три картины, однако тот не проявил интереса к проекту.
Дуэйн Джонсон, сыгравший в «Думе» сержанта, сегодня считается единственным преемником Шварценеггера. Каким образом он попал в фильм и настаивали ли на его кандидатуре Universal?
Никто не на чем не настаивал, мы просто связались с ним через его агента. Все эти разговоры про Арнольда и Сталлоне – обычная вещь для индустрии. Окологолливудские круги полнятся слухами, а по существу в 1996 году в природе даже не существовало сценария «Doom». Права на картину приобрел Лоренцо ДиБонавентура, а более-менее активная фаза на проекте началась лишь в 2001-м году.
И как вам работалось со ‘Скалой’?
Дуэйн отличный парень и большой профессионал. Забавно, что об этом зашла речь, но прежде мне уже доводилось работать с Арнольдом. Кроме того, в команде гримеров работал Джефф Даун (он отвечал за Джонсона), и он тоже делал со Шварценеггером несколько фильмов (вернее, все картины начиная с 1984 года, за исключением «Рыжей Сони», «Коммандо», «Без компромиссов» и «Джуниора» - прим. авт.). Поэтому дух Арнольда постоянно присутствовал на съемках.
Случались ли во время работы какие-то забавные казусы?
Да, в одной из декораций в полу была огромная дыра, заполненная водой. Естественно, мы поставили вокруг нее предостерегающие марки, но каждый хотя бы по разу за время съемок успел в нее провалиться. Иногда была смешно до колик: человек только выбрался, переоделся в теплое и высушил волосы, как снова падал туда! Я и сам был на краю, но все же сумел удержаться.
Из истории создания «Дума»: На одном из этапов проекта, когда съемочный процесс был в самом разгаре, в Сеть просочилось истерическое сообщение от «инсайдера», спровоцировавшее волну недовольства. По словам «осведомленного источника», Universal были твердо намерены получить для картины рейтинг PG (зрители до 13 лет допускаются на сеансы с разрешения родителей), а добрая часть игровых монстров якобы осталась за бортом сценария. В памяти киноманов все еще было свежо воспоминание об обескровленном кросс-овере «Чужой против Хищника», превратившимся в нечто неподдающееся описанию, а вся концепция «Doom» просто требовала рек крови.
Что вы можете сказать о насилии в игре и насилии в сценарии?
Да все в норме. Это же фантастика, в фильме нет ничего реального. Может я вас разочаровываю, но я либерально отношусь ко всему этому. Одно время мне хотелось получить PG, или, хотя бы, PG-13, но, в конце-концов это же «Doom» - и фильм получился достаточно жестким.
А вы сами играли в Doom?
Совсем чуть-чуть, чтобы почувствовать атмосферу. Я мог бы сказать, что играю в компьютерные игры каждую свободную минуту, но это не так. У меня нет зависимости. Я попросил создателей игры, чтобы они продемонстрировали мне ее возможности, проиграв все варианты. Они записали для меня на видео прохождение уровней – и оттуда я и черпал вдохновение.
Было сложно снимать сцену от первого лица?
Конечно, было очень много работы со Steadicam*, которая осложнялась небольшими размерами декораций – узкие коридоры, слабое освещение, туман (чтобы лучше рисовались лучи света – прим. авт.), было скользко, потому что постоянно сверху капала вода – все это не прибавляло удобств. Мы использовали сценарий – вся эта сцена была точностью в нем прописана, потому что Лоренцо ДиБонавентура и Дэвид Каллахан прекрасно понимали, чего именно ждут от фильма гэймеры.
*Steadicam: – разработка Гаррета Брауна, впервые примененная на съемках «Рокки». Это небольшая платформа для камеры, движения которой амортизируют специальные поддержки, крепящиеся к жилету оператора.
Анджей, вы не могли бы прокомментировать первый прокатный уик-энд ленты? Все-таки $15 млн. для «Дума» не такая уж и большая сумма. Особенно учитывая что все основные конкуренты («Смертельная битва», «Обитель зла») стартовали куда лучше…
Да, это ужасный год. Столько бедствий, что американцы просто не хотят идти в кинотеатры. Плюс матчи Суперкубка, пришедшиеся на эти дни. Конечно, мы несколько разочарованы, так как рассчитывали получить от $18 до $20 млн., и у меня просто нет объяснения происходящему. Но в любом случае, фильм заработает свои деньги. Может, сумма будет и меньше той, на которую рассчитывает Universal, но так или иначе картина принесет прибыль.
Но раз студия настолько уверена в успехе, каковы шансы появления сиквела?
Нет никакого сценария, но подобная идея, разумеется, обсуждалась. Безусловно, мне хотелось бы его сделать, однако он не будет моим следующим фильмом. Весной освобождаются актеры, с которыми я веду переговоры относительно «Эскобара», работа над которым начнется к лету. Возможно, «Doom II» станет следующим.
А нет ли у вас желание снять по фильм по мотивам еще какой-нибудь видеоигры?
Все будет зависеть от сценария.
Вопросы на пресс-джанкете задавали: Денис Данилов («Настоящее кино»), Михаил Судаков («Кино-говно.ком»), Мария Свешникова («Страна.ру») // <a href="http://www.filmz.ru/"> Настоящее кино</a> </blockquote>
Главный шутер от первого лица добирался до экранов мучительно долго. Девять лет понадобилось Universal Pictures, чтобы «Doom» проделал путь от самого ожидаемого проекта до готовой картины. В преддверии выхода «Дума» на отечественные экраны, Москву с однодневным визитом посетил постановщик экранизации, Анджей Бартковяк, а мы не преминули встретиться с режиссером, с удовольствием поговорившим с нами о настоящем кино.
Краткая справка: Прославленный оператор, а с 2000 года еще и режиссер, Анджей Бартковяк родился в 1950 году в городе Лодзь, Польша. Закончив обучение в местной киношколе, в возрасте 22 лет он иммигрировал в США, где устроился работать в индустрию рекламы. Полнометражный дебют Бартковяка состоялся в 1976 году, когда он снял для Ивана Наги криминальный триллер «Смертельный герой». Но настоящее уважение среди профессионалов Бартковяк заработал лишь пять лет спустя картиной Сидни Люметта «Принц города», для которой ему пришлось снять более ста манхэттенских натур так, чтобы они отличались друг от друга.
Сотрудничество с Люметтом продолжилось на «Ловушке» и «Вердикте», после чего Бартковяк стал главным оператором режиссера, создав за двенадцать лет десять совместных проектов. За время сотрудничества с Люметом, Бартковяк заработал репутацию непревзойденного мастера городских пейзажей и визуальной структуры, доказав «Вопросами и ответами», что даже цветной фильм можно приблизить к эстетике черно-белого.
На протяжении 80-х и 90-х годов Анджей Бартковяк поработал над немалым количеством блокбастеров, ставших современной классикой. Он снимал Джека Николсона в «Словах нежности» и «Чести семьи Прицци», Ричарда Гира, Джина Хэкмена и Дензела Вашингтона во «Власти», Арнольда Шварценеггера в «Близнецах», Шона Коннери в «Семейном бизнесе» и «Хорошем человеке в Африке», Киану Ривза в «Скорости» и «Адвокате дьявола», Пирса Броснана в «Пике Данте», Мела Гибсона в «Смертельном оружии 4» и Кевина Костнера в «Тринадцати днях». В 1993 году Анджей номинировался на международном профессиональном операторском кинофестивале в родном Лодзе за работу над «Падением» («С меня хватит!»).
Как и многие люди его профессии, в конце концов он пересел в режиссерское кресло, дебютировав в 2000 году экшном «Ромео должен умереть» - первым голливудским фильмом Джета Ли, в котором он представал в образе хорошего парня. Год спустя Бартковяк возглавил проект «Сквозные ранения» - последнюю крупную кинотеатральную картину Стивена Сигала, а в 2003 выпустил гангста-боевик «От колыбели до могилы». «Doom» стал первой крупнобюджетной режиссерской работой Бартковяка. Забавно, что ни на одной из этих своих картин он не стоял за камерой.
Анджей, почему вы, будучи очень известным оператором, не снимали собственные фильмы?
Потому что нагрузка на этих проектах невероятно велика. Можете быть уверены, я глубоко вовлечен в процесс создания картины, но на все меня не хватает. Поэтому, если говорить про «Дум», я ограничился должностью супервизора. Я пришел на картину за шесть недель до окончания pre-production, в течение которых мне было необходимо отредактировать сценарий, внести коррективы в декорации и изменить гардероб. К счастью, все существовало только на бумаге, поэтому мои поправки не обернулись колоссальными денежными вложениями. Что до работы за камерой, то это невозможно совмещать. Я лично тестировал декорации, подбирал тон изображения, ставил свет и решал, какие ракурсы я хочу использовать.
Но не ужели за все время съемок вы ни разу не позавидовали своему оператору?
Поверьте, мое участие во всем этом было очень велико. Я готов поставить свою подпись на каждом кадре фильма.
Из истории создания «Дума»: Первые слухи о затевающейся экранизации шутера родились в 1996 году, когда на прилавках магазинов появилась обновленная версия «Doom II». Universal Pictures приобрела права на экранизацию, и волна мистификаций захлестнула профильные издания и интернет. Фанаты требовали фильма, утверждая что его постановкой интересуется Джеймс Кэмерон, а главная роль отойдет Брюсу Кэмпбеллу. Официальная книге об игре, выпущенная в поддержку игровой франшизы, содержала раздел интервью, в котором разработчики сообщали, что студия ведет переговоры с Айвеном Рэйтманом, а Джордж Ромеро добавлял, что велика вероятность участие в проекте Арнольда Шварценеггера. На Universal мыслили в одном с Ромеро направлении, и даже вели переговоры с Сильвестром Сталлоне, связанным со студией контрактом на три картины, однако тот не проявил интереса к проекту.
Дуэйн Джонсон, сыгравший в «Думе» сержанта, сегодня считается единственным преемником Шварценеггера. Каким образом он попал в фильм и настаивали ли на его кандидатуре Universal?
Никто не на чем не настаивал, мы просто связались с ним через его агента. Все эти разговоры про Арнольда и Сталлоне – обычная вещь для индустрии. Окологолливудские круги полнятся слухами, а по существу в 1996 году в природе даже не существовало сценария «Doom». Права на картину приобрел Лоренцо ДиБонавентура, а более-менее активная фаза на проекте началась лишь в 2001-м году.
И как вам работалось со ‘Скалой’?
Дуэйн отличный парень и большой профессионал. Забавно, что об этом зашла речь, но прежде мне уже доводилось работать с Арнольдом. Кроме того, в команде гримеров работал Джефф Даун (он отвечал за Джонсона), и он тоже делал со Шварценеггером несколько фильмов (вернее, все картины начиная с 1984 года, за исключением «Рыжей Сони», «Коммандо», «Без компромиссов» и «Джуниора» - прим. авт.). Поэтому дух Арнольда постоянно присутствовал на съемках.
Случались ли во время работы какие-то забавные казусы?
Да, в одной из декораций в полу была огромная дыра, заполненная водой. Естественно, мы поставили вокруг нее предостерегающие марки, но каждый хотя бы по разу за время съемок успел в нее провалиться. Иногда была смешно до колик: человек только выбрался, переоделся в теплое и высушил волосы, как снова падал туда! Я и сам был на краю, но все же сумел удержаться.
Из истории создания «Дума»: На одном из этапов проекта, когда съемочный процесс был в самом разгаре, в Сеть просочилось истерическое сообщение от «инсайдера», спровоцировавшее волну недовольства. По словам «осведомленного источника», Universal были твердо намерены получить для картины рейтинг PG (зрители до 13 лет допускаются на сеансы с разрешения родителей), а добрая часть игровых монстров якобы осталась за бортом сценария. В памяти киноманов все еще было свежо воспоминание об обескровленном кросс-овере «Чужой против Хищника», превратившимся в нечто неподдающееся описанию, а вся концепция «Doom» просто требовала рек крови.
Что вы можете сказать о насилии в игре и насилии в сценарии?
Да все в норме. Это же фантастика, в фильме нет ничего реального. Может я вас разочаровываю, но я либерально отношусь ко всему этому. Одно время мне хотелось получить PG, или, хотя бы, PG-13, но, в конце-концов это же «Doom» - и фильм получился достаточно жестким.
А вы сами играли в Doom?
Совсем чуть-чуть, чтобы почувствовать атмосферу. Я мог бы сказать, что играю в компьютерные игры каждую свободную минуту, но это не так. У меня нет зависимости. Я попросил создателей игры, чтобы они продемонстрировали мне ее возможности, проиграв все варианты. Они записали для меня на видео прохождение уровней – и оттуда я и черпал вдохновение.
Было сложно снимать сцену от первого лица?
Конечно, было очень много работы со Steadicam*, которая осложнялась небольшими размерами декораций – узкие коридоры, слабое освещение, туман (чтобы лучше рисовались лучи света – прим. авт.), было скользко, потому что постоянно сверху капала вода – все это не прибавляло удобств. Мы использовали сценарий – вся эта сцена была точностью в нем прописана, потому что Лоренцо ДиБонавентура и Дэвид Каллахан прекрасно понимали, чего именно ждут от фильма гэймеры.
*Steadicam: – разработка Гаррета Брауна, впервые примененная на съемках «Рокки». Это небольшая платформа для камеры, движения которой амортизируют специальные поддержки, крепящиеся к жилету оператора.
Анджей, вы не могли бы прокомментировать первый прокатный уик-энд ленты? Все-таки $15 млн. для «Дума» не такая уж и большая сумма. Особенно учитывая что все основные конкуренты («Смертельная битва», «Обитель зла») стартовали куда лучше…
Да, это ужасный год. Столько бедствий, что американцы просто не хотят идти в кинотеатры. Плюс матчи Суперкубка, пришедшиеся на эти дни. Конечно, мы несколько разочарованы, так как рассчитывали получить от $18 до $20 млн., и у меня просто нет объяснения происходящему. Но в любом случае, фильм заработает свои деньги. Может, сумма будет и меньше той, на которую рассчитывает Universal, но так или иначе картина принесет прибыль.
Но раз студия настолько уверена в успехе, каковы шансы появления сиквела?
Нет никакого сценария, но подобная идея, разумеется, обсуждалась. Безусловно, мне хотелось бы его сделать, однако он не будет моим следующим фильмом. Весной освобождаются актеры, с которыми я веду переговоры относительно «Эскобара», работа над которым начнется к лету. Возможно, «Doom II» станет следующим.
А нет ли у вас желание снять по фильм по мотивам еще какой-нибудь видеоигры?
Все будет зависеть от сценария.